Севастополь

В Севастополе оценивают «третий удар» нашей армии

«На Севастопольском направлении наши войска продолжали вести наступательные бои…»

Выставка «Третий удар», организованная Российской галереей искусств (РГИ) совместно с Музеем кино, не только отсылает нас к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от фашистов. Она подталкивает внимательного зрителя к более глубокому исследованию судьбы собственного народа и конкретного человека — по замыслу директора музейно-выставочного центра РГИ Виталия Зотова, актуализируя через изобразительные средства тему подвига, достоинства, чести.

Ткань выставки строится вокруг полнометражного фильма Игоря Савченко «Третий удар» (1948), который посвящён подготовке и проведению Крымской наступательной операции 1944 года. Хотя фильм художественный, он снят по одноимённой пьесе в жанре документально-постановочной эпопеи, а его киноязык максимально приближен к документальному повествованию. Современному зрителю поначалу трудно привыкнуть, что на экране кино, а не военная хроника.

Так называемый «третий удар» — Одесско-Крымская операция (26 марта — 12 мая 1944 г.) — один из «десяти сталинских ударов», которые прозвучали в докладе И.В. Сталина 6 ноября 1944 г. на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся в качестве шагов, которые бы позволили Красной армии нанести фашистам сокрушительное поражение и двинуться на Берлин.

Куратор выставки из Музея кино Станислав Луговой отметил, что первоначально предполагалось снять 10 фильмов про каждый из ударов.

«Но сняли всего три. Первым был снят „Третий удар” (1948) про Крымскую наступательную операцию, затем был фильм „Сталинградская битва” Владимира Петрова (1949) и „Падение Берлина” Михаила Чиаурели (1949). Зрителю тогда очень доверяли, поэтому львиная доля экранного времени уделена обсуждению стратегию подготовки операции», — отметил Станислав Луговой.

По мнению кандидата исторических наук А.В. Исаева, речь Сталина про «десять ударов» была ближе к пиару, нежели к анализу положения войск, ведь открыто говорить о своих планах было не совсем безопасно. Однако его политическая речь, нацеленная на взаимоотношения с общественностью, сыграла свою роль, и тезис про десять смертоносных ударов, которые лично разработал Сталин, активно пошла в народ.

Однако вскоре после смерти Сталина в 1953 году термин «десять сталинских ударов» стал исчезать из обихода. Сегодня же, в 20-х годах XXI века, российское общество вернулось к дискуссии о том, нужно ли возвращать «десять сталинских ударов» в учебники истории. И, безусловно, появление в Севастополе такой выставки — это аргумент в копилку тех, кто считает такой шаг правильным.

Исследователь О.В. Кошина пишет, что в ходе Одесско-Крымской операция была поставлена цель силами войск 3-го Украинского фронта (под командованием генерала армии Р.Я. Малиновского) и силами Черноморского флота (под командованием адмирала Ф.С. Октябрьского) разгромить группировки противника между реками Южный Буг и Днестр, освободить северо-западное побережье Чёрного моря, Крым и выйти к линии государственной границы СССР с Румынией.

Общая численность советских войск при осуществлении Крымской наступательной операции составила 470 тысяч солдат, 435 танков и самоходных орудий, 436 самолётов, 12,7 тыс. единиц артиллерии и миномётов (из них более 3 тысяч трофейных).

«На Севастопольском направлении наши войска продолжали вести наступательные бои. Противник, прижатый к морю, оказывает ожесточённое сопротивление. Советская артиллерия обстреливает позиции, оставшиеся в руках немцев... Советские лётчики-штурмовики атаковали аэродром на мысе Херсонес и сожгли на земле 10 транспортных немецких самолётов. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 17 немецких истребителей...» — приводит О.В. Кошина сводку Совинформбюро от 19 апреля 1944 г.

Режиссёр фильма Игорь Савченко, отметила куратор выставки РГИ Виктория Данилюк, был авангардистом, пришедшим в кино в 30-е годы минувшего столетия. Поэтому в его работах нет главного героя, но преобладает героический подвиг коллектива, советского народа.

«Савченко был тем самым драматургом, который смог перенести знания пионеров кино — Сергея Эйзенштейна, Дзига Вертова, Николая Довженко — в свои работы, так что язык кино сочетался с мягким монтажом кадра», — отметила куратор выставки РГИ Виктория Данилюк.

Виталий Зотов обратил внимание, что фильм был снять по пьесе и сценарию советского драматурга и военного корреспондента, сына православного священника Аркадия Первенцева. В период освобождения Крыма он был командирован на Черноморский флот, написал множество рассказов о моряках-черноморцах, активно помогал в политический работе флота в боевой обстановке.

Директор Музея кино Лариса Баженова считает, что режиссёр Игорь Савченко, как и его фильм «Третий удар», во многом являются недооценёнными и мало изученными современниками. Однако Савченко был тем художником, который умел создать яркие художественные образы, которые продолжают работать и сейчас.

Вот один из савченковских монологов турецкого генерала в оккупированном Крыму:

«Сегодня у командующего великолепное меню: крымские вина, немецкие котлеты с румынским гарниром и подозрительные восточные сладости. Турки пока воевать не могут, но сердце турок с немцами. Наш премьер-министр Сараджоглу сказал, что каждый турок страстно желает уничтожения России. Он считает, что русская проблема может быть разрешена Германией, если будет убита, по меньшей мере, половина всех живущих в России русских. Каждый турок, даже пишущий для англичан, не может думать об этом иначе».

Разве этот фрагмент не заставляет нас с некой осторожностью смотреть на современную международную обстановку? Или вот ещё один прекрасный диалог генералов двух армий, оккупировавших Крым, — немецкой и румынской.

