Новости мира

Украина и Польша не поделили пищевую базу

Это не первый случай в истории, когда экономика расплачивается за политику.

Украина продолжает блокировать транзит в Польшу товарных поездов из Китая, требуя увеличить себе квоты на транспортные автоперевозки. Сделать это Польша категорически отказывается. 



Квоту она резко сократила в 2019 году — с 260 тысяч до 160 тысяч. Более того: может урезать еще больше. При этом в 2016 году, то есть еще до ассоциации с ЕС, украинская квота составляла не менее 200 тысяч.



Таким образом, подписав соглашение с ЕС, Украина быстро ухудшила возможности возить товары в Польшу и через неё в Европу.

Происходит всё это довольно тихо. Если бы не сообщение в польской прессе, неизвестно, когда бы происходящее получило огласку. Между тем это довольно серьёзные разногласия, уже сейчас плавно перерастающие в настоящую экономическую войну.



Происходит это на фоне эскалации конфликта с Россией. В случае же Польши – ещё и конфликта с Евросоюзом, грозящимся отлучить её от бюджета за отказ подчинить ему свою судебную систему.



Что же случилось с отношениями этих, казалось бы, ближайших союзников?

А отношения между Польшей и Украиной накалились отнюдь не на шутку. И можно смело сказать, что положительных персонажей в этой истории нет: обе стороны и потерпевшие, и обвиняемые в одинаковой степени.



Суть разногласий примерно в следующем.

Украина вполне заслуженно обвиняет польскую сторону в том, что Варшава специально ставит её перевозчиков в тяжёлое положение, дабы добиться их разорения, забрать себе их долю рынка и даже их водителей-дальнобойщиков, которые уже сейчас активно перебегают к польским компаниям.



Известны даже случаи, когда они доезжали до границы, бросали украинские машины и шли работать к полякам (да, уже даже до такого дошло).



Причина банальна – работы для них действительно стало куда меньше, чем было. Да и сами украинские грузоперевозчики вынуждены увольнять работников, так как из-за низких квот у них ощутимо падает грузопоток.



Киев даже угрожает Варшаве международным арбитражем.

Польша же ничуть не менее обоснованно обвиняет Украину в том, что выделяемые ей транспортные квоты моментально порождают колоссальные коррупционные конструкции: схемы, пускающие эти разрешения через посредников, перепродающих их перевозчикам.



Система распределения квот с украинской стороны абсолютно непрозрачна и отдана на откуп «решателям проблем», что наносит ущерб в том числе и польской стороне.



Кроме того, приграничная транспортная инфраструктура Украины находится в таком состоянии, что увеличение количества квот вызовет серьёзные транспортные заторы.



О проблеме говорил даже транспортный министр Польши.

Уступать стороны явно не намерены.



Для Украины так и вовсе на автомобильный транспорт приходится до 44% её экспорта. При этом дефицит кадров водителей уже сейчас доходит до 20-30% от штатного расписания.



Правда, причина этого отнюдь не в действиях Польши (хотя, и в них тоже), а в отвратительных условиях труда, отсутствии инфраструктуры, социальных гарантий и в уровне дохода, который у водителей грузовиков на Украине в два раза ниже, чем в Польше, и в три с половиной раза ниже, чем в Великобритании и Германии.

Логично, что многие из них «выбирают свободу».

В этой ситуации польское урезание квот может стать контрольным выстрелом в голову всей отрасли.

Что логично, так как отрасль не развивается – вложения в инфраструктуру не производятся и идёт чистая эксплуатация имеющихся ресурсов.



Впрочем, саму Польшу это не оправдывает.

Украина довольно жёстко огрызается. Помимо угроз подать на Польшу иск в международный арбитраж за «нарушение Соглашения об Ассоциации», она предпринимает и вполне практические действия.



«Укрозализниця» (украинская железнодорожная компания) уже 30 ноября запретила транзитные перевозки порожних и груженых вагонов через Украину в Польшу из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Молдовы, Латвии, Литвы и Эстонии.



То же касается и обратного транзита из Польши в перечисленные страны. Якобы «по техническим причинам». Срок отмены запрета неизвестен.

И вот теперь наносится следующий удар: Украина заблокировала транзит в Польшу товарных поездов из Китая.



 А для поляков остановка потока китайских товаров - очень серьёзная проблема. И ответный удар от Польши – всего лишь вопрос времени.

Начавшаяся по факту экономическая война будет только нарастать.



Варшава сейчас вообще настроена крайне воинственно: с запада её атакует брюссельская евробюрократия, так что биться ей придётся на два фронта.

Но разногласия разногласиями, а истинная причина нынешнего медленно, но верно нарастающего конфликта лежит совсем в другой плоскости.



Она в общем сокращении пищевой базы.



Мало того, что обе страны лихорадит от общемирового и общеевропейского экономического кризиса, так ещё и отношения с РФ обе они ухитрились испортить накрепко, что сказалось на экономиках обеих совершенно определённым образом.



Это не первый случай в истории, когда экономика расплачивается за политику, так что удивляться здесь смысла нет.

Так вот, в условиях того самого значительного сокращения пищевой базы (а Польша, напомним, может ещё и потерять дотации ЕС) они обе вполне предсказуемо будут вырывать друг у друга то, что остаётся.



И никакое «союзничество» этому не помешает. Да и не такое уж оно тесное, если подумать.

С учётом того, что в лучшую сторону в ближайшее время вряд ли что-нибудь изменится, кризис в отношениях будет только нарастать.

Для России, с одной стороны, это выгодно: два, мягко говоря, недружественных государства ослабляют друг друга. С другой же, нынешний кризис –для всех.



Самим бы его как-то пережить.



Павел Кухмиров

Главное за день

Как Аркадий Заварушкин искал осенний вайб на Историческом бульваре

2 серия сатирического сериала ForPost «Аркадий против».
19:00
0
482

Цех обрушился при взрыве на российском заводе: что известно сейчас

На нефтехимическом заводе в Башкирии частично обрушился цех, где в тот момент работали пять человек.
10:19
0
1289

Крымчане выступают против гостиницы на костях творцов и врачей

Достопримечательность в центре Ялты пытаются застроить уже в третий раз.
18:24
7
2689
Туризм

Зачем россияне едут в Казахстан и что важно знать перед поездкой

Нужен ли загранпаспорт, брать ли рубли и как получить банковскую карту?
19:15
0
671

ФАС не даёт властям Севастополя сохранить гостиничный ГУП

Ликвидировать унитарное предприятие могут в судебном порядке.
17:04
0
1731

Бесплатные экскурсии и выставки: куда пойти в Крыму на «Ночь искусств-2025»

Культурная акция по традиции связана с Днём народного единства.
17:25
0
2532

В Нью-Йорке повысили детектива, который спас жизнь российскому туристу

Он вспомнил, как это произошло десять лет назад.
17:53
0
1177

В России гид бросил туристов на острове без вещей и с детьми на руках

В туркомпании уверены, что действовали правильно — по так называемой инструкции согласия.
11:19
0
1570

Каждый третий россиянин чувствует себя уставшим каждый день

Последние годы превратились для нас в «марафон адаптации».
09:15
0
807