Германия поддержала санкции против российского ядерного сектора.
На самом деле относительно санкционной войны немецкая элита не так уж и едина. Что показывает дело олигарха Алишера Усманова.
Ещё в начале осени 2022 года прокуратура ФРГ завела против миллиардера, находящегося под санкциями, дело по уклонению от налогообложения и отмыванию денег на сумму более чем 0,5 миллиарда евро (почти 600 миллионов долларов). По наблюдению Bloomberg, данная цифра поразительным образом совпала с оценкой находившейся в ФРГ на ремонте яхты олигарха Dilbar.
Заметить совпадение было не тяжело. Вероятно, не имея формальных оснований для конфискации имущества в контексте законов о санкциях, которое к тому же не принадлежало самому Усманову, а было собственностью семейного траста, европейские общечеловеки решили зайти из другого угла: отобрать яхту в качестве компенсации в рамках обычного уголовного дела. Чтобы в итоге и быстрый медиаэффект получить, и показать себя в европейской «санкционной гонке стран».
Вдохновиться в этом немецкие власти могли случаем с яхтой Axioma, которая, вероятно, принадлежала другому российскому олигарху. Примерно в то же время её успешно продали с гибралтарского аукциона. Формально в качестве основания для конфискации данной яхты стал долг её владельца западному банку, отказавшемуся принимать эту задолженность от подсанкционного персонажа напрямую.
Совершенно понятно, что план изъятия судна должен был оказаться простым, незатейливым и не предполагающим никаких осложнений. Так что под объективами прессы десятки статистов в форме брали штурмом пустые особняки и не менее пустую яхту. Формально они это делали в поисках доказательств. Материалы данного изумительного дела транслировались в реальном времени ведущими СМИ Германии.
Однако буквально сразу что-то пошло не по плану. Через какое-то время выяснилось, что немецкой прокуратуре удалось получить даже ордер на обыск отнюдь не сразу. В суде его подписывать отказывались, ссылаясь на недостаток обоснований для прокурорских подозрений. Тем не менее, вместо внесения ясности представители цивилизованного Запада поступили вполне «по-восточному» — они пошли к другому судье.
Но неприятности у них на этом не закончились. Например, после обысков СМИ Германии гордо писали о поразительных вещах, изъятых у олигарха: «яйцах Фаберже» почти за 13 миллионов евро. Правда, к концу осени оценка их упала в полторы тысячи раза — до 8 тысяч евро. Далее и вовсе до цены в менее тысячи. В итоге оные «яйца» оказались обычными сувенирами.
Само дело сдувалось похожим образом. Само появление в СМИ неудобных для следствия фактов уже чётко говорит о внутреннем сопротивлении, оказываемом «старой» немецкой элитой. Наиболее иллюстративно это проявлялось в тот момент, когда настоящие мастодонты германского правосудия включились в поддержку российского олигарха (например, бывший министр баварского правительства и экс-председатель Верховного суда ФРГ).
В итоге суд во Франкфурте-на-Майне и вовсе признал произошедшие по делу Усманова обыски не соответствующими нормам закона. Причём решение суда было предельно жёстким для прокуратуры, которая не смогла найти обоснования своим подозрениям и выстраивала их на домыслах, которые заведомо невозможно проверить. Прокуратура допустила огромное количество нарушений, и в результате все ордера были отменены. И данное решение суда обжалованию не подлежит.
Вполне резонно предположить, что происходящее может оказать серьёзное воздействие на авантюристическую деятельность нынешних властей ФРГ. «Старая Германия» вполне жива и настойчиво напоминает правящей «светофорной коалиции» о своём существовании. А заодно и о рамках приличия. Вот только нам обольщаться не надо: все они нам не друзья. Да и Усманову наше общество ни разу не сочувствует. Оно и правильно.
Читайте по теме: Западные санкции и импортозамещение: какие проблемы надо срочно решать
Павел Кухмиров