Россия и США должны не бороться за влияние на постсоветском пространстве, а стать партнерами в этом регионе – считает американский политолог, специалист по России и странам бывшего СССР, почетный профессор Колумбийского университета Роберт Легволд. С ним беседовал корреспондент Би-би-си Юрий Маловерьян.
Би-би-си: В своей статье в Foreign Affairs в середине года вы писали, что администрация Обамы хочет наладить отношения с Россией, но неясно, какова ее стратегическая цель в этих отношениях, какими Вашингтон хотел бы видеть эти отношения через несколько лет. Насколько яснее стала картина теперь?
Роберт Легволд: Думаю, картина, которую я тогда описал, до сих пор верна. Администрация Обамы настроена на то, чтобы поставить отношения с Россией на новую основу, развернуть ситуацию, которая до того ухудшалась. А для этого — развивать сотрудничество с Россией, притом не только в ключевых областях, но и по широкому кругу вопросов, включая сотрудничество в энергетике, изменение климата, реформа мировой финансовой системы. Во-вторых, эта стратегия должна основываться на, так сказать, многоуровневом сотрудничестве с Россией. То есть сотрудничество не только на уровне правительств или президентов Обамы и Медведева, но и на уровне обществ, на уровне бизнес-сообществ двух стран. И эта политика основана на признании того, что Россия – это один из приоритетов во внешней политике США. Как говорят представители администрации, «Россия имеет значение».

Диалог между США и Россией возможен на разных уровнях, считает эксперт
Стратегического же плана, такого, каким я бы в идеале представлял его себе, я не вижу. Хотя люди из администрации США не согласились бы со мной, они мне сами так и говорят. Но я под «стратегическим видением» понимаю достаточно четкое представление о том, какими администрация США хотела бы видеть отношения через четыре-пять лет, а также разработанный план достижения этой цели. Вместо этого сейчас у администрации США, по-моему, есть лишь набор краткосрочных целей, которые я уже перечислил. Но это не одно и то же — примерно представлять, что ты будешь делать завтра, и знать, чего ты хочешь достичь через пять лет. Хочешь ли ты создать, например, стратегический союз или же речь идет о партнерстве – оно может быть важным, но это все-таки не союз. Чтобы знать, что делать завтра или на следующий месяц, очень важно решить, какова конечная цель. И вот этого, на мой взгляд, сейчас нет.
Би-би-си: И какова эта конечная цель должна быть, на ваш взгляд?
Роберт Легволд: Я считаю, что это должно быть стратегическое партнерство, и это партнерство должно складываться в четырех важнейших областях сотрудничества.
Первая – это управление ядерным миром. Это касается как режима нераспространения ядерного оружия и вообще оружия массового уничтожения в страны, которые его не имеют, так и создания более предсказуемого, более урегулированного режима для стран, которые имеют ядерное оружие. У нас сейчас есть восемь ядерных держав, но у них нет общего режима, общего набора правил. На США и Россию до сих пор приходятся 95% ядерных арсеналов мира, и они должны быть стратегическими партнерами в решении всех этих проблем.
Вторая проблема, требующая стратегического партнерства, – европейская безопасность. Нужно перестроить европейскую систему безопасности так, чтобы создать единое сообщество безопасности, простирающееся от Атлантики до Урала. Единое, а не разделенное, как сейчас, на НАТО на Западе и Россию с союзниками на постсоветском пространстве.
Вместо того, чтобы рассматривать действия США и России на постсоветском пространстве как соперничество, везде — на Кавказе, на Украине, в Центральной Азии — необходимо налаживать стратегическое партнерство.
Роберт Легволд,
американский политолог
В-третьих, стратегическое партнерство требуется в создании системы энергетической безопасности. Безопасности как крупнейших поставщиков, каковым является Россия, так и крупнейших потребителей, каковым является Европа, союзница Америки.
Четвертая область, где нужно стратегическое партнерство, это взаимное обеспечение безопасности и стабильности преобразований на постсоветском пространстве. Этот вопрос очевидным образом связан с вопросом общеевропейской безопасности. Вместо того, чтобы рассматривать действия США и России на постсоветском пространстве как соперничество, везде — на Кавказе, на Украине, в Центральной Азии — необходимо налаживать стратегическое партнерство.
Би-би-си: Российские лидеры – вы об этом упоминали в статье в Foreign Affairs – относятся к любым инициативам США с большой долей подозрительности. К тому же они ведут себя пассивно, утверждая, что Соединенные Штаты виноваты в ухудшении отношений в последние годы – им и делать шаги в сторону примирения. Насколько возможно выстраивание стратегического партнерства с таким партнером?
