Новости России

Гостевые дома, не входящие в специальный реестр, удалят из сервисов бронирования

Служба новостей ForPost

Эксперты разобрали шаг к узакониванию «серых» средств размещения в России.

Гостевые дома, не входящие в специальный реестр, удалят из сервисов бронирования
Как исключение из сервисов бронирования скажется на «серых» гостевых домах и отдыхающих
Фото:
Татьяна Воробьёва / ForPost

В России нелегальным гостевым домам перекроют часть кислорода. С января такие объекты на Кубани, в Крыму и ряде других регионов будут исключаться из выдачи сервисов бронирования, если не войдут в реестр Росаккредитации. Он создаётся в рамках экспериментального узаконивания средств размещения туристов такого типа, написал РБК.

В периметр эксперимента могут попасть 6-10 тыс. гостевых домов, из них 1,9 тыс. к декабрю уже включены в реестр.

Легализацию проводят по принятому в текущем году федеральному закону. Для выхода «из тени» хозяева должны заявить об объектах властям и провести самооценку, напомнили в Росаккредитации.

Зачем нужно включение гостевых домов в реестр

Включение в реестр позволит точно определить число гостевых домов на Юге России в целом и в Крыму и Краснодарском крае в частности, сказала ForPost кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Евгения Кличева.

По её словам, сейчас точной статистики нет, но, по некоторым данным, на Кубани около 4 700 таких объектов, в Крыму — около 9 000.

Большинство гостевых домов работают неофициально, и такой вариант сезонного заработка на юге был ещё при СССР, отметила она.

Большинство постояльцев при этом ищется, что называется, по объявлению на припаркованных авто или заборе, то есть расчёт идёт на туристов, которые ничего заранее не бронировали и ищут относительно дешёвый вариант, уточнила эксперт.

«В эпоху цифровизации этот вариант всё больше заменяется более простым и удобным размещением объявлений в сети Интернет, на сервисах онлайн-бронирования, где до поры до времени особых деталей о формате работы не просили», — напомнила Кличева.

Чего ждать от исключения из сервисов бронирования

Блокировка доступа к сервисам бронирования из-за отсутствия в реестре Росаккредитации может стать для неофициальных гостевых домов значительным риском  и, как следствие, потенциальной возможностью лишиться бизнеса, продолжила Евгения Кличева.

С учётом того, что доход от такого средства размещения может составлять от 500 тыс. до нескольких миллионов рублей в сезон, эти риски могут способствовать легализации даже при условии, что придётся платить налоги и регистрироваться индивидуальным предпринимателем или самозанятым, считает она.

С тем, что исключение из сервисов бронирования простимулирует узаконивание гостевых домов, согласны другие опрошенные ForPost эксперты.

Формально регистрация и постановка объекта на налоговый учёт достаточно просты, сказал руководитель девелоперских проектов ГК «Квартал» Юрий Цукер.

«Собственник закрепляет статус объекта, начинает подавать отчётность, передаёт данные о гостях в МВД, то есть включается в стандартный для отрасли контур взаимодействия с государственными службами. Намного сложнее пройти полноценную сертификацию и подтвердить категорию, но, что важно, сама по себе сертификация не является обязательной», — пояснил он.

Поэтому значительная часть собственников действительно способна легализоваться без серьёзных усилий, обладая базовым уровнем соответствия стандартам гостевого дома, считает Цукер.

Кто согласится на легализацию, а кто откажется

Исчезновение с крупных платформ означает для хозяев теневых объектов потерю основной части гостей: многим онлайн-бронирование приносит 70-90% загрузки, сказал генеральный директор строительной компании Kronung Филипп Шраге.

«Но ждать мгновенного массового выхода [гостевых домов] "из тени" точно не стоит, — рассуждает он. — Те, у кого гостевой дом — полноценный бизнес, скорее всего, постараются оформить все документы, чтобы не потерять поток туристов. Но есть и те, кто сдают жильё сезонно или "для подработки", они будут дольше сопротивляться, потому что не готовы к бюрократии и дополнительным расходам».

