150-летний юбилей великого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова в Симферополе отметят необычным музыкальным мероприятием: впервые в Крыму прозвучит первая написанная им опера «Алеко». О том, как полуостров связан с судьбой гениального русского символиста от музыки, узнавал ForPost.
Музыка с пелёнок
Будущий музыкант появился на свет в поместье своего отца в Новгородской губернии 1 апреля 1873 года. Дворянская семья, где родился мальчик, была тесно связана с музыкой. Дед по отцовской линии был учеником ирландского виртуоза Джона Филда, выступал с концертами в разных городах России и немного занимался сочинительством.
Отец Сергея также музицировал, но профессионально свой талант оттачивать не стал. Старшая сестра будущего композитора Елена обладала невероятным по чистоте голосом. В такой творческой обстановке новый член семьи с раннего детства приступил к изучению нотной грамоты.
С пяти лет Рахманинов обучался игре на фортепиано под руководством матери, которая впоследствии передала его более опытным педагогам, и в девять лет мальчик поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории.
Однако учёба не задалась, — Серёжа частенько прогуливал занятия. Видя это, в 1885 году семья перевозит сына в Москву. Здесь он поступает на третий курс младшего отделения консерватории по классу известного преподавателя профессора Николая Зверева и живёт в пансионе для одарённых детей, который отличался строгой дисциплиной.
Николай Зверев с учениками (Рахманинов в центре мальчиков). Фото из книги Б. Никитина «Сергей Рахманинов. Две жизни».
Впервые в жизни Сергей Рахманинов оказался в Крыму в юном возрасте, благодаря своему наставнику, который много времени проводил с учениками, организовывал не только образовательный процесс будущих музыкантов, но и досуг.
«После окончания учебного года Н.С. Зверев вместе с учениками уезжал на подмосковную дачу, куда вывозили рояль, чтобы не прекращать занятий. Ездили также по одному разу в Кисловодск и в Крым», — пишет исследователь биографии композитора Людмила Ковалёва-Огороднова.
Крымские каникулы воспитанники московской консерватории вместе с профессором провели в усадьбе «Олеиз» сибирского купца-мецената Ивана Токмакова неподалёку от посёлка Кореиз (Большая Ялта).
Проба пера
Новая обстановка, красота и первозданность крымской природы пленили мальчика. Необычные чувства впервые нашли выход: эмоции выплеснулись на нотный стан.
«Как сейчас помню, Рахманинов стал очень задумчив, даже мрачен, искал уединения, расхаживал с опущенной головой и устремлённым куда-то в пространство взглядом, причём что-то почти беззвучно насвистывал, размахивал руками, будто дирижируя», — такие воспоминания друга композитора Матвея Пресмана приводит Ковалёва-Огороднова в статье, опубликованной в «Вестнике крымских литературных чтений».
Сергей пребывал в таком состоянии несколько дней, пока не подозвал Пресмана к роялю и не начал играть. Убрав руки с клавиш, он спросил приятеля, что это было. Тот не знал.
Оказалось, что это премьера: Рахманинов сочинил своё первое произведение — ноктюрн, который как раз и посвятил другу.
Читайте по теме: История польского шлягера: как композитор родом из Крыма добилась справедливости
Впрочем, несколько лет спустя учёба у профессора Зверева завершилась ссорой и разрывом отношений. В 1888 году юный талант поступил на старшее отделение консерватории к другому преподавателю и переехал жить из пансиона к родственникам Сатиным, дочь которых в будущем станет его супругой.
По цыганским мотивам
Восемнадцатилетие Сергея Рахманина ознаменовалось досрочным окончанием Московской консерватории. Получив высший балл по экзамену и специальность пианиста, он продолжил обучение на композитора. Двухгодичный курс молодой музыкант также закончил досрочно. Об этом напомнил художественный руководитель камерного хора Крымской филармонии «Таврический благовест» Владимир Николенко.
По его данным, выпускное задание начинающий композитор получил 27 марта 1892 года: написать оперу по мотивам поэмы Александра Пушкина «Цыгане» (либретто Владимира Немировича-Данченко).
«Получив это задание, Рахманинов стремглав бежит домой и начинает писать оперу. Ровно 17 дней ушло у него на написание этого произведения. И уже 13 апреля опера была готова», — рассказал Николенко на пресс-конференции в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе.