Роберт Легволд: Думаю, возможно, хотя и трудно. Что касается подозрительности, то это было в первые месяцы работы Обамы. Российская сторона была настроена очень скептично. Они, во-первых, не верили в то, что администрация Обамы всерьез настроена на перемены, а во-вторых, не верили, что даже при серьезных намерениях ей удастся что-то сделать – помешает и внутренняя политика в США, и общая внешнеполитическая инерция Соединенных Штатов. Но затем перемены и вправду начались, и скептицизм – по крайней мере в официальных кругах России – начинает таять. Он все еще очень силен среди части политической элиты, среди части депутатов Госдумы, части политологического сообщества, в прессе. Но в то же время министерство иностранных дел, советники президента Медведева, сам Медведев, такой человек, как советник господина Путина по внешней политике и заместитель главы аппарата правительства [Юрий] Ушаков – все они воспринимают предложения администрации Обамы очень серьезно и настроены на сотрудничество. Преодолеть недоверие, копившееся много лет, нелегко, но мне кажется, что мы уже сильно продвинулись вперед по сравнению с тем, где мы были в феврале-марте. Это – результат апрельского Лондонского саммита [«большой двадцатки»], успешного июльского Московского саммита [Медведева и Обамы], а также результат нашего продвижения в ключевых вопросах: мы идем к заключению нового договора об СНВ, мы расширяем сотрудничество в поддержке афганской операции, мы сближаем позиции по Ирану.
Би-би-си: Учитывая национальные интересы и России, и США, и стран, которые Россия включает в «зону своих привилегированных интересов», на какие компромиссы может пойти Вашингтон на постсоветском пространстве ради улучшения отношений с Москвой?
Роберт Легволд: Это будет самое сложное измерение. Парадоксальность ситуации состоит в том, что страны постсоветского пространства — это самый острый вопрос российско-американских отношений, здесь — корень проблем в этих отношениях, и в то же время время мы не говорим об этой проблеме впрямую. На переговорах в Москве или Вашингтоне в центре внимания оказывается что угодно, но не это. Поэтому в первую очередь мы должны стать откровенны друг с другом, мы должны говорить друг другу о том, что нас заботит и что мы считаем законными и незаконными шагами с одной и другой стороны. Надо быть честными. Это будет очень трудно, поскольку в российской психологии, в практической политике глубоко укоренилось представление, что с этими странами у России должны быть особые отношения. Что Россия сохраняет здесь серьезное влияние, может защищать свои интересы, а другие ведущие мировые силы — не только США или НАТО, но и Китай, Турция или любые другие страны — не должны вытеснять Россию из этого пространства. Это такой естественный инстинкт России — и потому Россия считает естественным рассматривать США, в определенной степени Европейский союз и в перспективе — Китай как конкурентов, а не партнеров на постсоветском пространстве.
На то, чтобы изменить это отношение, понадобятся годы или даже десятки лет. А пока – Соединенные Штаты, как я уже сказал, должны делать ставку на честность, ясность, прозрачность.
Преодолеть недоверие, копившееся много лет, нелегко, но мне кажется, что мы уже сильно продвинулись вперед по сравнению с тем, где мы были в феврале-марте.
Роберт Легволд,
американский политолог
Во-вторых, я считаю, что принципом политики Соединенных Штатов должно стать подталкивание соседей России к сотрудничеству с ней, а не к балансированию между Россией и Западом. США должны поддерживать сотрудничество России и Украины, пытаться поддержать нормализацию российско-грузинских отношений. Я считаю, что США должны поддерживать сотрудничество в нефтегазовой сфере на постсоветском пространстве. И если Соединенные Штаты четко продемонстрируют, что ведут именно такую политику, то, я думаю, этот настрой на борьбу с российской стороны ослабнет. Он не исчезнет вовсе, потому что это естественный импульс, но, думаю, отношение смягчится.
Би-би-си: Решение не форсировать вопрос о приеме Грузии и Украины в НАТО, затем отказ от размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии в России многие восприняли как уступки со стороны Вашингтона под давлением Москвы. Так это или нет? И какие уступки вы лично сочли бы слишком далеко идущими?