Ситуация будет зависеть от масштаба бизнеса, подтвердила директор по консалтингу для УК инвестиционно-консалтинговой компании KEY CAPITAL Иоланта Овчинникова.

Для небольших гостевых домов на одну-две семьи исключение из выдачи сервисов бронирования, скорее всего, не станет достаточным стимулом для легализации.

«Затраты на дорогостоящую модернизацию для соответствия официальным требованиям часто не окупаются для столь малых объектов, особенно на фоне конкуренции с современными легальными отелями. Для них потеря онлайн-видимости может означать не легализацию, а уход в ещё более теневой сегмент», — пояснила она.

Для крупных гостевых домов, по сути являющихся мини-отелями, зависимость от потока гостей через агрегаторы критична.

«Для них инвестиции в приведение объекта в соответствие с нормами становятся экономически оправданными, так как важно сохранить ключевой канал продаж. Таким образом, мера способна простимулировать легализацию преимущественно сегмента сравнительно крупных и профессиональных объектов», — полагает Иоланта Овчинникова.

Как исключение из сервисов бронирования скажется на туристах

Исключение теневых гостевых домов из сервисов бронирования из-за отсутствия в реестре Росаккредитации коснётся и туристов.

Учитывая, что среднее число отдыхающих на Юге России ежегодно колеблется в диапазоне 10-20 млн человек, можно предположить: примерно 10-15% из них пользуются услугами гостевых домов, сказала Евгения Кличева.

«Скорее всего, исключение неофициальных гостевых домов из сервисов онлайн-бронирования приведёт к некоторому перераспределению этого потока между гостиницами, домами отдыха и иными официально функционирующими средствами размещения, в том числе официально зарегистрированными гостевыми домами», — рассуждает она.

Филипп Шраге считает, что такое изменение будет заметно для туристов.

«На популярных курортах вроде Краснодарского края или Крыма существенная доля доступных вариантов традиционно находится именно в сером сегменте. Когда они исчезнут из сервисов вроде "Островка" и им подобных, выбор на пике сезона сузится, а часть недорогих вариантов уйдёт с радаров. Это может коснуться нескольких сотен тысяч туристов в год — просто потому, что именно эконом-сегмент пользуется сервисами бронирования особенно активно», — пояснил он.

Почему не будет критичного влияния на отдыхающих

Если взять Крым и Краснодарский край, то исключение теневых гостевых домов из сервисов бронирования, вероятнее всего, существенно не повлияет на туристов, считает Юрий Цукер.

По его словам, большая часть гостей курортных регионов ежегодно возвращается в знакомые объекты размещения — к одним и тем же владельцам, в одни и те же гостевые дома. И такие туристы нередко вообще не обращают внимания на формальный статус объекта или наличие сертификации, отметил он.

Кроме того, на курортах сохраняется офлайн-модель размещения через объявления «Сдаю жильё» прямо на улице, и у этой схемы всё ещё есть своя аудитория.

Поэтому исключение теневых объектов из онлайн-агрегаторов затронет небольшой сегмент путешественников, основная масса туристов как бронировала проверенные варианты, так и продолжит это делать, уверен Юрий Цукер.

Для отдыхающих прямое влияние в краткосрочной перспективе, вероятно, будет ограниченным, считает Иоланта Овчинникова.

«Основная масса постоянных клиентов и тех, кто уже пользовались услугами конкретных домов, сохранит прямые контакты с владельцами через телефон или соцсети. Механизм бронирования сместится из удобных агрегаторов в плоскость прямого личного общения», — уточнила она.

По её прогнозу, туристы, ориентированные на бюджетные варианты, будут искать и найдут альтернативные способы бронирования. Однако это может создать им дополнительные неудобства и риски из-за отсутствия централизованной системы гарантий и отзывов, обратила внимание Иоланта Овчинникова.

