«Пизанский шар», чуть не свалившийся с парапета в самом начале Большой Морской, заставил пристальнее вглядеться в малые архитектурные формы, что соорудило бюро Wowhaus вместо тех, что создали строители послевоенного Севастополя.
Глядя на странные, неритмичные линии парапетов, на обилие шаров на подъеме с площади Лазарева по спуску Шестакова, понимаешь – вряд ли они были такими до реконструкции.
Сюжет НТС сохранил заверения Евгения Горлова (всем севастопольским поручикам – молчите, пожалуйста!), что всё будет восстановлено в прежнем виде, но из современных материалов. А эти, 50-х годов – уже износились и могут причинить вред прохожим (тут снова стараемся молчать или хотя бы обойтись цензурными комментариями).
Евгений Горлов грозил севастопольцам опасностью, исходящей от старых шаров, однако они испытание временем и вандалами выдержали, а вот новые, из архитектурного бетона, посыпались очень быстро.
Яндекс-карты сохранили вид парапета 2010 года, наверняка – уже после штукатурных работ советских лет, но с ритмичным ступенчатым понижением парапета, с шарами, расположенными на своих местах, а не по странной прихоти сегодняшних проектировщиков.
На Яндекс-панорамах видно: парапет начинался с полноценного шара у задней стены дома №3, а не с растущего из стены полушария, которое в народе называют «сиськой». Почему она смещена вправо от парапета – отдельная загадка.
Серьезные специалисты, в отличие от рядовых граждан, сразу обратили внимание на разницу и возмутились. Профессор архитектуры Елена Овсянникова говорила: после реконструкции формы и пропорции архитектурных элементов изменились настолько, что результат нельзя назвать даже грубой имитацией,
«Широкая публика может не заметить разницы, но профессионалы новые объекты оценивают как уродливые. Красят камень, имитируют кладку, благоустройство делается деталями с рынка — нет сил смотреть. А ведь все чертежи есть», — подчеркивала она.
На самом деле разница между ясными линиями 1950-х годов и хаотичным нагромождением форм 2020-го очевидна – стоит только посмотреть не себе под ноги, а на парапет.
"Экваторы" шаров так выразительны, что не замечать их невозможно
Те, кто в 50-е годы прошлого века проектировал парапет с шарами и другие элементы, связывающие отдельные здания городского кольца в единый архитектурный ансамбль, опирались на античные линии. Они сложились у древних греков в ходе обработки мрамора и других видов камня.
Переходные элементы с вертикальных поверхностей на горизонтальные разработаны с античности, имеют и названия, и традиционное назначение, а те, которые «украшают» сегодняшний парапет, относятся не к понятию «архитектура», а к понятию «рынок», говорит Елена Овсянникова.
Почему это стало возможным? Ответ – в материале ForPost «Севнаследие расчленило городское кольцо» ещё 2019 года. Городское кольцо, выстроенное как единый ансамбль и буквально «склеенное» множеством небольших архитектурных элементов между зданиями, вычеркнули из перечня ОКН.
«Достаточно того, что ОКН является большинство зданий Большой Морской, проспекта Нахимова и улицы Ленина. Это достаточно защитит весь ансамбль», – на голубом глазу отвечали в Севнаследии. При этом границы домов-ОКН нарисовали буквально по их стенам, чтобы никакие пропилеи, балюстрады и парапеты под охрану не попали.
Итог: Wowhaus делал не реставрацию, а то, что делал, даже не пытаясь соблюсти прежние линии и пропорции, как бы просты и элегантны они ни были.
И под финал – ещё раз не про красоту, а про прочность.
Да, «Парки и скверы» после публикации ForPost быстро поправили «пизанский шар» у Большой Морской, 3. Только вот специфический фокус зрения наших чиновников не позволяет им самим увидеть проблему, даже если она у них под ногами. А если за кустом, как у ЦКБ «Черноморец» (Большая Морская, 1) – то и подавно.
Так что не удивляет, что этот разбитый шар находится в сорока метрах от того, что поставили на место, и в нескольких метрах от входа в Управление по работе с обращениями граждан Правительства Севастополя.
Впереди – реконструкция улицы Ленина. Она обновится и, возможно, станет в чем-то даже красивее.
Вот только при таком подходе рассказы об архитектурной целостности центральной части города-героя придется иллюстрировать исключительно фотографиями из архивов.
Светлана Косинова
Обсуждение (23)
Где их находят?
Так вот куда я могу пойти как гражданин города и спросить когда снесут ДИАЛОГ ?
Надеюсь, ковидом не прикроются и не откажут в приёме.