Роберт Легволд: В некотором смысле их можно назвать уступками. Но только вот в каком: со стороны русских было бы большой ошибкой думать, что это результат жесткой политики России, что Россия своей твердостью принудила США к уступкам и заблокировала предоставление Грузии и США «Плана действий по членству в НАТО» или размещение ПРО в Центральной Европе. Потому что это не так. Правильнее воспринимать дело так: администрация Обамы решила, что в национальных интересах Америки будет не продавливать прием Грузии и Украины в НАТО и не размещать наземные элементы ПРО в Европе, в том числе и ради того, чтобы помочь России перейти к новой политике, к созданию новой основы для отношений. Тогда – да, в этом смысле – уступки. Но только пошли на них не из-за требований России. Администрация Обамы пересмотрела планы размещения элементов ПРО в Польше и Чехии вовсе не из-за того, что русские будто бы успешно выкрутили руки американцам, а потому что решила, что этот вариант не будет достаточно эффективным ответом на проблему Ирана и его ядерной программы.
Би-би-си: И все же — какие новые подобные шаги вы сочли бы неприемлемыми?
Роберт Легволд: Не то чтобы это было неприемлемо с моей точки зрения, но такой шаг просто не будет сделан, и я понимаю, почему они его не сделают: администрация США не станет давать гарантий, что Украина и Грузия никогда не вступят в НАТО. Политика «открытых дверей» продолжится, то есть они продолжат говорить, что в принципе когда-нибудь Украина и Грузия могут стать членами НАТО. Хотя в обозримом будущем администрация США точно не будет этого добиваться.
Лично я считаю, что в ближайшие пять-десять лет можно будет избежать споров о Грузии, Украине и НАТО, занявшись — на принципах стратегического партнерства — строительством единой системы европейской безопасности от Атлантики до Урала. Тогда дальнейшее расширение НАТО не понадобится. Но я вполне уверен, что администрация США не станет обещать Москве, что дальнейшего расширения не будет ни при каких условиях. У нас сейчас образовался некий запас времени на то, чтобы разобраться с этой проблемой, но никто не давал обещаний, что Грузия и Украина никогда не вступят в НАТО.
Би-би-си: Как вы относитесь к идее президента Медведева о некоем новом общеевропейском «договоре об обеспечении безопасности»?
Роберт Легволд: Я считаю это хорошей идеей, потому что и мои предложения о стратегическом партнерстве подразумевают новую архитектуру безопасности в Европе. Но – два момента.
Думать о новой архитектуре безопасности в Европе следует только в контексте предложения президента Медведева
Роберт Легволд,
американский политолог
Во-первых, я не вижу, чтобы у самих русских, по крайней мере на официальном уровне, была какая-то ясность насчет этой идеи. Они просто не знают, как должна выглядеть эта новая архитектура безопасности в Европе! Возможно, у них есть какие-то предпочтения, соображения насчет того, какие аспекты они хотели бы отразить в документах, но у них нет цельного представления. То есть, сейчас это – предложение без содержания.
Во-вторых, я не считаю, что думать о новой архитектуре безопасности в Европе следует только в контексте предложения президента Медведева. О ней должны подумать и европейцы, и США, надо обсуждать ее в рамках ОБСЕ, НАТО – всем следует поразмыслить, как должна выглядеть эта новая архитектура, а затем посмотрим, можем ли мы найти общую платформу.
В общем, пусть даже у идеи Медведева пока нет содержания, другие должны ее этим содержанием наполнить.
Би-би-си: Некоторые критики идеи Медведева говорят, что эта новая система безопасности в Европе придумана, чтобы заменить нелюбимый Россией блок НАТО.
Роберт Легволд: Нет, я так не считаю. Российское руководство, особенно та его часть, что занимается внешней политикой, прекрасно понимает, что они ничего не добьются, если будут исходить из намерения заменить НАТО. По-моему, ясно видно, что они не планируют таким образом разрушить или заменить НАТО. Да, сейчас возникает много вопросов относительно того, как существующие организации – НАТО, а также ОБСЕ или даже Организация Договора о коллективной безопасности и другие – впишутся в новую архитектуру. Но, думаю, каждый, кто всерьез размышляет об этой новой архитектуре — или улучшении старой, или даже новом евроатлантическом договоре, как назвал его президент Медведев – все понимают, что мы начинаем с того, что имеем, а не с нуля, не с чистого листа. Думаю, и российское руководство тоже это понимает.
Обсуждение (25)
почетный профессор Колумбийского университета Роберт Легволд

А чем занимается этот институт? Вопросами повышения урожайности марихуаны на плантациях Колумбийских наркобаронов?
занятия студентов Колумбийского университета
А что спорить то, Украина-основной экспортер проституток, а Грузия - основной экспортер воров в законе...

