Уникальный объект обнаружили на дне Черного моря подводные исследователи. В районе мыса Тарханкут они нашли «Щуку». Это подводная лодка Щ-216, серии Х-бис времен Великой Отечественной войны. Первый осмотр дал ошеломляющие результаты – лодка отличной сохранности и её можно поднять. Подробнее о находке исследователи рассказали на пресс-конференции в Симферополе.
Подводную лодку нашли случайно. В прошлом году «Черноморский центр подводных исследований» уже работал в районе у мыса Тарханкут. Тогда там обнаружили глубоководные метановые фонтаны. Этим летом решили изучить место детальнее с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Софокл-1», но море подарило сюрприз. Объект, похожий на трубопровод, оказался советской субмариной.
СЕРГЕЙ ВОРОНОВ директор Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований»: «Из 56-ти подводных лодок на 41-ый год в строю было 42. Из 42-х погибло 26. С 26-ти до сегодняшнего дня 16-ть считалось пропавшими без вести. Т.е., где-то в Черном море на разных глубинах находится 16-ть подводных лодок, одну из которых к нашему счастью мы нашли 4 числа в 9 часов утра».
Исследователи предполагают, что это лодка «Щ-216» проекта «Щука» серии Х-бис. В Центральном военно-морском архиве России сообщили, что она пропала в 1944 году во время выполнения боевого задания. Информация о том, что немецкие корабли уничтожили советскую подлодкую, появилась в радио эфире 17 февраля. Изучив корпус субмарины, подводные ареологии называют причину гибели – это взрыв глубинной бомбы. Капитан корабля – Корабовский Григорий Евстахиевич и 46 членов экипажа погибли.
ЛАРИСА ОПАНАСЮК председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия: «Мы уже получили документы из Центрального военно-морского архива России, документы с полным списком экипажа, с указанием места рождения, близких родственников. И вот в этих карточках, которые есть на каждого члена экипажа, незаполненной остается только одна графа – это где похоронен. Я думаю, мы обязаны сделать все, чтобы они были преданы земле и отдать последние почести погибшим краснофлотцам».
Уже ведется работа по поиску их родственников. Среди погибших есть и крымчане. Список членов экипажа размещен на сайте Совета министров АРК.
СЕРГЕЙ ВОРОНОВ директор Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований»: «Сейчас на полном серьезе встал вопрос о возможности подъема этой лодки».
Подводная лодка хорошо сохранилась. Корпус увит тралами, но почти не заилен. Более того, самая тяжелая - кормовая часть, где расположено машинное отделение, находится на плаву. Это значит, что вода туда не попала.
СЕРГЕЙ ВОРОНОВ директор Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований»: Если затоплен отсек №2, а все шесть остальных отсеков целы, то это уникальная возможность создания исключительного музея, поймите правильно, как штурман в январе 44-го положил карандаш, так он и лежит. Там ничего не изменилось.
МИХАИЛ ШЕВЧУК руководитель водолазного отряда: «Первые впечатления были потрясающие – с 40-ка метров, а в тот день видимость была замечательная, мы её увидели, увидели полкорпуса. И я перенесусь назад, выйдя на верх судна, на палубу, мы друг другу сказали: «Она на плаву, её поднять реально!»»
Сейчас формируется штаб по изучению и подъему лодки. Подводным археологам предстоит все детально обследовать – на подлодке могут находиться боевые торпеды.
СЕРГЕЙ ВОРОНОВ директор Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований»: «Только начата гигантская работа ведь это большие глубины – 52 метра. И в первую очередь нам придется снять три океанские тралы, которыми лодка буквально закутана. Т.е., добраться до пробоин, определить их реальнее состояние, определить наличие и годности средств подъема».
Работы начнут с изучения территории вокруг. Исследователям предстоит собрать все обломки и предметы, имеющие отношение к лодке. По предварительным данным, работы по изучению и консервации займут около двух недель.
