Ровно 180 лет назад впервые прозвучала, пожалуй, самая известная и узнаваемая мелодия, известная как марш Мендельсона. Почему именно это произведение получило такое распространение и вот уже несколько веков ассоциируется со свадьбой не только у себя на родине в Германии, но по всему миру, выяснял ForPost.
Незаметное рождение хита
Осень издавна на Руси и не только является свадебным сезоном. Символично, что именно в это время на свет появилось и музыкальное произведение, без которого вот уже два века не обходится ни одно бракосочетание. В Потсдаме 14 октября 1843 года состоялась премьера спектакля по комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» с музыкой немецкого композитора еврейского происхождения Феликса Мендельсона-Бартольди.
Одну из самых комичных сцен спектакля сопровождает мелодия, получившая название «Свадебный марш». Вспоминаем пьесу: королева фей Титания под действием одурманивающего зелья влюбляется в первого встречного простолюдина, голову которого эльф превратил в ослиную. В момент, когда влюбленные идут под венец, и звучит марш Мендельсона. Пафосной музыкой автор хотел подчеркнуть комичность брачной церемонии, а не её торжественность.
Читайте по теме: История польского шлягера: как композитор родом из Крыма добилась справедливости
Однако как часто бывает с произведениями искусства, они оказываются более великими, чем, возможно, мог надеяться сам автор. Так вышло и со «Свадебным маршем» Мендельсона. Во время премьеры все восхищались спектаклем, но эту мелодию тогда особо никто не выделил. И только спустя 15 лет, уже после смерти композитора, музыка обрела свою вторую, отдельную от «Сна в летнюю ночь» жизнь.
В качестве серьёзного свадебного марша мелодия Мендельсона впервые прозвучала в Англии во время одного из провинциальных венчаний 2 июня 1847 года. Настоящую популярность это музыкальное произведение получило после свадьбы законодательницы моды того времени британской принцессы Виктории Саксен-Кобург-Готской и кронпринца Прусского, будущего Фридриха III, которая состоялась 25 января 1858 года.
Феминистский миф
В наше время отдельные исследователи творческого наследия Якоба Людвига Феликса Мендельсона-Бартольди поставили под сомнение авторство знаменитой мелодии, а гениального композитора даже обвинили в интеллектуальном воровстве… у родной сестры.
Изучив письма и документы семьи Мендельсонов, эти, заметим, не названные исследователи, как поясняют в том числе авторы проекта о классической музыке «Классика», якобы установили, что настоящий автор «Свадебного марша» — старшая сестра композитора Фанни.
Фанни родилась на 4 года раньше Феликса. То, что дети одарены музыкально, родители обнаружили рано и всячески способствовали развитию этих способностей. Брат с сестрой вместе учились и были очень дружны. Но когда девушке пришло время готовиться к замужеству, отец запретил ей профессионально заниматься музыкой — в то время женщине не подобало зарабатывать деньги. Вот, пожалуй, первая зацепка для конспирологов.
Однако сделать из Фанни очередную жертву «мужского мира» не удалось. Девушке повезло с мужем. Придворный художник Вильгельм Гензель очень любил свою супругу и, сам будучи творческим человеком, не препятствовал, а даже способствовал тому, чтобы жена занималась музыкой. Уже при жизни Фанни Гензель знали как превосходную певицу и автора более 440 музыкальных произведений, многие из которых признаны шедеврами эпохи романтизма, а сама Фанни Гензель — одной из величайших женщин-композиторов.
Читайте по теме: Почему автор музыки гимна Крыма почти забыт на родине
Миф о воровстве шедевра не выдержал проверки доктора философии (PhD) по специальности музыкальное искусство Людмилы Беккер. В своей статье «Фанни (Мендельсон-Бартольди) Гензель — немецкий композитор XIX века» для журнала «Заметки по еврейской истории» (№4 (229) от апреля 2021 года) эксперт сообщает, что «сплетни вокруг авторства сочинений Фанни под именем Феликса образовались не по вине брата, якобы “присвоившего” её сочинения, а вследствие большого количества неопубликованных работ Феликса и Фанни».