Немец: Турки нам пока нужны, они пропускают наши суда через проливы.
Румын: Но наши дела в Крыму не блестящи. 7 румынских дивизий в Крыму думают, что они защищают новую румынскую территорию. Турки, пропуская оружие и людей в Крым, думают, что Крым будет турецкой территорией. Вы, немцы, презираете румын и турок и думаете, что Крым будет немецким. Мы все вместе смеёмся, пьём вино, иной раз шутим. А там, на севере, стоят армии генерала Толбухина и молчат. Зарылись в землю и молчат.
Немец: Это называется загадочной русской душой.
Румын: Дело не в загадочной русской душе, а в неразгаданном плане одного человека.

В фильме «Третий удар» тоже есть загадка этого «одного человека» — товарища Сталина.

Роль Сталина в этом фильме сыграл актёр Алексей Дикий (фамилия при рождении — Диков). А.Д. Дикий родился в 1889 году и в ранние советские годы был очень востребованным и уважаемым театральным режиссёром, актёром, театральным педагогом, глубоким исследователем и теоретиком сценического и драматического искусства. Он учился у Станиславского и Немировича-Данченко, ставил драматические, оперные и даже балетные постановки в лучших театрах Москвы, а в 1937 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. На тот момент он являлся главным режиссёром и художественным руководителем Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ).

Особое совещание НКВД СССР приговорило Алексея Дикого к 5 годам лагерей по статье 58-10, 11 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда, контрреволюционная организационная деятельность).

Искусствовед В.А. Межевитин в журнале «Культурология» пишет, что Алексея Дикого тогда обвинили в шпионаже в пользу Англии. Однако ситуация в стране перед войной была очень и очень сложной, и во многих местах террористические акции провоцировали всевозможные слухи, нелепости, аресты. К тому же немецкая разведка, готовясь к военным действиям, старалась вовсю, наводняя Советский Союз провокаторами и диверсантами, что не могло не стимулировать поиски «врагов народа».

«В 1941 году дело было пересмотрено. Дикого освободили — и вдруг он становится актёром, который создаёт в кино самые любимые вождём изображения Сталина. Известно, что самым главным цензором в советском кино того времени был лично Сталин. У Дикого Сталин говорит без кавказского акцента, он очень спокойный и вежливый. Сталин сам себя именно таким и представлял», — отмечает куратор выставки Станислав Луговой.

И, пройдя лагеря, Дикий не озлобился, не стал антисоветчиком, а напротив — своим примером давал ответ на вопрос о том, что важно, а что неважно, что существенно и значимо, а что — лишь пыль. После освобождения Алексей Дикий четырежды награждался Сталинскими (Государственными) премиями за свои постановки. Как отмечает В.А. Межевитин, таковы были гримасы и противоречия эпохи.

Поэтому новая выставка РГИ — это длинный и серьёзный разговор о самом важном, как минимум для каждого жителя Севастополя, — о пути к Победе и достижении Победы.

В рамках экспозиции впервые будет представлен триптих «Безжалостный хронос» одного из классиков современной отечественного живописи — Бориса Орлова (1941 г.р.). В трёх полотнах, которые Орлов подарил Севастопольской галерее искусств, художник вводит два измерения истории. Первое — это реальные фотоснимки Великой Отечественной войны, перенесённые на полотна в виде выцветших фрагментов. Второе — фольклорные мотивы, представляющие большую историю нашей страны. И два этих изменения у Орлова переплетаются.

Выставка «Третий удар» доступна для посетителей с 3 мая по 16 июня 2024 года во временном выставочном зале Российской галереи искусств по адресу: г. Севастополь, ул. Портовая, д. 17. В канун Дня Победы, 8 мая, выставка будет бесплатной для всех.

Сергей Абрамов
Фото пресс-службы РГИ, Юлии Блоцкой

5264
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 3 (4 голосов)

Обсуждение (6)

Profile picture for user madagarova
5923

"Одесско-Крымская операция..." - ???

Это две самостоятельные операции, проведенные разными фронтами:

  • Одесская наступательная операция - 3-ий Украинский фронт при содействии Черноморского флота в рамках Днепровско-Карпатской стратегической наступательной операции.
  • Крымская наступательная операция - 4-ой Украинский фронт, Отдельная Приморская армия при взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской флотилией.

madagarova,

В статье содержатся оправдания: "Хотя фильм художественный, он снят по одноимённой пьесе в жанре документально-постановочной эпопеи, а его киноязык максимально приближен к документальному повествованию." 🙂  

   Интересующиеся тем, что происходило на самом деле, всегда могут ознакомиться с работами современных историков - упомянутого в статье А. Исаева (например, "Битва за Крым"), А. Неменко, М. Морозова, Е. Б. Мельничука, О. Романько и других специалистов... 🙂

Profile picture for user val.prasolov
5908

Интереснее было бы узнать про потери СССР в первые дни войны и в первые месяцы войны.

И задастся вопросом, а кто в этом виноват?

val.prasolov,

Если интересно, то кто вам мешает, в интернете куча информации. Кстати, в продолжение озаботившей вас ранее темы с применением ТЯО , одно мнение: https://www.youtube.com/watch?v=0aVF8E014yM

Верещагин,

Да, информации море. 

Но вот проблема точность -  цифры сильно разнятся. Услышать бы историка который глубоко покопал архивы по этой теме. Может  редакция Форпоста пригласила бы такого со статьёй....

Главное за день

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
1169

Минфин Крыма ищет подрядчика на реставрацию здания бывшего старинного банка

Сметная стоимость работ определена в сто миллионов рублей.
11:16
4
718

В Крыму стали чаще брать кредиты на учёбу

Сколько стоит быть студентом, получающим популярную специальность?
18:14
3
511