Севастополь

В Севастополе не могут найти новое место для подлодки "Бентос-300"

Безучастность правительства может «обнулить» президентский грант на восстановление уникальной подлодки «Бентос» и создание музея гидронавтики.

Открыть в Балаклаве единственный в стране музей гидронавтики на базе экспериментальной подводной лодки "Бентос-300" – давняя мечта руководителя секции гидронавтики севастопольского отделения Русского географического общества (РГО), бывшего старпома "Бентоса" Юрия Браги и его единомышленники. Энтузиасты, каким-то чудом сохранившие советские научные глубоководные аппараты, выиграли президентский грант на создание музея. Но если не уложатся в сроки, он может так и остаться красивой мечтой, пишет РГ.

На приколе

На рубеже 1970-80-х годов в СССР были построены две подводные обитаемые лаборатории "Бентос -300", не имеющие аналогов во всем мире. До наших дней сохранился лишь первый "Бентос", введенный в строй в 1976 году. Сейчас он стоит у площадки чермета в Инкерманской бухте. Увидеть его можно только с воды. Выглядит он под стать груде металлолома на берегу, как еще один кандидат на порезку. Но под ржавым внешним корпусом - толстая сталь из специального сплава, почти не подверженного коррозии. Благодаря ей подлодка, которая не используется уже более четверти века, до сих пор на плаву.

- "Бентос" имеет прочный корпус из высоколегированной стали толщиной три сантиметра, - рассказывает Юрий Брага. - Из такой делают корпуса подлодок. С ней ничего не случилось, даже кое-где осталась заводская краска. А легкий корпус из тонкого металла проржавел. Мы его частично заменим, почистим и снова выкрасим в белый цвет. Внутри наведем порядок и воссоздадим обстановку, в которой работали гидронавты. Для этого у нас сохранились образцы оборудования и приборов.

Брага вспоминает, как впервые увидел подлодку, когда служил в Балаклаве водолазом-разведчиком.

- Стоял на вахте, а эта белоснежная лаборатория первый раз заходит в Балаклавскую бухту. Решил тогда - как отслужу, буду на ней работать, - говорит он.

Оба "Бентоса-300" были построены по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и переданы специально созданному Севастопольскому экспериментально-конструкторскому бюро подводных исследований (позднее - база "Гидронавт"). Его задачей было изучать места обитания и поведение рыбы, искать новые способы промышленной ловли взамен донному тралению, а в перспективе - научиться восполнять биологические запасы морей и океанов. Здесь были собраны практически все выпущенные в СССР подводные аппараты: "Север-2", "Тетис", "ТИНРО-2", "Лангуст", "Омар", "Риф", работать с ними приезжали ученые со всей страны.

На дне морском

Аппарат мог погружаться на колоссальную глубину - 360 метров и работать там в автономном режиме до 12 суток. Он был спроектирован так, чтобы вести длительные наблюдения под водой на одном участке. По сути, "Бентос" сочетал в себе функции подлодки, подводного дома, водолазного комплекса и научной лаборатории. Он мог долго находиться под водой, но при этом не имел полноценного ходового двигателя, а также вооружения. Вместо них целый отсек занимало лабораторное оборудование, еще один - барокамера и шлюз для выхода водолазов в море. Снаружи работало множество гидрологических датчиков. Кроме этого, гидронавты вели фото- и видеосъемку через иллюминаторы и наблюдательную камеру в нижней части корпуса. На борту размещались 12 человек. Питание лаборатории обеспечивали аккумуляторные батареи.

- Мы почти все время были в море, заходили в порт раз в 10 дней, чтобы пополнить запасы и подзарядить аккумуляторы, - рассказывает Юрий Брага. - "Бентос" проводил исследования в Черном море, самое дальнее, куда уходил, - в Болгарию. Выполнил 135 погружений, более 5000 часов отработал под водой.

С борта велись наблюдения за поведением черноморской промысловой рыбы - хамсы, ставриды, кефали, шпрота, исследовались поля мидий и водорослей, изучалась граница сероводородной зоны. Его также привлекали к поиску затонувших кораблей.

После развала СССР рыбное хозяйство рассыпалось на глазах, стало не до подводных исследований. Дальше события развивались как в кино. Оба "Бентоса" быстро продали коммерсантам из Сибири, которые хотели с их помощью искать сокровища в Карибском море. Но не тут-то было - вышел указ, что все имущество на территории Украины становится собственностью нового государства. "Бентос-2" - на тот момент почти новый, только после докового ремонта, владельцы отбуксировали в Новороссийск. Несколько лет он простоял брошенный у причала и в итоге во время шторма затонул. Поднять его так и не удалось. О нем снова вспомнили, когда в Цемесской бухте началось строительство западного мола, куда планировали перебазировать подлодки Черноморского флота. Его разрезали и в 2012 году подняли по частям силами Спецстроя России, после чего отдали на утилизацию.