НТС
Я не специалист. Но насколько мне известно, погибшие в бою корабли считаются воинскими захоронениями. А если так, то как с этической стороны будет выглядеть подъём лодки. А тем более установка её на постамент.
Запарижжя надо на пьедестал поставить!


to Вадим (Севастополь) насколько мне известно, погибшие в бою корабли считаются воинскими захоронениями. А если так, то как с этической стороны будет выглядеть подъём лодки. А тем более установка её на постамент.
Подъём лодки, это не кощунство и не гробокопательство и с этической стороны, всё будет выглядеть очень даже достойно, не стоит об этом беспокоиться!
Все вещи, впрочем как и сама история, моряки упокоеные на лодке, займут свои достойные, земные места.
Слава героям!!!
Слово скажут мужики с "Эпрона" или "Коммуны", но уже после водолазов...Может лодка и разломиться при подъеме и торпеды тоже не карамельки....А может там еще и мины имеются....Так что оптимизм требует реализма
Все должно быть без фанатизма, но пацанов надо поднять и похоронить с воинскими почестями как героев.
Если получится поднять лодку и сделать из неё музей, то это будет лучшим памятником не только тем, кто погиб именно на этой субмарине, а всем подводникам. которые разделили такую судьбу. Это будет не просто музей - лодка, такие есть в мире и их не мало, а вот про Музей - погибшая лодка , про Музей - реквием подводникам я не слыхал. В случае с этой лодкой может получиться единственный в своём роде музей. Мне кажется, что именно повреждённая взрывом лодка будет очень кричащим болью, очень эмоциональным объектом экспонирования. А моряки с лодки, наконец, упокоятся с миром и почестями на земле.
на дне покоятся сотни немецких, японских, английских и прочее лодок. наверняка есть те, что "неплохо сохранились". почему не поднимают?
---
подъем к-141 и к-129 как то можно объяснить, а здесь.. о забытых героях вдруг вспомнили. чтоб сделать музей и продавать билеты за проход к карандашу штурмана?
в такой "музей" желающие ходить конечно найдутся. я не пойду
---
пригласить батюшку и родственников погибших. панихиду в море. так справедливее к памяти павших
многое сейчас понимается не по христиански. какого фучика сваливают поднятую и восстановленную заботливыми руками технику, эти Т-34, ЗИС, мессеры? чтобы потом свалить все в виде чемоданов нерадивым потомкам на потеху, на память о себе великодушных.
---
черные души, молча грабившие лучшую военно-морскую базу мира и по шею погрузившиеся в несмываемое дерьмо предательства, смотрят на подобные инсталляции бесовскими глазами. для таких память павших - коммерческий проект
"Щука"-это братская могила, ее нельзя трогать.
А Панасы, Тарасы и Степаниды пусть занимаются своим культурным наследием, например, так называемой подлодкой - уродцем "Запорожье", оплотом подводных сил Усраины...

Поднять бы сначала, не разрушив (как некие деятели самолет), найти родственников, похоронить экипаж со всеми подобающими воинскими почестями, передать сохранившиеся документы историкам...
А то сразу - музей... Тут еще лет десять попахать надо. Да и дадут ли родственники согласие.
Вопросов больше чем ответов, а кто-то уже деньги считает...
to Интересненько! (Севастополь) Если получится поднять лодку и сделать из неё музей, то это будет лучшим памятником не только тем, кто погиб именно на этой субмарине, а всем подводникам. которые разделили такую судьбу. Это будет не просто музей - лодка, такие есть в мире и их не мало, а вот про Музей - погибшая лодка , про Музей - реквием подводникам я не слыхал. В случае с этой лодкой может получиться единственный в своём роде музей. Мне кажется, что именно повреждённая взрывом лодка будет очень кричащим болью, очень эмоциональным объектом экспонирования. А моряки с лодки, наконец, упокоятся с миром и почестями на земле.
Поставить её в штольню в Балаклаве.