На экзамене, который состоялся через месяц, молодой человек представил на суд комиссии свою работу — партитуру оперы «Алеко» в кожаном переплёте с золотым тиснением, на что ушли все его сбережения. Произведение было удостоено наивысшей оценки, и выпускник получил большую золотую медаль.
Обложка книги, посвящённой опере «Алеко» Рахманинова.
В том же году Большой театр принял «Алеко» к постановке.
«Репетиции проходили с большим интересом. Были собраны талантливые исполнители, артисты, хор, оркестр. На эти репетиции захаживал не кто иной, как сам Пётр Ильич Чайковский», — уточнил худрук камерного хора «Таврический благовест».
Чайковский присутствовал и на премьере оперы. По одной из версий, во время финала Пётр Ильич настолько бурно аплодировал, что чуть не вывалился из директорской ложи, добавил Николенко.
Такая эмоциональная реакция признанного классика на произведение новичка не удивительна, считает другой спикер пресс-конференции дирижер Севастопольского государственного симфонического оркестра Владимир Ким.
«Мне бы хотелось сказать, что оркестровка и гармонический язык оперы настолько удивительны и нетрадиционны для того времени: все вступления солистов как бы не подготовлены гармонией, и это представляют определённую сложность для исполнения, — поделился мнением Ким. — В этой опере есть очень много не связанного с вокалом и хором, — это танцы, колоритные и удивительные по краскам, но, к сожалению, у нас нет возможности сценически поставить эту оперу. Впрочем, сама музыка настолько колоритна, что это может быть вполне оправданно».
Таким образом путь Сергея Рахманинова в мир большой музыки начался со студенческой, но масштабной работы, которая поразила современников своей глубиной и многогранностью. До настоящего времени музыкальный шедевр не утратил своей значимости для мировой культуры.
Крымские знакомства
Сейчас кажется невероятным, но вход в профессию будущего мэтра начался с провала. В марте 1897 года его Первая симфония с треском провалилась в Санкт-Петербурге. Это вызвало глубокую депрессию у композитора, в которую он погрузился на три последующих года. В это время он не мог заставить себя создавать музыку, поэтому лишь изредка давал частные уроки и дирижировал в Русской Частной опере Саввы Морозова.
Работа у Морозова подарила Рахманинову одно из значимых знакомств его жизни — с Фёдором Шаляпиным. С именем легендарного баса связано первое официальное выступление Рахманинова, которое состоялось в Ялте.
Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Фото из книги Б.Никитина «Сергей Рахманинов. Две жизни».
Дело было так. В начале осени 1898 года Рахманинов с Шаляпиным и его молодой супругой приехали на гастроли в Крым. Московские артисты, в том числе певцы и музыканты, традиционно каждое лето выступали на сцене театра, открывшегося в городском саду южного курорта. В одном из таких концертов Шаляпина принял участие и Рахманинов, «правда, этого почти никто не заметил», добавляет Ковалёва-Огороднова.
«Однажды после концерта публика окружила Шаляпина; Рахманинов отрешённо сидел у рояля один. Вдруг невысокий господин благородной наружности приблизился к нему. В задумчивости Рахманинов не сразу узнал подошедшего, который сказал ему: “Я всё время смотрел на вас, молодой человек. У вас замечательное лицо — вы будете большим человеком”», — так биограф описывает первую встречу Рахманинова с Чеховым, которая переросла в крепкую дружбу.
Рахманинов любил ездить в Крым, а приезжая в Ялту, часто виделся с Чеховым. Они были настолько близки, что в 1900 году, по данным Ковалёвой-Огородновой, композитор жаловался писателю на свою встречу с Львом Толстым в Москве, когда тот раскритиковал его музыку. Классики даже планировали совместную поездку за границу.
«Антон Павлович был настолько увлечён яркой, нестандартной натурой Рахманинова, что вознамерился с ним и Шаляпиным <…> ехать летом в Италию», — приводит такой факт исследователь, с сожалением добавляя, что планам не суждено было воплотиться в жизнь — писатель к тому времени уже был серьёзно болен.
В апреле того же года, чтобы поддержать автора «Дяди Вани» и «Чайки», на гастроли в Крым приехала труппа Московского художественного театра. Успех постановок был колоссальный. На заключительном представлении Чехову преподнесли букет из пальмовых ветвей, который до сих пор стоит в столовой ялтинского дома-музея писателя.
Окончание гастролей москвичи отметили праздничным ужином в ресторане ялтинской гостиницы «Россия», куда также были приглашены Сергей Рахманинов и Иван Бунин. Встреча двух будущих классиков переросла в тёплую дружбу.