А "Бентос-1" остался в Севастополе. Его несколько раз перепродавали, хотели пустить на металлолом. В начале нулевых на борт проникли охотники за цветным металлом, свинтили заглушки, лаборатория набрала воды и затонула.

- Четыре года пролежала на дне Инкерманской бухты, из воды торчала только рубка, - вспоминает Брага. - Тогда наш электромеханик Женя Виноградов начал трезвонить, что "Бентос" надо спасти и сделать музей. Мы убедили владельца подлодки Виктора Ковалева, приняли его в клуб гидронавтов, стали искать финансы. Чтобы поднять лабораторию со дна, он фактически пожертвовал своей квартирой.

На суше, на покое

- Мы долго бились при Украине, пытаясь найти средства на музей, но все безуспешно, - говорит гидронавт. - А после возвращения в Россию узнали о президентских грантах, написали заявку и выиграли.

8,7 миллиона рублей авторы идеи потратят на первый этап работ - отремонтируют корпус и внутреннюю обшивку подводной лаборатории, перевезут и установят на новом месте. По условиям гранта в конце ноября этого года музей уже должен принять первых посетителей. Работа предстоит грандиозная, а времени осталось совсем мало. "Бентос" решено поставить на суше, а это громадина длиной 30 метров и высотой с трехэтажный дом. Его планируют отбуксировать на балаклавский завод "Металлист" и там приводить в порядок, а заодно облегчить вес, убрав по возможности внутренние конструкции.

Однако представители севастопольского отделения РГО говорят - пока не определен участок для музея, начинать какие-то работы бессмысленно. В правительстве Севастополя им пообещали всяческую поддержку, но пока только на словах. Определиться с местом чиновники не могут уже четвертый месяц.

Сами гидронавты мечтали поставить "Бентос" в Балаклаве, в конце набережной Назукина, под Крепостной горой, где сейчас расположен частный яхт-клуб. Здесь в 1923 году впервые испытали глубоководную камеру Даниленко, проходила становление экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), поначалу искавшая золото "Черного принца", а затем выросшая в спасательную службу флота. Здесь же, в толще скалы, вырублены штольни площадью 1,7 тысячи квадратных метров - их можно задействовать на втором этапе для создания интерактивной экспозиции по истории гидронавтики. А рядом с "Бентосом" поставить другие отечественные подводные аппараты - "Север", "Омар", "Тетис", АС-10, АС-20.

- Мы согласны на любое место, но это должна быть Балаклава, как указано в гранте, - говорит руководитель проекта. - Иначе будет потеряна основная идея - привязать музей к месту, где возникла гидронавтика.

Городские власти считают, что сначала подводную лабораторию надо восстановить, а уже потом искать место. Будет ли это Балаклава - неизвестно.

- Коррозийные процессы нанесли судну серьезный ущерб. В случае готовности собственников восстановить "Бентос-300", правительство Севастополя рассмотрит варианты размещения, - сказал "РГ" вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев.

Елена Воскресенская, председатель севастопольского отделения РГО:

- Пока нет решения о том, где будет размещаться музей, непонятно, какие работы надо планировать для установки "Бентоса", какие понадобятся опоры. Конечно, исторически правильно было бы разместить его в Балаклаве, но мы не можем требовать конкретное место. Окончательный ответ нам должны дать на этой неделе.

Справка:

Подводная лаборатория буксируемая (ПЛБ) "Бентос-300" проекта 1603 спроектирована ленинградским институтом "Гипрорыбфлот" и построена на Новоадмиралтейском заводе. Первый аппарат введен в строй в 1976 году, второй - в 1983-м. Имел прочный и легкий корпус. Внутренний корпус длиной 18,5 и диаметром 4,5 метра имел три отсека. Длина внешнего корпуса - 30 метров, высота - 11,3 метра, полное водоизмещение - 680 тонн. Рабочая глубина "Бентоса" составляла 300 метров, предельная - 400. Буксировалась судном обеспечения, под водой передвигалась на небольшом электродвигателе со скоростью 1,5 узла. В 1977 году на борту "Бентоса-1" был снят документальный фильм "Наследники Наутилуса".