И пусть Паша Лебедев на ней зарабатывает.
to хазар (Запорожье) на дне покоятся сотни немецких, японских, английских и прочее лодок. наверняка есть те, что неплохо сохранились . почему не поднимают? --- подъем к-141 и к-129 как то можно объяснить, а здесь.. о забытых героях вдруг вспомнили. чтоб сделать музей и продавать билеты за проход к карандашу штурмана? в такой музей желающие ходить конечно найдутся. я не пойду --- пригласить батюшку и родственников погибших. панихиду в море. так справедливее к памяти павших
Надо в президента спросить- как скажет так и будет.
to Парус Щука -это братская могила, ее нельзя трогать. А Панасы, Тарасы и Степаниды пусть занимаются своим культурным наследием, например, так называемой подлодкой - уродцем Запорожье , оплотом подводных сил Усраины...
Не перегибайте. А что в составе ЧФ лодка была красавой? Железо осталось железом того же проекта. При всей нелогичности подводного флота из одной лодки, надо отдать должное людям, которые столько лет борются за ее живучесть.
я знаю пример поднятия лодки и даже после этого на ней ходили, мне дедушка рассказывал, это ещё до войны было, английская лодка потонула наши её подняли, моряков похоронили с почестями, а потом починили и ходили на ней, мой дед на ней ходил на Балтике.
to Лунный свет (Севастополь)
так точно. л-55 новейшая английская лодка. поднимали "для изучения". к тому времени она уже не была пределом совершенства. были скорее политические мотивы.
история, похожая на подъем американцами к-129, погибшей возле гавайев. пропагандистский ход и унижение советского ВМФ
to хазар (Запорожье)
Американцы под гимн СССР похоронили со всеми почестями шестерых подводников с К-129. А вот наши вряд ли бы так сделали.
to ustas (Севастополь)
насколько помню прочитанное, американцы тела на Родину не отдали, а тут было наоборот. большевики торжественно и с приглашением британских представителей. цинки повезли на альбион под "прощание славянки". не смотря на то, что полноценных дипотношений отношений с ВБ не было.
---
на таких симметричных примерах легко видно кто финансировал большевиков. кому они служили.
to ustas (Севастополь) только вот подводников которых извлекли американцы из затонувшей лодки было гораздо больше, а именно 58, куда же дели остальных.
Не уверен, что после 70 лет под водой и с учётом повреждений от взрыва, её вообще можно поднять. И как она будет выглядеть, изъеденная ржавчиной? Достойно это как для памятника или музея?
Как бы там ни было,но нынешняя "Украина" к этой лодке не имеет ни малейшего отношения.
Средняя подводная лодка СССР типа «Щ»
Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930-x — 1940-x годах. Было построено 88 единиц. Главный конструктор Б.М. Малинин.
Эта полуторакорпусная лодка предназначалась для операций во внутренних морях и прибрежной зоне. В различных сериях ПЛ незначительно менялись технические характеристики, обводы корпуса и ограждения боевой рубки.
Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть, но имелись и главные недостатки лодок типа «Щ» всех серий: большая шумность в подводном положении, малая надводная скорость (это сильно ограничивало возможность погони за противником и отрыва от преследования), очень слабое артиллерийское вооружение.
Одной из подводных лодок типа «Щука» серии Х-бис была Щ-216 (30.05.1940).
Тактико-технические данные подводных лодок типа «Щука» серии Х-бис:
590/708 т; 58,8 х 6,4 х 4 м; рабочая глубина погружения - 75 м; предельная глубина погружения - 90 м; запас плавучести – 19%; дизели 2 х 800 л.с./э.д. 2 х 400 л.с; скорость нп/пп: 12/ 8,9 узлов (под экономходом – 2,5 уз.); запас топлива до 55 т; 6310 миль (на 9 узлах)/108 миль (на 2,8 узлах); 6-533-мм ТА (4 носовых и 2 кормовых; комплект 10 торпед); 2-45-мм орудия (960 снарядов); экипаж 40 человек. Автономность 20 суток. При использовании средств регенерации пл могла находиться под водой в течение 72 ч. Число элементов в аккумуляторной батарее — 112.