to Сол крю (Харьков) to Добродел Тролль, не отвлекайся, иди на соседнюю ветку пиарь Янукоида, а то вдруг проффесору не хватит двух-трех голосов?
Шёл бы ты жопу,там без тебя глисты скучают...
Ошибается профффэсссор..
Всё уже поделили,без споров...так для виду тёрки...
Вот кстати интересно,статья не по теме,а вот последний комментарий интригующий http://www.infox.ru/authority/foreign/2009/11/24/ZHityeli_YES_ponyati.phtml
____________________
Вот он
altura
Как кому, лично мне всё очень даже очевидно.Живу в Испании,занимаюсь наблюдениями химио-трасс (в России большинство не в курсе,что это,т.к. Россия одна из немногих стран,где это явление пока по крайней мере отсутствует, если хотите знать что происходит,наберите в ютубе "CHEMTRAILS")Если исходить из логики, что слуги дьявола (трудно по другому назвать этих людей)устанавливают "новый мировой порядок" на планете, то всё становится на свои места.Им нужны такие искусственные ново-образования как ЕС чтобы эффективнее управлять населением.Большинство европейцев в самом деле, понятия не имели, что избирался ПРЕЗИДЕНТ и именно президент ЕС, по крайней мере,именно такая информация была в нескольких испанских газетах,а никакой не председатель.Т.е. людей тут никто во внимание не берёт, и их чаяния политикам пофику.Они строят НЕдемократическое образование и создают далеко НЕдемократическую систему подчинения, главной задачей является размыть политику отдельно взятых европейских стран, навязав всем странам в ЕС общую политику, которая будет устраивать Вашингтон.Сейчас на наших глазах делается одна из крупнейших авантюр последнего времени,создаётся новая Империя анти-человечного режима.Сейчас (скорее всего) они пытаются навязать всему миру новый налог,создавая "потепление" планеты искусственным образом,распыляя при помощи самолётов оксиды бария,алюминия,полимеров над землёй, а так же привнося нам вирусы (чтобы воспользовались вакциной) и производя депопуляризацию планеты.Если кого-то это интересует, можете найти много информации в интернете, и нисколько в официальных подконтрольных СМИ. Для справки,крупнейший проект "CHEMTRAILS" или "AGENDA 21" происходит на территории: ЕС плюс Украина,Белоруссия,Грузия.США плюс Канада,Мексика,Перу,Боливия,Чили,Бразилия,Аргентина.Австралия и Новая Зеландия.Т.е. в странах, так или иначе допускающих присутствие НАТО (лично для меня, это загадка, каким образом в Белоруссии они протолкнули этот проект,если кто-то в курсе,поделитесь инфой)
ответить
13:05 | 25 ноя '09
Зря Вова вас пожалел, надо было бы устроить вам дефолт, тогда поняли бы у кого вы с рук едите, а кто пришёл бы вас линчевать!!!!!!!!!!

to черт (подмосковье) Сашок,сейчас наш дедуся от возмущения растает.
to KLEO 777 (Севастополя) Дед Мороз - характер нордический. На Руси его звали Карачун. Древние славяне почитали его подземным богом. Выражение «задать карачуна» означает «умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то»
Вот в этом он весь и есть!!!!!

to ОМ (dommo) Олег привет!!!!!!!!!!
to черт (подмосковье) to ОМ (dommo) Олег привет!!!!!!!!!!

ПРИВЕТ...эх...и тут тяжёлый вздох...хотелось поговорить...а отвлекают...До скорого...
Пиндосы уху ели
to черт (подмосковье)
чё ето с тобой???

Ой,блин...
Тож пальчик сломал???
to ОМ (dommo) Олег.это Вы о чем?
to KLEO 777 (Севастополя) Ты ушла и я решил прилечь на пол часика!!! Ага только глаза открыл!!
to ОМ (dommo) . Движения пальцами вверх и вниз способны изменить обычный характер циркуляции ци по трем инь- и трем ян-меридианам. Следовательно, целенаправленно совершая такие движения, можно регулировать скорость движения ци по энергетическим каналам, накапливать и укреплять «внутреннюю энергию» и таким образом ускорить достижение поставленных перед собой целей при минимальных издержках. Как показывает опыт, выполнение движений пальцами рук и ног вверх и вниз может сопровождаться как слабым покачиванием вперед и назад, так и значительными колебательными движениями тела.Во замутил давай разбирайся!!!!!

