У нас в гостях побывали: художественный руководитель вокального ансамбля “Жар-птица” Сергей Мокриенко и солистка ансамбля, заслуженная артистка Крыма Алёна Зинченко.
Мы говорили о культуре Севастополя и о том, как она изменилась за последние годы.
Также обсуждали юбилейный творческий год ансамбля “Жар-птица”, которому в этом году исполняется 10 лет.
Свой юбелей коллектив откроет уже в эту субботу, 24 марта, программой “В унисон с любовью”. Концерт состоится на сцене Севастопольского центра культуры и искусств (Ленина, 25).
Смотрите запись прямого эфира с Сергеем Мокриенко и Алёной Зинченко здесь и на наших страницах в соцсетях.
Программу провела Наталья Астахова
- Здравствуйте, уважаемые зрители. В Севастополе «Почти полдень», в эфире с вами Наталья Астахова. За прямым эфиром вы можете следить на наших страницах ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на нашем канале TVForPost в Ютубе.
10 лет назад под крышей севастопольского Центра Культуры и Искусств появилась «Жар-птица», и не простая – поющая, вокальный ансамбль с таким названием.
А 24-го марта, уже в эту субботу, ансамбль «Жар-птица» представит свою новую программу «В унисон с любовью», приуроченную к 10-летнему юбилею.
И сегодня у нас в гостях, в студии ForPost, художественный руководитель вокального ансамбля «Жар-птица» Сергей Мокриенко и солистка ансамбля, заслуженная артистка Крыма Алена Зинченко. Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Прежде чем начать разговор, у нас будет небольшое объявление. Я его сама расскажу. Итак, сегодня в прямом эфире, наши дорогие зрители, вы сможете получить пригласительный билет на юбилейный концерт «Жар-птицы», который, напомню, состоится уже в эту субботу. Как это сделать? Сейчас ребята зададут вопрос, вы в течение эфира отвечаете на него. Ищите ответ, отвечайте в комментариях к нашим трансляциям в Одноклассниках, ВКонтакте и на Ютубе. Первый правильно ответивший на этот вопрос, получит пригласительный. Итак, вопрос…
- Вопрос от «Жар-птицы» - сколько участников, сколько артистов будет на сцене в этом концерте?
- А что их будет какое-то необычное количество?
- Не такое, как всегда.
- Итак, вот такой вопрос – сколько участников «Жар-птицы» будет на сцене на концерте 24-го марта?
Напоминаю, вопросы вы свои можете присылать в комментариях к трансляциям ВКонтакте, в Одноклассниках и на странице в Ютуб, а пока к нашим разговорам.
И первый вопрос у меня будет такой – почему вы «Жар-птица»?
- Наверное, самый задаваемый вопрос. Когда мы создавались, мы долго думали над названием и уже, в общем-то, концертировали, и как-то вот оно не сразу пришло. Мы пытались не привязываться названием к жанру, потому что изначально задумывали коллектив, который будет разножанровым, и искали такое название, которое бы нас не привязывало к чему-либо. Но потом, как показали, в общем-то, годы и практика, - почему-то название «Жар-птица» ассоциируется у всех больше с какой-то фольклорной темой…
- Потому что народные сказки.
- Возможно, да. Мы искали что-то яркое, что-то сказочное, то, что сразу бы запоминалось зрителю, откладывалось как-то у него. И почему-то мы тогда все сошлись на «Жар-птице». Причем были варианты, думали, думали. «А может, «Жар-птица»? – О, я тоже так думаю. – Ну, как-то это слишком пафосно, нет, не будем». Потом подумали еще два дня, «Слушайте, ну пусть пафосно, мы должны запоминаться зрителю». И вот остановились на «Жар-птице».
- Кстати о зрителях и запоминании: вас узнают на улицах?
- Да.
- Автографы просят?
- Не то чтобы сильно автографы просят, но узнавать – узнают, особенно в моменты перед концертом, когда идет реклама по телевидению, когда идет реклама – афиши, те же самые баннеры… Буквально совсем недавно возле подъезда стою, жду Алену, чтобы ехать на репетицию, подходит девушка с собачкой, говорит: «Здравствуйте, вы так красиво получились на афише, Алене привет большой передавайте, обязательно придем на концерт». Честно говорю, я ее видел первый раз.
