Что такое платок – головной убор, аксессуар или произведение искусства? О Павлопосадских шалях, кашне, палантинах можно смело сказать, что они не только предмет гардероба, но и настоящий шедевр, создающий настроение.
24 июля в севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого открылась выставка «Русская шаль».
На экспозиции представлены павлопасадские шали из фондов севастопольского музея (они расположились в верхнем ярусе выставочного зала) и привезенные на выставку новые художественные произведения, созданные современными мастерами.
Это изделия из тонкой шерсти, шелка и хлопка. Это разнообразие цветовой гаммы, выраженной в неповторимых рисунках. Набивные мотивы растительных узоров или восточных композиций на тонком полотне шерсти порой кажутся более объемными и бархатными, а на шелке играют бликами на свету. Кисти шалей, которые вручную плетутся надомницами, придают шалям и платкам изящность и завершенность.
Заслуженные художники мануфактуры ищут элементы будущих орнаментов у богатой матушки-природы. Восемь мастеров бережно охраняют традиции "росписи" павлопосадских шалей. Характерными элементами рисунка являются растительные узоры, основанные, главным образом, на цветах, и восточные композиции. Именно с помощью форм и богатства красок творцы передают свое вдохновение людям.
«Павлопосадской платочной мануфактуре» уже 200 лет. В чем же секрет популярности ее изделий? Об этом рассказал главный художник фабрики, заслуженный художник России, лауреат государственных премий, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Зубрицкий, который и привез выставку в Севастополь.
Он считает, что успех мануфактуры, которая существует уже 200 лет, заключается в том, что люди, работающие на производстве, не просто трудятся, но любят свое дело и вкладывают в него частичку своей души. Кроме того, по словам главного художника, у фабрики есть свой покровитель – это один из основателей их мануфактурного производства Василий Грязнов, который в 1999 году был причислен к лику святых. «У нас есть свой святой», – сказал главный художник и добавил, что им дорого имя павлопосадского праведника.
Виктор Зубрицкий, рассказывая о продукции, обратил внимание на то, что среди традиционных изделий фабрика выпускает и тематические платки.
В дар музею были преподнесены платок с изображением святого праведного Василия Павлопосадского с эпизодами его жития, платок, символизирующий Крым, ну и, конечно, прекрасные шали с растительно-восточными мотивами.
«Я думаю, платок, выпущенный в честь 200-летия Бородинского сражения, символизирующий победу русского оружия, победу русского духа, будет как бы созвучен с легендарным городом Севастополем, который овеян славой русской доблести», – сказал главный художник фабрики, вручая его директору севастопольского художественного музея Наталье Бендюковой.
Поблагодарив за подарки, руководитель музея сказала, что павлопосадские платки и шали – это своего рода символ России, и что Севастополь рад приветствовать «первую выставку, которая приехала из России, после того, как мы вернулись домой». К этим словам присоединилась и начальник Управления культуры горда Севастополя Ирина Константинова.
Павлопосадская шаль стала не только частью русского женского костюма, но и музейным экспонатом. Коллекции этих шалей хранят крупнейшие музеи страны, такие как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и другие музеи России.
Выставка в севастопольском музее продлится до 11 августа. Здесь жителей и гостей Севастополя ждет встреча с «Ароматом любви», «Молодушкой», «Восточной сказкой», «Розами на снегу», «Песней ветра»... Именно такие названия имеют эти шали и платки, которые поистине можно причислить к высокохудожественным произведениям искусства.
Возможно, поэтому одна из посетительниц выставки поделилась с художником своими переживаниями и сказала, что, когда у нее бывают трудные периоды в жизни, она накидывает цветастую шаль на плечи и садится пить чай. Это, по ее словам, очень помогает ей справляться с неприятностями.
Известный русский художник XIX-XX веков Борис Кустодиев, будучи прикованным к инвалидному креслу, просил павлопосадские «картины» размещать на стенах его комнаты. Они, как рассказал Виктор Зубрицкий, не только давали ему силу, но и вдохновляли его на новые труды.
Несмотря на то, что эта красота сегодня выставляется в музее, ее можно и нужно носить. Павлопасадские шали очень популярны в России, Белоруссии и Средней Азии. Европейские женщины тоже не остаются равнодушными к ним.
Наверное, такие вещи нужно уметь носить. Но то, что они подчеркивают женскую красоту и нежность, облагораживают – это совершенно точно.
Многие, конечно, спросят о цене, которая довольно высока, но когда воочию увидишь шаль или платок, похожий то ли на ковер, то ли на картину – понимаешь, что такая стоимость оправдана.
Елена Озаренко
Фото автора
Главный художник фабрики, заслуженный художник России, лауреат государственных премий, член корреспондент Российской академии художеств Виктор Зубрицкий; начальник Управления культуры горда Севастополя Ирина Константинова.
Виктор Зубрицкий передает директору севастопольского музея им. М.П. Крошицкого Натальи Бендюковой привезенные подарки.
Обсуждение (11)
Эх, жаль не попала - с удовольствием бы посмотрела. Где у нас заранее оповещают о таких городских выставках? Хотелось бы не пропускать.
to Лорис
До 11 августа выставка в музее им. Крошицкого.
спасибо за сообщение-обязательно сходим!
'Шаль', - мне кажется, это более южное слово. Такое слово не встречается в словаре Даля в значении 'платок'. Торжественный платок в центральной и особенно северной России традиционно называется 'Плат'.
Этимологический словарь Крылова:
Шаль
Заимствовано из польского, где szal через французское посредство восходит к персидскому sal – "покрывало из шерстяной материи".
Толковый словарь Даля:
Шаль
ж., английский долгий платок на плеча, двойной плат. Некогда турецкие шали были в большом ходу. Шалевое платье, скроенное из шали.
Толковый словарь Даля:
ПЛАТ
ПЛАТ, платье, платяной, см. платать.
to dlz77 (Первопрестольная)
Благодаря Вашему примечанию заинтересовалась...
одним из отличий павлово-посадского платка от шали является бахрома. У шали она вязанная вручную в пять рядов, выполнена, как правило, из шелка, длинною около 15 см. У павловопосадского платка бахрома прямая, без "вязи" и длинною около 10 см. Материал для бахромы у павлово-посадского платка изпользуют двух видов: шерсть и шелк.
Кроме того, отличие шали от платка еще и в плотности ткани: у павло-посадской шали материал гораздо плотнее чем у платка, т.н. "уплотненка".
Ой, надо бежать в музей.
Моя жена очень любит эти платки и шали, носит с удовольствием. Очень красиво и женственно.
Красота-то какая. Девчонки, наряжайтесь, это вам не китайский ширпотреб.
to dimitro (Севастополь)
Дык это. Оно там не продается. Только посмотреть (((
Он считает, что успех мануфактуры, которая существует уже 200 лет, заключается в том, что люди, работающие на производстве, не просто трудятся, но любят свое дело и вкладывают в него частичку своей души.
Откройте филиал в Севатополе,создайте у нас рабочие места и люди наши не частичку а всю душу вложат в это творчество.
to Лисавета (г. Севастополь) to dimitro (Севастополь) Дык это. Оно там не продается. Только посмотреть (((
С понедельника будет кое-что продаваться. По крайней мере об этом было заявлено на открытии выставки, правда красота эта стоит денег.