Тысячи автовозов с импортными автомобилями, спрос на которые значительно вырос в преддверии ожидаемого подорожания, скопились на границе с Россией. Об этом со ссылкой на опрошенных дилеров сообщил «Коммерсантъ».
О заторах на пограничных пунктах, образовавшихся на фоне новостей об увеличении утилизационного сбора, в аппарате первого вице-премьера Дениса Мантурова сообщали ещё в середине прошлого месяца. Однако сохраняться они могут вплоть до конца ноября, пишет издание.
По подсчётам «Автодома», в очередях на границах может находиться в общей сложности около 3–4 тыс. автовозов. Большинство собеседников «Коммерсанта» утверждают, что самая сложная ситуация наблюдается на границе с Казахстаном, через который идёт транзит авто из Китая.
По данным гендиректора Независимой сервисной компании Олега Черникова, всего на пунктах пограничного контроля с Казахстаном стоит около 9 тыс. фур. В «Автодоме» очередь оценивают в 2,5 тыс. грузовиков и автовозов, что, по мнению дилера, свидетельствует о «критическом уровне заторов». По сравнению с прошлым месяцем время ожидания увеличилось более чем на треть, добавляет операционный директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин.
Что произошло на границе России и Казахстана?
Причину заторов, о которых пишет «Коммерсантъ», связывают с предстоящим увеличением утилизационного сбора на автомобили с мощностью двигателя более 160 лошадиных сил, который начнёт действовать в России с 1 декабря 2025 года.
В связи с ожидаемым из-за этого повышением цен на иномарки в стране не только произошёл скачок продаж новых автомобилей (+35% за месяц), но и наблюдаются очереди из автовозов, везущих в российские города новые машины.
Впрочем, данные о масштабах этих заторов и вообще об их наличии пока приходят противоречивые. В комментарии тому же «Коммерсанту» руководитель отдела логистики АО «Юнитрейд» Кирилл Лахин заявил, что к началу ноября очереди на казахстанской границе по сравнению с ситуацией в октябре уменьшились в несколько раз, а задержки сократились с 14 до 3–5 дней.
В пресс-службе Комитета государственных доходов Минфина Казахстана, который отвечает в том числе за таможенное оформление на границах, журналистам ТАСС и вовсе заявили об отсутствии проблем со своей стороны.
«В настоящее время на автомобильных пунктах пропуска на границе с Российской Федерацией скопления автовозов не наблюдаются. Пункты пропуска функционируют в штатном режиме», — сообщили представители ведомства.
Как успеть привезти автомобиль в Россию
Так или иначе, импорт легковых автомобилей в последнее время всё же растёт. По информации Федеральной таможенной службы, с начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края в РФ прибыло 1 007 автовозов (5 528 автомобилей), что почти в четыре раза выше показателя аналогичного периода прошлого года.
Из-за кратного увеличения поступления автомобилей для личного пользования в регион деятельности Уссурийской таможни «наблюдались скопления автовозов на подъездах к отдельным складам временного хранения». Для улучшения ситуации было увеличено количество мест для завершения таможенного транзита и усилены рабочие смены, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ведомство.
Несмотря на то, что пиковые нагрузки на границу, вероятнее всего, уже позади, какая-то часть автомобилистов, похоже, всё равно рискует не уложиться в желаемые сроки.
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков напомнил, что Минпромторг уже откладывал введение новых ставок по утильсбору на месяц (с 1 ноября на 1 декабря), а потому в случае, если автомобиль с мощностью двигателя более 160 лошадиных сил из-за заторов на границе или по каким-то другим причинам будет ввезён в страну уже после 30 ноября, оплачивать утилизационный сбор придётся уже по новым ставкам, отметил он в комментарии ForPost.
Добавим, что о предстоящих изменениях расчёта утилизационного сбора, конкретных ставках для автомобилей разной мощности, а также ежегодной индексации этих ставок можно прочесть в предыдущем материале ForPost.
Андрей Гринев