- Значит, это ваши поклонники…
- Да, есть люди, которые узнают на улице, в транспорте тоже спрашивают: «Ой, ребята, а это же вы там на афише? – Мы, конечно, приходите на концерт обязательно».
- Отлично. Сергей, ты и художественный руководитель, и сам поешь на сцене, такой себе поющий тренер. Как это вообще - тяжело руководить и одновременно еще и выступать на сцене?
- Как вокалист я себя никогда в жизни не позиционировал, я не вокалист. По образованию я музыкант большей частью и что касается исполнения на сцене – в основном все делают певцы. У нас, кроме меня, - я один музыкант по профильному образованию, - все остальные по образованию певцы, поэтому ребятам и «карты в руки». На мою долю выпала административная работа, плюс партитуры расписывать вокальные, хоровые, также аранжировки. А как вокалист, так я совсем чуть-чуть.
- То есть на сцене ты такой бэк-вокалист?
- Можно и так сказать, да.
- И просто руководишь вот непосредственно процессом?
- Да, да, да, но зато, если кто-то неправильно поет, я все слышу.
- Понятно. То есть и получается, ты придумываешь номера, аранжировки…
- Творческий процесс в коллективе происходит большей частью совместно, кто-то предлагает, либо это я, либо это Алена, Коля, Ира, - мы задумываем новую программу, предлагаются какие-то определенные номера: «хотели бы вот это исполнить? Хотели бы вот это?», а уже в зависимости от того, насколько оно ложится на коллектив, - вот это уже и есть моя работа. То есть если мы все вместе утвердили, что будет вот эта песня, - я смотрю, насколько она возможна в исполнении именно под наш состав.
- Следующий вопрос у меня будет тебе, Алена. Я была счастливым свидетелем первого официального сольного выступления Алены Зинченко, и я помню, как ты тогда волновалась. Скажи, пожалуйста, это было, наверное, лет 20 назад, да?
- 99-ый год, это сколько у нас?
- Да, почти 20 лет, скоро будет юбилей…
- Да, скоро будет юбилей, кошмар.
- Еще один! Вот про волнение – спустя вот эти почти 20 лет ты такое же волнение испытываешь, как тогда? Сейчас перед выходом на сцену, как тогда перед первым своим сольным?
- Волнение никуда не пропадает. Кто-то спрашивает: «Вы же опытные артисты и, наверное, вы не волнуетесь? Вот вы стоите уже перед выходом на сцену, и вы настолько уверены, волнения нет. Видно же, вы такие уверенные, все прекрасно, улыбаетесь».
Я не знаю, мне кажется, волнение никуда не пропадает. Может, оно как-то трансформируется, есть какие-то моменты, конечно, когда адреналин зашкаливает, сердце бьется, и как-то нужно совладать с собой, но все равно ты волнуешься о каких-то технических моментах, параллельно стоишь, думаешь, что там происходит рядом со мной... Мало того, я думаю, что вот если оно совсем уже пропадет, тогда уже нужно завязывать.
- Надо уходить со сцены, да?
- Да, мне кажется, да.
- Немножко добавлю: я знаю, что многие люди разделяют, именно из артистической среды, мнение, что если артист выходит на сцену без волнения – это уже не артист, это робот. В любом случае все равно волнение есть, да, оно, как Алена сказала, в более трансформированном виде, но все равно ты стараешься для зрителя, ты пытаешься показать все с лучшей стороны. И естественно, волнение есть перед каждым, перед любым выступлением, а тем более, перед сольной программой, - адреналин аж зашкаливает.
- А есть зависимость от этого адреналина?
- Да, есть.
- То есть у тебя, я знаю такие секреты личной жизни, наверное, был же перерыв, когда ты родила малышку? Именно концертной деятельности?
- Совсем небольшой перерыв. В общем-то, этот перерыв составил, наверное, три с половиной недели.
- Вот так, то есть заскучать ты не успела по сцене?
- Успела.
- Даже за три с половиной недели?