Средняя ПЛ типа «Щ» («Щука») была второй по массовости в советском довоенном подводном флоте. Она выпускалась 6-ю сериями с 1933 по 1941 гг. (III c.- 4 ед., V c.- 12 ед., V-бис с.- 14 ед., V-бис 2 с.- 13 ед., Х с.- 32 ед., Х-бис с.- 9 ед., данные указаны без учета недостроенных лодок). В общей сложности из 88-х подводных лодок, которые промышленность строила, в состав ВМФ СССР вошли 86-ть подводных лодок, две подводные лодки были разобраны после войны для судоремонта. После ее окончания отдельные лодки еще некоторое время несли службу, остальные были разобраны на металл.
Подводной лодке Щ-216 К. в книге «Подводные лодки типа "Щ" X, X-бис серии», К.Л. Кулагин, М. Э. Морозов посвятили целый раздел, который приводится ниже.
Щ-216 (капитан-лейтенант Г.Е.Карбовский), находившаяся к началу войны на заводских испытаниях в Николаеве, вступила в строй только 17 августа 1941 года. Далее последовал традиционный поход в дозор (24.8 — 13.9.1941), а вслед за ним — крейсерство на вражеских коммуникациях в районе м. Зейтин-Бурну (16.10 — 3.11.1941). Единственная выпущенная торпеда (20.10 по буксиру) ушла в «молоко» из-за того, что командир произвел выстрел в момент циркуляции. Во втором и третьем походах в этом же районе лодка неоднократно встречала шхуны, но, считая их турецкими, Карбовский каждый раз отказывался от атаки. В марте 1942 года командование ЧФ использовало субмарину для доставки в Севастополь важных штабных документов, а затем снова отправило на коммуникацию Босфор — Бургас (28.3 — 16.4.1942). Начавшийся после возвращения гарантийный ремонт затянулся почти на все лето. Дальше последовал еще один поход к м. Кару-Бурну (17.8 — 5.9.1942) и крейсерство у м. Олинька (27.9 — 18.10.1942). В последнем Карбовскому удалось продемонстрировать свое мастерство. Хотя первая атака, проведенная по землечерпалке днем 7 октября, закончилась неудачей (торпеды взорвались при ударе о мол), поздним вечером 10-го «щука» потопила из надводного положения румынский транспорт «Карпати» (4336 брт) с грузом немецкого военного имущества. После этого случая противник предпринял меры по усилению ПЛО, и в следующем походе в этот же район (18.11 — 7.12.1942) субмарина сама была атакована сторожевым катером. В результате меткого бомбометания на ней были повреждены некоторые приборы и механизмы.
С начала 1943 года основным районом патрулирования наших подлодок стало западное побережье Крыма. Особое внимание привлекал м. Тарханкут — здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода (1 — 21.2.1943, 24.3 — 13.4.1943 и 27.5—16.6.1943), однако они не увенчались успехом. В начале июля наша агентурная разведка получила данные об активизации вражеских перевозок между Босфором, болгарскими и румынскими портами. У выхода из пролива были нарезаны две позиции, на одну из которых между 16 июля и 10 августа выходила и Щ-216. Первые дни прошли в ожидании, но после полудня 6 августа Карбовскому удалось обнаружить выходивший из Босфора конвой. Одна из трех торпед, скрытно выпущенных с дистанции 14 кбт, поразила немецкий танкер «Фируз» (7327 брт), шедший в Констанцу с грузом газойля. Судно получило серьезные повреждения, но не затонуло. «Щука» же была контратакована румынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. Вообще, усилившаяся со второй половины 1943 года эффективность вражеских противолодочных сил не могла не сказаться на результатах действий черноморских подводников. Так, в очередном походе к м. Тарханкут (27.11 —27.12.1943) все три попытки Карбовского сблизиться с конвоями сорвались из-за помех, создаваемых эскортом, а однажды он сам подвергся артиллерийскому обстрелу с охотника.
