В России фиксируется скачок продаж новых легковых автомобилей. За октябрь в стране продали более 165,5 тыс. машин, что на 35% больше, чем месяцем ранее, следует из данных агентства «Автостат».
Лидерство на отечественном рынке с заметным отрывом сохраняет российская LADA: за октябрь в стране продали более 33 тыс. машин этой марки, что составляет около 20% от всех проданных новых машин.
Среди иностранных брендов лучшим снова оказался Haval, чьи автомобили во втором осеннем месяце разошлись тиражом более 26 тыс. единиц (15,7% рынка). Замыкает тройку ещё один «китаец» — Geely, машин которого за месяц было реализовано около 14 тыс. (8,59% от всех проданных в России).
Россия ждёт повышения утильсбора на авто
Нынешний скачок продаж большинство экспертов объясняют ожидаемым повышением утилизационного сбора и следующим за ним ростом цен на иномарки.
Напомним, что увеличить утильсбор изначально планировали с 1 ноября 2025 года. В Министерстве промышленности и торговли РФ заявляли, что изменения направлены на поддержку отечественных производителей и что новый расчёт коснётся менее 20% машин.
Тем не менее, планы резкого повышения ставок для автомобилей с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил вызвали неоднозначную реакцию экспертов и обычных автомобилистов, и изменение в итоге отложили на месяц — на 1 декабря 2025 года.
Но так как в целом планы остаются в силе и подорожание ряда автомобилей — вопрос нескольких месяцев, многие российские автомобилисты решили купить или обновить авто по прежним ценам, пока такая возможность ещё есть.
«Всплеск продаж новых автомобилей в первую очередь связан с ожиданием подорожания после Нового года — из-за ряда факторов, включая повышение ставок утильсбора», — поделился мнением с «Коммерсантом» директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров.
При этом спрос, уточняет гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич, возник не только на модели, потенциально попадающие под изменения правил: продажи выросли по большинству официально представленных в стране марок.
«Люди, планировавшие покупку в ближайшие три-шесть месяцев, решили не откладывать приобретение до повышения цен и пришли в дилерские центры», — объяснил в комментарии «Коммерсанту» директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
Что будет с рынком автомобилей в России в 2026 году
По мнению коммерческого директора автомобильного маркетплейса Fresh Евгения Житнухина, новые правила утильсбора не только сделают значительно дороже модели премиум-класса (такие как Mercedes-Benz G, GLE, GLS, BMW X7), но и отразятся на автомобилях, которые ранее считались относительно бюджетными.
«Многие доступные бренды, такие как Geely, также столкнутся с трудностями, поскольку увеличение расходов сделает покупку дороже и менее привлекательной. […] Данное решение создает серьёзные трудности для автовладельцев, которым теперь станет сложнее приобретать качественные зарубежные автомобили, что повышает риски потери интереса потребителей к российскому авторынку», — отмечал специалист в комментарии «Российской газете».
На фоне ожидаемого подорожания автомобилей эксперты прогнозируют падение российского авторынка сразу на 40% уже в следующем году. При этом среди причин называются не только разовое повышение и дальнейшая индексация утильсбора, но и повышение НДС до 22%.
Сохранение на этом фоне продаж автомобилей на уровне 2025 года будет успехом, отмечал в комментарии ForPost автоэксперт Олег Мосеев.
Добавим, что подробнее о предстоящих изменениях расчёта утилизационного сбора, конкретных ставках для автомобилей разной мощности, а также ежегодной индексации этих ставок можно прочесть в отдельном материале ForPost.
Андрей Гринев