Тина Севастополь,
Снести могут Исторический, старый облик города, а вот стометровку или, страшно подумать "диалог", или, не к ночи будет упомянута, тошниловка около клИстера... с этим справляться некому....
И снова здравствуйте,
мы забыли упомянуть голубые унитазы...
Причем тут Wowhaus, Горлов и т.п. - они всего лишь исполнители хотелок городничего, а он в сою очередь хотелок тех кто его тут держит и т.д. Свят круг сохрани....
Потому что фанат "крепкой Турции" посчитал,что для оценки работ достаточно его " восхищения". И монетизировал его в заключение договора на дальнейшее уродование Центрального городского кольца на ул.Ленина,площади и пр.Нахимова. Вакханалия беспорядоччно установленных шаров низкого качества,штукатурка ОКН к/т "Победа", дешевая подделка под опоры освещения 50-х,изуродованная Таврическая лестница,ряд деревьев,перегородивший пл.Ушакова и убивший панораманое раскрытие на величественное здание Матросского клуба,запрещенная ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия..." автостоянка возле ОКН ЦКБ "Черноморец",бурьяны вокруг приствовльных кругов деревьев - все то, что возмущало севастопольцев- взято под защиту ценителя "шедевров мировой архитектуры" ,который вместе с "ВаухаОс",как Слон в посудной лавке,потоптался и продолжает топтаться в историческом центре,по-хамски игнорируя мнение севастопольских специалистов с архитектурно-художественным образованием и реставраторов.
ты помнишь как все начиналось....
как приехи от парапета у Синявина избавлялись?
Вот не дали по рукам тогда и имеем Большую Морскую новую
удоды удодуют ,
тут вот в комментах тезис был выдвинут, что специально приглашенной звезде все равно какой город
превращать в мухосранск
Евгений Сергеевич с подшконки не даст соврать
Новые совершенно не из бетона, с чего это взято?
Они выточены из инкерманского известняка. Казалось это очевидным, а потому всем известным и понятным. К тому же об этом много было скзаано в период выполнения работ и здесь, и ранее - у памятника Сенявину в 2015 году
Прошло десять лет.
Кто и как за это всё "ответит"?
В чём вообще заключается ответсвенность всяких чиновников? Не просто ли это оборот речи, не имеющий практического смысла?
Так и будет впредь?
sevdeel,
*** опечатка: ответсТвенность
Тот "новый" парапет у памятника Сенявину давно рассматривали? Состояние его профессиональных вопросов не вызывает?
Кто-нибудь вообще, из тех, кому положено смотреть, в ту сторну смотрит? Рука руку моет?
sevdeel,
я вот давно рассматривал, это мел, он был на момент осмотра местами грязный, местами черный,плесень чи шо?
Посмотрите репортаж. Это практически начало, после "реставрации Графской" при Меняйло.
Этим баранам, похоже, любой белый известняк - просто белый известняк. Могли и мел, наверное, пристроить туда. "Раставраторы"... Это продолжается и лишь усугубляется. Увы...
sevdeel,
смотрю на эту титьку, приклеили к стене на что то, а рустовку подчистить, просто пардон пальцем, как в носу ковырнуть не удосужились.
А ведь денег немерено схавали, кто за все это несет ответственность?
на судне был токарь,он такое качество характеризовал присказкой
селянской- ср@ли,мазали,лепили
да говорят,что шар выточить разряд нужен высокий,
а мел как то быстро впитывает чистый морской воздух и чернеет,море то Черное
d dd,
Ага, в школах на досках старый мел пишет чёрным. Приходится менеять или возить его на Красное - краснеть и на Средиземное среднеть. [небольшой оффтоп]
d dd,
Не к токарям же здесь "вопросы". К слову, охрана труда на производстве в репортаже СТВ "ещё та".
sevdeel,
Лучше везите на Белое, чтобы он белым стал.
sevdeel,
😊
И желательно вместе с косорукими "реставраторами" лет на несколько
Граждане реставраторы решили запечатлеть свою бездарность на лице города, прилепив свои шарики. Ну не согласны они с архитекторами 50 - х. Они решили подправить своими фантазиями.
Какая - то паранойя на шарики по всему городу. Видно в детстве шариками не наигрались, решили, что севастопольцы тоже.
А кто им позволил искажать замысел архитекторов 50 - х годов! Кто они такие для граждан Севастополя? Кроме как враги, ненавидящие город.!
Мелита,
видимо, команда мальчиков и девочек (см. раздел их сайта) отработала по принципу "я художник - я так вижу!", попивая смузики и похрустывая сухариками. ну а понаехов всё устроило - работы приняли. теперь имеем то, что имеем.