Почему российские подростки не имеют таких же прав, как их американские и канадские сверстники? В США и Канаде 16-летние, 14-летние юноши и девушки, например, уже получают права и легально гоняют по хорошо асфальтированным дорогам.
В России получить водительское удостоверение можно только с наступлением совершеннолетия.
Эту несправедливость решил исправить самый молодой депутат Госдумы Владимир Власов от фракции ЛДПР, которому в этом году исполнилось 25 лет. Он предложил выдавать водительские права с 16 лет.
О том, почему нашим детям пока чужд американский образ жизни, - в материале ForPost.
«У нас тут не Америка!»
Логика депутата Госдумы Владимира Власова понятна: шестнадцатилетние россияне стремятся стать экономически независимыми от своих родителей. Наличие водительских прав позволит им значительно быстрее воплотить в реальность мечту о взрослой жизни. У подростков также появится стимул приобрести автомобиль, с помощью которого они начнут обеспечивать себя материально.
Власов и сам отметил, что среди россиян 16 -17 лет много тех, кто уже официально работает и может проживать отдельно от родителей, например, из-за учебы. Им машина крайне необходима для комфортной жизни.
Мировой опыт показывает, что нет ничего особенного в том, что дети с 14-16 лет легально садятся за руль автомобиля. Так, например, в США 16-летние подростки могут получить водительские права с небольшими ограничениями. С таким удостоверением нельзя перевозить других пассажиров, не достигших 21-летнего возраста (за исключением родных братьев и сестер). Также подросткам запрещается управлять автомобилем ночью — с часа ночи до пяти утра. Эти правила не применяются в случае, если нужна поездка на работу, либо если в машине также находится взрослый опытный водитель.
В канадском штате Альберта и вовсе за руль можно садиться с 14 лет. Правда, самостоятельно ездить детям пока рано. Наличие взрослого пассажира в салоне автомобиля – обязательное условие. Кроме того, юному водителю запрещается ездить с полуночи до пяти утра, а также иметь даже минимальное количество алкоголя в крови.
pxhere.com
«У нас тут не Америка! Да, ни для кого не секрет, что иногда подростки нелегально ездят на отцовских автомобилях. А теперь ответьте мне на вопрос: пьяный отец, сидящий справа от сына-водителя, будет нести уголовную ответственность за ДТП? А если в машине вместо отца сидит 21-летний нетрезвый дружбан юного водителя? Мы живем в России. У нас там, где стакан пива, там дальше всё… У нас менталитет другой, мы не умеем вовремя остановиться. Поэтому рано 16-летних подростков пускать за руль», - отреагировал на инициативу генеральный директор центра автомобильной безопасности «Autosecurity» Михаил Степанов в разговоре с ForPost.
Он подчеркнул: для того, чтобы выдавать подросткам водительское удостоверение, необходимо сначала сделать их полноценными членами общества. Сейчас они не могут нести материальную и уголовную ответственность за ДТП. Для этого нужно изменить законодательство, внести поправки в административный и уголовный кодексы, наделить подростков избирательным правом. В одночасье это сделать невозможно.
Поэтому, уверен Степанов, депутат Госдумы Власов просто «решил хайпануть на молодежи».
Читайте также: В России хотят разрешить подросткам садиться за руль
Три сюжета и ловушка бедности
Профессор экономического факультета МГУ Татьяна Разумова считает, что инициативу депутата Госдумы Владимира Власова должны внимательно изучить эксперты. У нее «есть три сюжета», которые могут как помочь, так и навредить подросткам.
«Первый сюжет напрямую связан с получением подростками водительского удостоверения. Здесь, как мне кажется, многое будет зависеть от того, как автошколам удастся организовать подготовку юных водителей. Если обучение, прохождение экзаменационных процедур будет проходить по всем правилам, то, на мой взгляд, можно выдавать права с 16 лет. К машинам все рвутся, водить все хотят, так пусть они, по крайней мере, делают это с нужным багажом знаний, неся определенную ответственность. К сожалению, с ней у нас пока большие проблемы», - отметила в беседе с корреспондентом ForPost Разумова.