Я снова с вами.
to черт (подмосковье) Действительно замутил,пока читала-чуть не уснула.
to KLEO 777 (Севастополя) Это я Олегу он спросил я ответил
Ну как все дела уладила??
to черт (подмосковье) Да,у меня ненормированный рабочий день.
Предлагаю России послать в задницу всех этих почетных профессоров вместе с нечетными. Забегали, фуфломёты, когда крыза в жёппо клюнула. О нормализации отношений нужно было в 90-х годах думать, когда Россия сделала всё для этой самой нормализации, вплоть до мегаущерба своих интересов. Но амеры ж тогда вумные были - НАТО расширяется, чечены спонсируются, идет подготовка грузинского и украинского муданов, как грибы после дождя растет число всяких грантоедских правозащитных фондов, которые занимались чем угодно, кроме правозащитной деятельности, сожрали Югославию. Одним словом - были гроши, и нафига была эта нормализация? Теперь грошей мало, Иран буянит, в Афгане ослотрахи регулярно сопатят бравых морпехов (в Афгане сплошное море, ага), в Ираке полный капут. В Грузии всё просрали, на Украине похоже тоже, от величины внешнего долга США уже компы подвисают. Не фонтан. Что нужно делать? Правильно - привычно делать недоуменный смайлик "А хули мы?" и предлагать вечный "американ-руси пхай-пхай". Нафиг. С пендосами можно вести диалог, засунув им в ухо половину ствола АКМ, они тогда лучше слышат и даже вспоминают что на Ирак напали США и Великобритания, а не дивизия Дзержинского. Амеры - потомки тех кто вырезал нафиг население целого материка, этого забывать нельзя. На генетическом уровне они могут понимать только язык силы, и любые игры в замирялки закончатся тем что в США поймут - раз идут на уступки, значит слабы.
"Вместо того, чтобы рассматривать действия США и России на постсоветском пространстве..." - говорит. Дядьку почётный, ты ж целый профессор, вот скажи честной компании - где США и где постсовок? Хуле ВАМ тут делать? Занялись бы своими школярами, они скоро на "Абрамсах" с полным боекомплектом будут в школу ездить и мочить своих наркодиллеров.
"...нас заботит и что мы считаем законными и незаконными шагами с одной и другой стороны. Надо быть честными. Это будет очень трудно" :-))) Скажу больше - это нереально. Пока будет жить стереотип "Косово можно, Осетии нельзя", то бишь политика двойных стандартов, говорить с США не о чем.
"Российская сторона была настроена очень скептично" :-))) И таки причины были, и очень серъезные, относиться к заявлениям американцев не то что со скептицизмом, а просто отмахнуться от них после докризисного американского отношения к России. Предлагаю России поставить условие - хотите нормальных отношений? Выполните свои обязательства - например, установите границы НАТО на состояние 1991 года. Иначе мы будем думать что нас хотят "обуть", и наверное мы будем правы.
Короче, интервью не дочитал, но уже сформировалась теза папашки Станиславского - не-ве-рю!
На редкость трезвомыслящий западный политик.... :)
to Сол крю (Харьков) to Добродел Тролль, не отвлекайся, иди на соседнюю ветку пиарь Янукоида, а то вдруг проффесору не хватит двух-трех голосов?Не переживай, чего не хватит - то дорисуем.
to Папа Гадский (Самый лучший)
+10000000000000000
Предлагаю России поставить условие - хотите нормальных отношений? Выполните свои обязательства - например, установите границы НАТО на состояние 1991 года. Иначе мы будем думать что нас хотят "обуть", и наверное мы будем правы.
_____________________________
По другому с ними нельзя.....
Амеры-коты в мешке,с ними только один берём,два в уме...,иначе на ходу обуют...евреи блин...
to ОМ (dommo) Привет. Лужков недавно проговорился, что будет Москву спасать от снега с помощью самолетов. Вот только я думаю, что он знает больше, чем говорит. А если в Москве снега не будет, где он вывалится? Ясно, что в Подмосковье. По факту - признание по меньшей мере в намерении управления климатом. Он лучше в технологиях этих понимает, так что есть вопросы. Группа хакеров свинтила в Британии документы об исследовании и управлении климатом. Читавшие их утверждают, что ФАКТИЧЕСКИ происходит ПОХОЛОДАНИЕ. Но мы этого не видим. Можно это считать доказательством управления погодой с какими-то целями.
to Сергей (Подмосковье) to ОМ (dommo) Привет. Лужков недавно проговорился, что будет Москву спасать от снега с помощью самолетов.
Уже передумал,только на праздники...
Его иногда заносит...с безумными проектами...