- Даже за три с половиной недели – да. Ты успеваешь заскучать, и тебе вот привычней делать то, что ты делаешь всегда, то, к чему ты привык. У меня появился ребенок. А это же было что-то для меня новое, правильно? Вот и заскучать успела по сцене, да. И причем мне стало легче, когда я вернулась, и вроде и там гармонично, и там, а когда одно перевешивает, наверное, это не очень правильно.
- Дочка не готовится быть артисткой?
- Я не знаю, готовится - не готовится, но поет что-то там уже. Что-то поет. Могу точно сказать, когда идут по телевизору мультики, вот она поет вместе с мультиками. Чувство ритма у ребенка сто процентов есть.
- Время покажет…
- Время покажет. Настаивать мы не будем.
- Сергей, а ты помнишь свое первое выступление?
- Да, я помню. Это было в музыкальной школе. Я изначально баянист, я заканчивал и музыкальную школу, и училище, и академию непосредственно как баянист, с вокальными вопросами я познакомился в процессе работы уже здесь, будучи в Севастополе. А до этого помню в музыкальной школе самый первый класс, и даже сейчас вспомнил первое произведение, которое я исполнял, это была «Маленькая полька» Кабалевского.
- «Жар-птица» 10 лет на сцене. Вот за это время вы, наверное, выступали на всех площадках севастопольских, знаете неплохо, наверное, местную культурную жизнь. Как изменилась культурная жизнь Севастополя за эти 10 лет?
- Наверное, не изменилась.
- В каком плане?
- Мне кажется, вот были коллективы, которые создались кто-то в 90-е годы, кто-то в 2000-е, они как были - так и остались. И они делают свою работу, какие-то создают новые проекты, а чего-то такого кардинально нового, чтобы что-то произошло в творческой жизни Севастополя, я не знаю.
Даже с того момента, как мы перешли в правовое поле Российской Федерации, каких-то кардинальных изменений на 360 градусов как-то мы не замечали. В принципе, как мы работали, так мы и работаем.
- Это хорошо или плохо? Мне просто интересно…
- Понятно, что у каждого коллектива новая программа, но я так понял, что вопрос именно о кардинальном каком-то большом изменении. Нет, Слава Богу, коллективы все стараются, те, что были, как Алена говорит, и есть, конечно, стараемся радовать новыми программами зрителя, но такого, чтоб сильно кардинально что-то изменилось…
Да, меняются какие-то начальники.
- Но артисты остаются.
- Да, артисты те же. Что поменялось у нас в городе и по большей части и в Крыму: есть проблема – кадровая. В Севастополе нет никакого музыкального учреждения, имеется в виду высшего.
- Ни музыкального училища, ни Университета Культуры…
- В Симферополе есть, но для всего Крыма, так как Крым достаточно не маленькая территория, я считаю, этого недостаточно. Мы сами на себе это испытали.
- Если как-то и прибыло в отношении кадров, то это люди, которые приехали в 14-ом году или чуть позже. А вот из своих местных, из молодого поколения, те, кто могли подрасти, вырасти и прийти - вот этого, наверное, не хватает.
- А почему это происходит?
- Наверное, потому, что, как мы между собой говорим, взять Крым, Севастополь – это в определенном смысле конечная точка. И сюда мало кто хочет ехать работать, должна же быть мотивация какая-то у людей – или жилье, или какие-то перспективы развития в своей профессии, про зарплату в нашей сфере не говорим.ээ
- Хотя почему нет?
- Мы никогда не отличались какими-то заоблачными зарплатами.
- К сожалению.
- Есть и, Слава Богу, скажем так.
- А, вот так?
- Да, но кадры – это проблема серьезная. Если бы у нас хотя бы в городе появилось общежитие для работников культуры! Этот вопрос поднимался, в общем-то, потому что действительно нужны кадры.
- У нас же есть прекрасное место, где растят кадры, - Дворец Детства и Юности…
- Да, но Дворец – это первоначальная ступенька, а должна быть еще все-таки вторая ступенька – это профильное образование. У нас в городе нет учебных заведений, которые бы давали это образование. Они есть в Симферополе.
- По-моему, одно существует.
- Музучилище, Университет Культуры. Но не факт, что люди, которые учатся в Симферополе, приедут потом работать в Севастополь. А кто-то вообще в принципе едет сейчас, думает: «Вот, столица и какие-то более крупные города», и этот вопрос достаточно серьезный. Если бы хотя бы у нас было общежитие, чтобы люди могли: «вот я приехал, я могу поселиться».