Она напомнила, что многие виды ответственности в России наступают с 18 лет, поэтому при выдаче прав подросткам, может возникнуть юридическая коллизия.
Что делать с юным водителем, который причинил физический вред и нанес материальный ущерб другому человеку? Это второй сюжет данной инициативы, который нужно тщательно проработать в месте с юристами, уверена Разумова.
«Третий сюжет связан с занятостью подростков-водителей. Труд таксиста очень тяжелый. Подталкивание к такому роду деятельности может активировать ловушку бедности, о которой мы так часто говорим. Молодые люди прекращают учебу, не получают перспективной профессии. Таксист – это все-таки работа ограниченного радиуса действия. У тебя нет профессионального развития, продвижения по карьерной лестнице», - подчеркнула Разумова.
Профессор экономического факультета МГУ отметила, что в нашей стране есть семьи, живущие за чертой бедности. Подростки хотят помогать родителям зарабатывать деньги. Возможно, для детей из малообеспеченных семей нужно предусмотреть выдачу водительских удостоверений.
Но здесь без заключения психиатра или психолога не обойтись. Нужно понимать: готовы ли морально юноши и девушки для такой работы, смогут ли они отстоять себя при возникновении сложной ситуации на дороге, готовы ли они отвечать за межличностные отношения.
«При легализации подросткового труда, как мне кажется, необходимо обратить внимание не на наличие водительских прав, а на получение профессий, у которых есть карьерная перспектива. Тогда это не затрата, а инвестиция в будущее парней и девушек. Пока водительское удостоверение для кого-то палочка-выручалочка, а для кого-то - колоссальные риски. Дети в 16 лет очень разные, даже физически. Среди них есть субтильные создания. Смогут ли они себя адекватно вести на дорогах так, как требуется для того, чтобы работать и зарабатывать без рисков для жизни и здоровья, - большой вопрос», - отметила Разумова.
Читайте также: ГИБДД поддержала выдачу «детских» прав, эксперты рассказали, что для этого нужно сделать
Американская жизнь и советские подходы
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, подростковый психолог, эксперт по выявлению опасных групп в социальных сетях Темыр Хагуров отметил: давать права всем подросткам, достигшим 16-летнего возраста, - плохая идея.
Не давать никому, как сейчас, также не есть хорошо: на предоставление такой услуги подросткам есть запрос со стороны общества.
«Мы, психологи, видим растущую инфантилизацию (общая тенденция к увеличению периода несовершеннолетия и детства, наметившаяся в развитых странах – прим. ред). Возраст принятия ответственности переносится за 20-25 лет. Значительная часть молодежи остается жить с родителями, не создает семьи. Европейская и американская тенденция по удлинению периода взросления постепенно приходит в Россию», - подчеркнул в беседе с корреспондентом ForPost Хагуров.
Он отметил, что среди подростков есть 16-летние парни и девушки, которые пытаются быть самостоятельными, работать, брать на себя ответственность. Поэтому выдача прав ограниченному кругу подростков может быть воспитательным элементом.
Хагуров напомнил, что в СССР были «детские права». Советский школьник, достигший 16-летнего возраста, мог управлять автомобилем при сопровождении взрослого, имеющего водительское удостоверение.
«Это один из институтов взросления при нормальной организации. При отсутствии таковой: выдача прав шестнадцатилетним может стать серьезной проблемой для участников дорожного движения. Я сам водитель и часто сталкиваюсь с подростками, которые без прав управляют скутером, мопедом, чудовищно нарушают правила дорожного движения. Поэтому если и выдавать права юношам и девушкам, то обучать их навыкам вождения нужно значительно дольше, чем взрослых водителей в автошколе. Тут нужны советские подходы, которые применялись, например, в ДОСААФ», - подчеркнул Хагуров.
Читайте также: Новые правила для автовладельцев отложили на полгода, - Госавтоинспекция Севастополя
По стопам писателя Гайдара
Председатель Союза коммунистической молодёжи Денис Зоммер считает, что нужно использовать советский опыт при воспитании ответственности у российских подростков. В качестве положительного примера, например, можно привести писателя Аркадия Гайдара, который, напомнил Зоммер, уже в 14 лет командовал полком. Во времена Великой Отечественной войны многие пионеры также брали на себя ответственность, принимая судьбоносные решения.