«… Мы за ужином сидели рядом, пили шампанское Абрау-Дюрсо, <…> ушли на мол, — было уже поздно, нигде не было ни души, — сели на какие-то канаты, дыша их дегтярным запахом и той какой-то совсем особой свежестью, что присуща только черноморской воде, и говорили, говорили всё горячей и радостнее уже о том чудесном, что вспоминалось нам из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова», — цитирует исследовательница мемуары Бунина по сборнику «Воспоминания о Рахманинове».
После этого вечера два таланта не теряли связь друг с другом, неоднократно встречаясь сначала в Москве, а потом уже в эмиграции.
С лёгкой руки
Впрочем, до разрыва с исторической родиной было ещё долго. Пока же музыкант смог, наконец, побороть чёрную полосу в жизни, завершив в 1901 году свой Второй фортепианный концерт. Так Рахманинов вступил в зрелый, самый продуктивный период своей жизни. Через год он женился на московской родственнице Наталье Сатиной, вскоре став счастливым отцом дочери.
Несколько лет спустя Рахманинов поступил на службу в Большой театр в качестве дирижёра. С гастролями он объездил всю Европу и Северную Америку. Так что Крым надолго остался в стороне от маршрутов композитора, но он никогда не забывал южный край, пробудивший его дарование. В 1909 году, будучи председателем Русского музыкального общества, Рахманинов подписал декрет о создании в Симферополе музыкальных классов, напомнил руководитель крымского хора Владимир Николенко.
«Чтобы понять, что такое музыкальные классы на то время, надо представлять, какая была система музыкального образования в Крыму. Её не было. Работали лишь частные преподаватели, которые учили играть на рояле, скрипке или других инструментах, то есть не было системы музыкального образования. Ровно через год на базе созданных классов в Симферополе было создано музыкальное училище», — уточнил спикер.
Музыкальное училище в Симферополе появилось благодаря Рахманинову.
Созданное более ста лет назад музучилище в Симферополе готовит специалистов по разным музыкальным направлениям до сих пор. Его выпускники работают в разных городах России и мира.
Прощальный поклон
Такой наполненный созидательным смыслом и творчеством уклад жизни в одночасье разрушили обстоятельства, никак не зависящие от воли композитора. Первая мировая война, перетёкшая в России в февральскую революцию, побудила Рахманинова к непростому решению — покинуть Россию. Прощание оказалось также связано с Крымом.
Лето 1917 года Сергей Васильевич с семьёй проводил в Симеизе, совершая короткие выезды по всему ЮБК. Так, он навещал Шаляпиных в Мисхоре, семья гостила на даче «Диль-Рюба» Пелагеи Мурзаевой, а в Ялте проведывал композитора Александра Спендиарова.
В летнем саду Ялты 5 сентября Рахманинов исполнил Первый фортепианный концерт Ференца Листа с оркестром. За дирижёрским пультом находился Александр Орлов.
«Это было последнее выступление великого музыканта в Крыму и вообще на родине. Концерт оказался прощальным — больше Сергей Васильевич в России концертов не давал, а ровно через три с половиной месяца покинул страну», — добавила Ковалёва-Огороднова.
Рахманиновы отправились сначала в Швецию, где в Стокгольме состоялся музыкальный концерт пианиста, а через несколько месяцев перебрались через океан и поселились в США.
Не соглашаясь с политикой большевиков, музыкант невероятно тосковал по оставленной родине. Ностальгия настолько съедала Сергея Васильевича, что почти на десять лет он утратил способность сочинять новое, зарабатывая средства лишь талантом исполнителя.
Рахманинов ушёл из жизни в 1943 году в Беверли-Хиллз (Калифорния, США), не дожив до своего 70-летия всего трёх дней.
Несмотря на разрыв с Россией, Сергей Рахманинов известен всему миру именно как русский композитор и пианист, который вывел музыку на новый уровень.
«Его творчество и личность велики. Рахманинов был невероятным человеком и музыкантом, который обладал лирическим даром, мелодистом, и вместе с тем его творчество сильно необыкновенной мужественностью и героизмом», — подчеркнул Владимир Николенко.
Читайте по теме: Как проявились следы Рахманинова в Севастополе
Премьера оперы «Алеко» состоится завтра, 9 апреля, в 16.00 в концертном зале музыкального училища в Симферополе.
Пелагея Попова
Фото автора