В последний раз субмарина вышла в боевой поход вечером 6 февраля 1944 года. Спустя двое суток Карбовский доложил о прибытии на позицию, а утром 10 февраля — об успешной атаке вражеского конвоя. К сожалению, на самом деле оснащенные неконтакт¬ными взрывателями торпеды взорвались, не дойдя 100 м до большого охотника Uj-106. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану должна была сделать это 4 марта. Что могло стать причиной ее гибели? Наиболее вероятными кажутся две: немецкое противолодочное минное поле S-77, скрытно выставленное врагом 9 февраля в 4,5—5,5 мили юго-западнее м. Тарханкут, либо атака немецких кораблей. По данным противника, утром 17 февраля большие охотники Uj-103 и Uj-106 искали отставшую от конвоя БДБ, когда внезапно увидели торпедный след. Корабли уклонились и после гидроакустического поиска сбросили несколько десятков глубинных бомб. «Щука» (если это была она) сразу же получила смертельные повреждения, поскольку на поверхности моря образовалось большое масляное пятно, всплыли деревянные обломки, пустые сигаретные пачки, обрывки одежды и книги.
По-видимому, именно так закончился боевой путь экипажа, завоевавшего четвертое по результативности место в подводных силах ЧФ.
Потери «щук» весьма впечатляющи — 31 из 44 (70%), принявших участие в Великой Отечественной войне. На всех театрах главной причиной их гибели стали мины: на них подорвалось 13—14 балтийских, 6 черноморских и 3 североморские. 5—6 лодок потопили надводные корабли, 2 — вражеские субмарины и еще одну, по-видимому, своя авиация. Фактически уничтожение каждого вражеского корабля или судна оплачивалось гибелью одной «щуки».
Но, несмотря на беспримерные по сложности условия боевой обстановки, несовершенство своих кораблей и систем оружия, наши подводники смело шли в бой и уничтожали врага.
Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника. За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.
Обзор подготовлен по материалам сайтов:
Источник: subwars.org
http://shipwiki.ru/podvodnye_lodki/podvodnye_lodki_vtoroy_mirovoy/sssr/srednyaya_podvodnaya_lodka_sssr_tipa_shh.html
http://www.podvodlodka.ru/article/a-2-1.html
http://shipwiki.ru/podvodnye_lodki/podvodnye_lodki_vtoroy_mirovoy/sssr/srednyaya_podvodnaya_lodka_sssr_tipa_shh.html
http://militarytechnics.ru/archives/244
http://podlodka.info/submarines/53-the-second-world-war/567-podlodka.html
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2002_04/32.htm
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2002_04/index.htm
Спасибо Красный (Севастополь) за подробную информацию !!!!
Водолазы определили, что затоплен только один отсек, жилой, в котором хранились запасные четыре торпеды, – говорит Воронов. – Если 6 отсеков целы - это потрясающая возможность создания исключительного музея. Как в феврале 44 года штурман положил карандаш на карту, так он там и лежит. Последняя радиограмма, посланная командиром на базу, была о том что они атаковали конвой и значит четыре резервные торпеды из второго отсека были переведены в торпедный аппарат. А раз так, значит нет торпедной угрозы для водолазов и есть шанс поднять эту лодку.
Руководитель водолазного отряда Михаил Шевчук тоже уверен, что внутри подлодки воздух.
– Мы с Сергеем (напарник) стали первыми, кто увидел ее 69 лет спустя. Первое впечатление потрясающее, видимость в тот день была исключительная, с 40 метров мы ее уже увидели, и выйдя на поверхность мы друг другу сказали: она на плаву, ее поднять реально! – вспоминает подводник. – Сохранность ее поразила. Подлодки обычно разрываются, а у этой вся кормовая часть до самой рубки целая, она с воздухом!http://crimea.vgorode.ua/news/181517