«На этих положительных примерах нужно донести подрастающему поколению, что от их действий зависит будущее государства. Если разрешить подросткам в 16 лет управлять транспортным средством, то почему бы сразу не наделить их правом на участие в выборных кампаниях, референдумах и голосовании. Нужно развивать эту ситуацию дальше. Возможно, школьники будут взрослеть значительно раньше», - подчеркнул в беседе с корреспондентом ForPost Зоммер.
Лично он не видит острой необходимости выдавать подросткам водительские удостоверения с 16 лет. Зоммер отметил, что в России автомобильным спортом начинают заниматься с 14 лет. Юные гонщики в 16-17 лет уже принимают участие в соревнованиях. Часть ребят учится вождению в ДОСААФ. К 18 годам они обладают достаточными навыками, чтобы сдать на права сразу в нескольких водительских категориях.
«Уверен, в 16 лет многим подросткам права без надобности», - подчеркнул Зоммер.
С ним согласна и продюсер Яна Рудковская. Своих детей Рудковская до 18-ти за руль бы не пустила, а сама она стала водителем в 19 лет.
«У нас любят быстро-быстро, бегом, научился и полетел. А как показывает практика, именно с подростками за рулем у нас большие проблемы, очень много аварий, очень много покупают эти права, учиться не хотят. Пусть останется как было», — цитирует Рудковскую News.ru.
Корреспондент ForPost обратился за комментарием к автору инициативы депутату Госдумы Владимиру Власову. На момент выхода публикации комментария от Власова в редакцию не поступило.
Читайте также: У пятерых алкоголиков и наркоманов в Севастополе отобрали права
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
Вы повторяетесь и я повторюсь. В пору горбачевщины у меня был вопрос к продавцам : "почему умирать за Родину в 17-18 пора, а покупать спиртное- только с 21?" У нас одному лейтенанту, предьявившему УЛО так подзадника, вместо водки, и дали!
Дед посадил перед рулем, как только ноги уверенно стали на педали, с сыном я поступил аналогично. Думаю буду хорошим дедом! Не в возрасте это!
Не надо переворачивать слова. В любом случае в 16 ОФИЦИАЛЬНО работать таксистом никто не может по Закону! 16 летние МОТО уже катаютяся с ответственностью. Почему АВТО в 16 нельзя?. Не аргумент Передайте все эХперту Яне
to Наш Двор: как минимум, разница в масштабах. На мото скорее сам угробится (и гробятся регулярно), а вот если он пересядет с 200кг мотика на 1,5 т. авто, то шансы унести с собой еще нное количество народу сильно увеличатся.
Я не против раннего обучения. Будет знать правила, да еще и сам за рулем посидит, - меньше шансов что будет нарушать и пешком, и на самокате. Но вот отпускать такого в самостоятельное плавание - эт перебор.
Но больше всего меня умиляет аргументация за самостоятельную покупку и жизнь. Ну я в 16 жил "самостоятельно".. в общаге в другом городе во время обучения и даже подрабатывал "на пиво". Были среди студентов и те кто уже нормально работал, правда нифига не на первом курсе, а уже после 18. К старшим курсам были и с машинами. Но вот почему-то все они все равно были подарены родителями. Так что выдача полноценных прав в 16 приведет лишь к безбашенным мажорам на подареных тачках, а про последствия - в первом абзаце.
Водительские права - только вместе с полной с уголовной отвественностью. Если права с 16, а ответсвенность с 18, то рядом с водителями-убийцами адвокаты будут "садить" детей с правами. "Ну, что с ребёнка возмешь!"
to fregot: вами в смыслах руководит нечто другое. Ваша правда в конце поста. Вам не понутру, что авто не заработано в 16
Масса и скорость,... Количество колес не в счет. Погугите массу харлея
Нет.
Кроме возраста, ещё нужен водительский стаж.