Юли Крымова, Российская газета

2989
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (11)

Profile picture for user Odnako
232
Odnako

 Им 20 миллионов выделили на создание частного музея. Надо её поставить в канале подземного музея в Балаклаве. Или вообще на причале морпорта рядом с графской- всеравно круизники не будут заходить в Севастополь ближайшие 20 лет. Надо обратится к этому полковнику из Удмуртии который сейчас директор морпорта- который собирался рыбный рынок открыть на Графской.

Profile picture for user Южная дорожка
1356
Южная дорожка

Дорогое развлечение для пенсионеров которое в последующем потребует стабильного и устойчивого финансирования. По нормальному эту лодку необходимо ставить в сухой док или как минимум просто на промышленную площадку и уже с соблюдением в том числе экологических требований заниматься ее восстановлением. Все это очень дорого и самое главное - зачем ?  Промышленность толком не работает, сельскохозяйственный сектор в преждних объемах утрачен. Зачем тратить средства на муляж отслужившего изделия ?

Profile picture for user 1965
7796
1965

   Очень хорошее, замечательное дело вершат севастопольцы энтузиасты. Интересно и заинтересованно рассказывает о нём Юлия Крымова а "Российской газете"...

   ...Кстати! В газете, у автора Крымовой нет такого подзаголовка: "Безучастность правительства может «обнулить» президентский грант на восстановление уникальной подлодки «Бентос» и создание музея гидронавтики." Про "безучастность" какую-то додумал "ФорПост". 

   А почему бы редакции "ФП" не сподобить не малый свой штат, самим писать подобные материалы? А не перепечаткой с отсебятиной грешить? Ну и тогда уж, так, между прочим, и строку подобную - "на заказ" в них бросать. "Однакам", однако, на радость.

Profile picture for user 1965
7796
1965

Интересная публикация!

Profile picture for user Odnako
232
Odnako

 

 А почему бы редакции "ФП" не сподобить не малый свой штат, самим писать подобные материалы? А не перепечаткой с отсебятиной грешить? Ну и тогда уж, так, между прочим, и строку подобную - "на заказ" в них бросать. "Однакам", однако, на радость.

 

to 1965:   А чем вы не довольны? Вы из не местных замполитов.   А я знаю даже истинного хозяина этого Бентоса- который заложил квартиру в залог и выкупил его у металлоломщиков, а Руское Географическое Общество его у него отжало не заплатив ни копейки. Фамилия Его Ковалёв- форпост об ковалёве писал.

Profile picture for user Brig
1024
Brig

Сохранить Бентос, как музейный экспонат - идея хорошая. Конечно, его надо утановить на берегу. На воде он продолжит разрушаться и поддерживать его на плаву слишком дорого. Самое лучшее место в Стрелецкой бухте, там, где и сейчас базируются водолазы. Можно на будущей набережной на противоволожном берегу Стрелецкой бухты. Правда там много желающих жирных котов на тот берег.

Profile picture for user 1965
7796
1965

   Я вообще не из замполитов. И вы это знаете. А значит - лжёте. Так же, как лжёте о том, что "директор морпорта... собирался рыбный рынок открыть на Графской". Или вы не знали об опровержении этого "ФП"?..

 

Profile picture for user 1965
7796
1965

to Odnako:  Ложь ваша, однако, так же и том, что РГО "отжало" у Ковалёва право собственности на выкупленный "Бентос".

Profile picture for user Vce.pod.nebecami
1685
Vce.pod.nebecami

Какой интересный материал. Супер! Спасибо автору Юли Крымовой и ФорПосту. Конечно местом должа быть наша красавица Балаклава. Ребята абсолютно правы. поддержать бы их проект. Если есть общественная питиция - готовы подписать!

Profile picture for user Odnako
232
Odnako

 

to Odnako:  Ложь ваша, однако, так же и том, что РГО "отжало" у Ковалёва право собственности на выкупленный "Бентос".

  to 1965:  Это можно в Ковалёва спросить, у меня есть его телефон - можете сами у него интервью взять.  Я то знаю что отжали. +79787486686 - зовут Виктор Викторович.crazy

Profile picture for user nemoronin
2796
nemoronin

Жаль, если в результате боданий местом для Бентоса, окажется Вторчермет, но то, что уже есть комментарий  "вице-губернатора Севастополя Ильи Пономарева", такой печальный исход делает более вероятным, ибо Пономарев ни в чем успешном, кроме рейдерства, замечен не был. 

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1839

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2846

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5071