«Серые» гостевые дома не уйдут с рынка

Но даже при исключении из сервисов бронирования и отказа легализоваться «серые» гостевые дома полностью не исчезнут, сказали все опрошенные ForPost эксперты.

По их словам, такие объекты и их постояльцы уйдут в альтернативные каналы коммуникации: локальные паблики в соцсетях, чаты и форумы, свои сайты, сарафанное радио, рекламу на картах и так далее.

Полностью перекрыть это невозможно, но, очевидно, доля неофициальных гостевых домов может сильно сократиться, считает Евгения Кличева.

Такие объекты смогут рассчитывать на тех гостей, которые уже были у них раньше: постоянных клиентов, их родственников и знакомых, полагает Юрий Цукер.

«Поток новых туристов к ним существенно сократится, поскольку без агрегаторов и цифрового продвижения привлекать новую аудиторию практически невозможно, — спрогнозировал он. — Для самих туристов такие варианты будут доступны преимущественно через личные рекомендации и коммуникацию "из года в год". По сути, эти объекты окажутся в нишевом сегменте, где работает только лояльная база, но не формируется приток новых клиентов».

У многих семейных мини-гостиниц на юге есть собственная база клиентов, которые годами приезжают «к своим», вот к таким форматам многие из них вернутся, сказал Филипп Шраге.

«В итоге рынок станет чуть более прозрачным, но полностью белым он точно не станет. Экономия и привычка искать жильё самостоятельно будут удерживать часть гостевых домов «в тени» ещё долго», — уверен он.

В целом новая мера будет работать как фильтр, по словам Иоланты Овчинниковой.

Это может способствовать легализации верхнего, более профессионального сегмента рынка, для которого онлайн-видимость критична. А малые гостевые дома, вероятно, продолжат работу в неформальном поле, адаптируя каналы привлечения клиентов.

«Для туристов это может привести к росту неудобств при поиске и бронировании, но не к исчезновению данного вида размещения. Спрос на него, особенно в пиковый сезон, традиционно остаётся высоким», — заключила она.

Алексей Лохвицкий

57
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Главное за день

Губернатор Севастополя раскрыл причины национализации «Севстара»

Владелец крупнейшего провайдера города оказался пособником ВСУ.
13:00
15
2206

Как новый директор «Центра» собирается спасать крупнейшую УК Севастополя

Ранее Андрею Колташеву удалось заметно поднять «УК Балаклавского района».
20:00
19
2459

Следующий пошёл: Роскомнадзор заблокировал ещё один популярный зарубежный сервис

Теперь ограничения коснулись FaceTime, который востребован у представителей бизнеса.
17:15
2
934

Переговоры продолжаются: к чему пришли Россия и США

Для нас принципиально важно - признание освобожденных четырех регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
12:48
4
1258
Туризм

Гостевые дома, не входящие в специальный реестр, удалят из сервисов бронирования

Эксперты разобрали шаг к узакониванию «серых» средств размещения в России.
14:18
0
51

Последняя «крепость» Романовых в Крыму покажет Землю из космоса

Выставка одного из первых жителей МКС откроется во дворце «Дюльбер».
19:30
0
1985

Дипломатам удалось убедить россиян покинуть внепланово севший самолёт

Рейс задержали на восемь часов, шесть часов он провёл в воздухе, плюс пять часов ожидания.
11:17
0
1298

В Крыму выпустили первую географическую энциклопедию полуострова

«Словарь» дает возможность популяризировать уникальное наследие нашего региона».
10:02
0
594

Ждать ли в Крыму туристический бум в новогодние праздники?

Как изменились цены на отдых, и какие объекты выбирают гости.
18:30
0
2814

Севастополь становится всесезонным: один объект перезапустил туризм

Гости всё чаще остаются ночевать в Севастополе, а не уезжают в Крым. Кроме премиума.
18:05
4
1964