Человек приезжает сюда, как мы уже сказали, к сожалению, зарплаты небольшие. Я просто не голословно говорю, вот у нас работала девушка, сокурсница Алены, она из Керчи, проработала у нас год, - и, к сожалению, не получилось. И одной из причин было то, что очень сложно – небольшие зарплаты, нужно жилье снимать, где-то жить-то надо, и соответственно очень мало остается финансовых средств на жизнь.
Этот вопрос поднимался и поднимается с завидной постоянностью, и пять лет назад, и семь лет назад, и сейчас. Но, к сожалению, пока он не решен.
Может быть, конечно, это был бы один из выходов, и это был бы новый глоток для культурной жизни Севастополя - прибытие новых кадров.
Опять же, второй вопрос, я все-таки считаю, что Севастополь на данный момент город федерального значения, должно быть пусть хоть небольшое заведение, где люди, опять же выходцы Дворца Детства и Юношества, музыкальных школ - могли продолжать.
А так, получается, приходится уезжать в города большие, и перспективные музыканты, все-таки, к сожалению, остаются там, в большей своей части.
- Да, многие даже из наших ровесников, кто уже, в общем-то, жил здесь, создали семьи, и они говорят: «Наверное, мы поедем в Краснодарский край работать», потому что перспектив там больше, цены ниже, приобрести жилье реальнее, работы намного больше, творческих коллективов больше.
У них прекрасная филармония, кстати, у нас в городе нет филармонии. Вопрос такой – нужна она или нет? Он спорный и сложный. Но то, что общежитие для работников культуры необходимо – это однозначно, потому что многие ребята приходили к нам прослушиваться и - «А где у вас общежитие? Есть вообще, где можно поселиться?», а мы – «Извините».
- Мало того я знаю, что и не только у нас. Вот симфонический оркестр, который тоже базируется у нас на Ленина, 25, тоже ребята приезжали, даже после 14-го года приезжали с материковой России, годик-полтора поработали, кто-то где-то остался, конечно, а кто-то и уехал по той же самой причине – очень сложно.
- Понятно.
- И зарплаты-то у нас, в общем-то, не смотря на то, что мы город федерального значения, не как в Питере и в Москве, правильно?
- Это да. А вот если бы вам, вашему коллективу или кому-то лично предложили поучаствовать в каком-нибудь шоу талантов где-нибудь на материке, в Москве, «Голос» и так далее, поехали бы?
- Знаешь, Наташа, вопрос спорный. Может быть, кто-то из наших участников поехал, мы, наверное, уже нет. У меня на этот случай свое мнение, - все-таки эти шоу больше, наверное, для людей, которые не работают в профессии именно как в профессии.
Есть люди-самородки, которые работают, я условно говорю, в других сферах, а это у них на уровне хобби, я имею в виду творчество. А мы - люди, для которых это основная профессия, мы к этому относимся, опять же, это моя точка зрения, более скептически. Мы понимаем, что, наверное, ни Баскова, ни Монсеррат Кабалье из нас не то чтобы не получится, но у нас есть своя ниша, которую мы прекрасно занимаем, и нам в принципе этого достаточно. Хотя, если будут предложения именно всему коллективу выехать для гастролей в Краснодарский край или в Москву, в Питер, как вы говорите, - мы с удовольствием это рассмотрим. Единственное, что это будет гастрольная поездка, а не поездка жить в Питер или еще куда-то.
- Гастрольный тур по России, например, хочется?
- Гастрольные туры - с удовольствием.
- Это было бы неплохо. Во-первых, для нас интересно, и нам бы тоже хотелось, чтобы люди как-то понимали, что у нас здесь происходит, какой-то кусочек нашей культуры севастопольской хочется же донести, правильно? Потому что люди даже в морской форме - для других регионов нашей страны это интересно, это даже диковинка.
