Новости России

В России появилась ещё одна причина подорожания автомобилей с 2026 года

На этот раз рост цен ожидается конкретно на китайские машины.

Причина подорожания автомобилей — в ужесточении Китаем правил своего экспорта
Фото:
коллаж Арина Розанова / ForPost

В России ожидается подорожание китайских автомобилей из-за новых ограничений на экспорт машин из страны. Об этом со ссылкой на экспертов в отрасли сообщают «Известия».

Издание пишет, что с 1 января 2026 года власти КНР ужесточат правила экспорта новых автомобилей, которые продаются за рубежом под видом поддержанных. Правительство утвердило положения, согласно которым автомобили, с даты регистрации которых прошло менее 180 дней, смогут выйти на экспорт только при наличии официального подтверждения от завода-производителя. При отсутствии таких документов экспортная лицензия выдаваться не будет.

По словам председателя совета директоров Great Wall Motors Вэя Цзяньцзюня, в стране работают несколько тысяч продавцов, специализирующихся на сделках с автомобилями, которые официально считаются подержанными, но при этом фактически не имеют пробега.

По данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая, доля машин с датой регистрации менее трёх месяцев и пробегом менее 50 км на китайском рынке б/у автомобилей составляет почти 13%.

Для китайских автомобилей изменятся правила экспорта

Схема, при которой фактически новые автомобили шли на экспорт как подержанные, позволяла китайским производителям показывать неплохие результаты продаж на внутреннем рынке, а также возвращать НДС, говорит главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

«Прежде всего их ввозом занимались мелкие и средние компании, чаще всего речь идёт о поставках моделей по альтернативному импорту. Однако в ряде случаев такой схемой через “прокладки” в Китае пользовались и официальные поставщики — прежде всего “новые” импортеры, которые по тем или иным причинам не хотят светиться с прямыми поставками», — рассказал «Известиям» автоэксперт.

Схема с так называемым нулевым пробегом позволяла малым и средним экспортерам быстро насыщать рынки, а самим производителям — неофициально распродавать излишки с внутреннего рынка, искусственно завышая цифры продаж в Китае, продолжает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников.

«Сейчас Китай эту схему запрещает, потому что ее издержки начали перевешивать выгоду. Главная причина — защита глобальных брендов. Когда в другой стране продается неадаптированная машина без гарантии и сервиса, это бьет по репутации марки в долгосрочной перспективе», — отметил Никита Колесников в комментарии «Известиям».

Ужесточение контроля за экспортом автомобилей со стороны китайских властей является частью политики «качественного» роста, при которой на первый план выходят уже не объёмы любой ценой, а устойчивое и контролируемое развитие. Это своего рода сигнал всему миру о том, что этап «дикого восточного рынка» подходит к концу: Китай выходит на новый уровень зрелости в своём автомобильном экспорте, добавил Никита Колесников.

В России подорожают китайские автомобили

Несмотря на то, что Россия занимает только третью строчку в списке стран-импортёров китайских автомобилей, уступая примерно на 60 тыс. единиц Мексике и примерно на 10 тыс. ОАЭ по объёму закупок, доля авто из Поднебесной на местном рынке сейчас весьма существенна.

По данным портала «Китайские автомобили», за три квартала в нашу страну из КНР было ввезено 357,7 тыс. новых машин. Китайские бренды Haval и Geely регулярно входят в тройку производителей с лучшими продажами по России, уступая по числу реализованных авто только отечественной LADA.

При этом практически 95% автомобилей из Китая формально идут в Россию как подержанные, «хотя на самом деле многие из них совершенно новые», сказала «Известиям» генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

В этом свете изменения китайского законодательства повлекут за собой дополнительные издержки поставщиков и в конечном итоге отразятся на финальной цене. Однако в оценках, насколько существенным окажется подорожание, эксперты пока расходятся.

«Для российских покупателей это изменение значит лишь то, что теперь увеличится срок, а мелкие поставщики уйдут с рынка. Рост цен, по нашим оценкам, не будет значимым. Увеличение стоимости — порядка 600-800 долларов, не более. Мы не видим оснований для колоссальных скачков», — отметила Ирина Франк в комментарии РБК.

А вот управляющий партнёр группы компаний «Престиж-Авто» Алексей Бармин даёт менее оптимистичный прогноз.

«Изменения законодательства Китая могут прибавить к цене порядка 20%. Отменяется возврат НДС, а дилеры теряют возможность закупать автомобили со скидками. Ограничение в 180 дней делает хранение машин менее выгодным, а значит, приведёт к росту цен», — отметил эксперт.

В целом представители рынка ожидают:

  • краткосрочного всплеска спроса до начала действия новых правил;
  • замедления поставок — быстрая схема снятия с регистрации больше не работает;
  • подорожания импорта из-за дополнительных расходов на хранение, логистику и администрирование;
  • усиления позиций официальных дистрибьюторов, которые работают в прямом взаимодействии с заводами.

Как следствие, в первые месяцы 2026 года рынок также может столкнуться с заметным дефицитом и резким ростом цен, пишет «Российская газета».

В этом смысле важно напомнить, что уже с 1 декабря 2025 года в России начнут действовать новые ставки утилизационного сбора, которые приведут к подорожанию иномарок с мощностью двигателя более 160 л. с.

В ожидании изменения цен российские автомобилисты ещё в октябре приобрели на 35% больше автомобилей по сравнению с сентябрём, а на границе страны выстроились очереди из автовозов, которые спешат доставить новые машины в страну до вступления в силу новых правил утилизационного сбора.

Андрей Гринев

Главное за день

Над Крымом разгулялся штормовой зюйд-вест

Порывы могут достигать 22 метров в секунду.
09:34
0
1219

Что стоит за планом Трампа «наказать весь мир» за торговлю с РФ

«Любая страна, которая ведёт бизнес с Россией, будет очень серьёзно наказана санкциями».
19:17
4
1254

Красота из коряги: другой взгляд на плавник и валежник

При создании произведений искусства ни одно живое дерево не пострадало.
18:15
1
707

Столица Китая глазами севастопольца: что можно увидеть за неделю

От «пути императора» до стеклянных смотровых — короткий план и много фото.
18:00
0
1521

Схлынет ли волна атак дронов после «охлаждения» сим-карт россиян?

В Минцифры РФ возлагают надежды на новые ограничения, но эксперты нашли нюансы.
12:19
1
1206
Туризм

Севастопольские гостевые дома выйдут из тени

Говорят, это улучшит качество их работы.
14:02
2
586

Работодателям придётся напрячься из-за «микропенсий» зумеров

Как передышки «здесь и сейчас» сыграют на руку новому поколению.
11:15
0
515

Столица Китая глазами севастопольца: что можно увидеть за неделю

От «пути императора» до стеклянных смотровых — короткий план и много фото.
18:00
0
1521

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
13
1372