Кроме того, до замужества Фанни подписывала свои композиции, как и брат Ф. Мендельсон. Также почву для домыслов тем, кто привык во всём видеть подлог и свергать кумиров, дал один эпизод. Однажды Феликс опубликовал под своим именем два опуса Фанни. Песни настолько понравились королеве Виктории, что она их спела, и тогда композитор признался, что автор этих песен его сестра Фанни. Людмила Беккер уверена, что сделал он это не из желания присвоить авторство, а наоборот, чтобы подстегнуть сестру к профессиональным занятиям творчеством. Однако, будучи продуктом своего времени, Фанни не имела «мужских» амбиций.
Увертюру «Сон в летнюю ночь» Феликс Мендельсон написал в 17 лет, она стала его первым значительным произведением. Лишь спустя много лет композитор получил заказ по музыкальному оформлению спектакля по этой пьесе Уильяма Шекспира и дописал более десяти частей, в том числе «Свадебный марш». Известность и признание Феликс Мендельсон получил ещё при жизни, но прежде всего за симфонические произведения.
Казаки, большевики и волшебство музыки
Главным конкурентом «Свадебного марша» Феликса Мендельсона является «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Часто во время брачной церемонии эти две мелодии идут одна за одной. И это не удивительно, ведь, если прислушаться, они очень похожи. Примечательно, что оба произведения были написаны примерно в одно время, но хор Вагнера всё же на пять лет позже…
До сих пор бытует представление о Феликсе Мендельсоне, как о сочинителе популярной музыки, но это заблуждение. Все грани творчества классика, который волею случая известен широкой публике только одной мелодией, отечественным ценителям прекрасного ещё только предстоит открыть.
Разобраться, в чём секрет популярности марша Мендельсона, который звучит практически на каждой свадьбе в России и символизирует рождение новой семьи, ForPost помогла крымский музыковед Ирина Бобовникова.
«Уникальности в этой мелодии нет. А популярность её связана с тем, что сама по себе музыка символична, а это значит, что она рождает мифы. Кроме того, человек — существо социальное, многие люди рано или поздно вступают в брак. Отсюда востребованность свадебного марша, ибо каждое значимое событие нашей жизни сопровождается музыкой», — пояснила специалист.
Золотые кольца и марш Мендельсона обычно ассоциируются со свадьбой.
Популярность в России марш Мендельсона приобрёл в ХХ веке после становления советской власти. До этого, напомнила собеседница издания, русские люди венчались по православной традиции.
«В советское время сложился определённый государственный порядок регистрации брака. Важно, чтобы не было похоже на существовавшее ранее. Так марш Мендельсона перекочевал к нам из Европы и стал символом новой традиции создания семьи. И многие поколения выросли с ощущением безальтернативности этой музыки. Поэтому особой магии нет, но есть волшебство красивой музыки», — заверила музыковед.
Отметим, что марш Мендельсона был известен в Российской Империи задолго до появления большевиков, но использовался не в свадебных, а в военных целях, как и подобает маршу. В 1877 году Александр II, отправляя войска на Русско-турецкую войну, восхитился выправкой солдат лейб-гвардии Казачьего полка, заметив, что на войну они идут как на свадьбу. Тогда император назначил мелодию Мендельсона официальным маршем этой воинской части.
Ирина Бобовникова также уточнила, что марш Мендельсона написан в характере полонеза. А полонез, как известно, танец-шествие — им открывались балы, подчеркивая торжественность и возвышенность момента.
Вместе с тем собеседница ForPost уверена: не все наши соотечественники знают, что автор популярной свадебной мелодии — немецкий композитор Феликс Мендельсон. И уж тем более, единицы осведомлены о том, что это фрагмент музыки к комедии Уильяма Шекспира.
Читайте по теме: Первые и последний концерты в России Рахманинов дал в Крыму
Власта Пидпалая
Фото: Ирина Горобец|ForPost
Обсуждение (4)
Мендельсон ещё тот-поц! Написал свадебный марш, а сам всю жизнь прожил холостяком. Вот такой вот композитор. Теперь понятно почему этот марш, ну скажем так-шуточный.
to эдвард59: Если вспомнить что он написал еще и похоронный, то шутка мрачная
Опорочить всё, что было в прошлом. Такое веяние современности.
to Верещагин: А что? Мендельсон молодец! Своими музыкальными
маршами, которые стали так популярны на века, он обозначил 2 важнейших события в людской жизни.