- Да, это было бы достаточно интересно. Пока, к сожалению, таких предложений не поступает, но опять же, может, мы недостаточно для этого делаем, чтобы где-то заявить о себе. Хотя я уверен, что, если взять коллективы Севастополя, я не говорю сейчас конкретно про «Жар-птицу», - может, кто-то где-то и выступал уже. Я уверен, что, если брать коллективы Севастополя, - несмотря на нехватку кадров и всего, - уровень достаточно высокий. Коллективы выезжают, и артистов Севастополя, и театры очень хорошо принимают. И тот же самый наш Ансамбль Песни и Пляски. Все об этом знают.
- В общем, «продюсеры, вам наводка», называется?
- Да, да, да. Телефончик в студии оставлю обязательно.
- К вопросу о шоу, к шоу талантов возвращаясь: у нас же есть, в нашей среде артистов, люди, которые еще при Украине участвовали в подобных шоу. Каждый вот ставит себе какую-то планку: «для чего мне это нужно?» - получить определенный такой момент пиара?
- Славы, наверное, хочется…
- Мне кажется, тут даже не в славе дело, у человека, наверное, открываются какие-то перспективы, может быть, какие-то знакомства, то есть он может где-то себя зарекомендовать и показать не только в нашем городе. Но, с другой стороны, мы же понимаем, что продюсеры создают шоу, и помимо творчества им нужно еще что-то…
- А вы себя не называете деятелями шоу-бизнеса, вы себя больше называете деятелями культуры?
- Культурой.
- Совмещаем. Пытаемся совместить. Естественно, в наших выступлениях мы используем и элементы шоу, пробуем, пытаемся, экспериментируем, где-то что-то получается, где-то что-то не получается, но это другой вопрос, это творческий процесс.
А бизнесом здесь, наверное, и не пахнет.
- Да, есть такое мнение, что шоу-бизнес – это только для развлечения, и кто-то даже и считает деятелей культуры людьми, которые развлекают, то есть это профессия, которая развлекает. Вы свою профессию считаете развлекательной или вы все-таки делаете просто ваших и наших зрителей культурными?
- Мы стараемся делать их культурными, но, естественно, мы несем настроение. И это же не секрет, что артист выходит на сцену, и никто не знает, что у него на душе в этот момент, что у него там вообще за кулисами, за кадром, происходит… Но он должен выходить, улыбаться и дарить настроение людям, развлекать в определенном смысле. Конечно, это наша работа.
- Два понятия, достаточно связанных между собой. Конечно, мы занимаемся, как говорится, культурой в массы, но при всем при этом это и есть часть какого-то развлекательного плана.
- Все для зрителя. А кто мы без зрителя?
- А кто вы без зрителя?
- А кто мы без зрителя?
- А вот если, допустим, будет организован концерт, и вдруг обнаружится, что полупустой зал или пустой и придет три человека, условно говоря, - мама, папа. Что вы почувствуете?
- Понимаешь, в нашей жизни, жизни «Жар-птицы», за 10 лет были разные абсолютно мероприятия. И бывало такое, что и 20 человек в зале. Вот мы приезжаем куда-нибудь на ЮБК, 20 человек в зале, и хорошо. А для 20-ти мы работаем точно так же, как для полного зала. А если эти 20 человек счастливы, у них горит глаз, а еще слезы появились в конце концерта, - это самое главное.
- Кстати, появятся ли у зрителей такие же эмоции на концерте 24-го марта, вы и покажете?
- Мы очень будем стараться.
- Алена, Сергей, спасибо вам большое за разговор, за эфир. Напомню, в студии «Почти полдень» были художественный руководитель ансамбля «Жар-птица» Сергей Мокриенко и солистка «Жар-птицы» и заслуженная артистка Крыма Алена Зинченко, и я, Наталья Астахова.
Напомню, наши трансляции идут каждый день с четверга по четверг на страницах ВКонтакте, Одноклассниках и на нашем канале в Ютуб. Всего доброго, до новых встреч.
Программа подготовлена по заказу БФ "35-я Береговая батарея"
Как отметил собеседник агентства, Безруков, Комаров и Васильев сформировали устойчивую группу для получения взятки в особо крупном размере от Сеидова и Караева за совершение в пользу представляемых ими иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, действий, связанных с постановкой их на миграционный учет.
Кому же верить? Ведь в ФСБ, МВД, СБУ служат лучшие сыны нашей Родины. Да, запущена кадровая работа, но так можно всех посадить. Кто тогда работать будет?