Губернатор Забайкальского края Олег Осипов заявил: между участниками спецоперации и православными святыми можно поставить знак равенства. По его мнению, в том состоянии, в котором сейчас находятся бойцы, когда-то пребывали люди, канонизированные церковью.
Некоторые священнослужители считают, что доля истины в словах главы региона есть. Они объяснили, почему участников СВО можно приравнять к православным святым.
Доводы губернатора
Губернатор Забайкальского края Олег Осипов в итоговом интервью телеканалу ВГТРК «Чита» сравнил происходящее на Украине с расползающейся коричневой чумой с креном в сторону антирусского национализма. Противостоят злу российские военнослужащие, которые, по мнению главы региона, «находятся в освящённом состоянии»:
«Они очень спокойны, они очень выдержаны, их ничего не раздражает, их ничего не возмущает, все их мысли сосредоточены на том, как не подвести своего товарища и выполнить свой долг. И самое главное: они всё время беспокоятся о своих родных, близких, о своем крае. И это поразительно! Они не о себе думают <…>, а о людях, которые их окружают, они всё готовы делать для них».
Далеко не все пользователи соцсетей оценили доводы губернатора. Одни удивились такому сравнению, другие пытались иронизировать: «Какое православие, такие и святые».
Читайте по теме: Патриарх Кирилл: Когда мир раздираем конфликтами, важно не забывать о своем христианском призвании
Аргументы скептиков
В числе скептиков оказался и религиовед Евгений Рашковский.
«Милитаризация страны приводит к конфликтам внутри общества, раскалывает его изнутри. Поэтому я против того, чтобы между православными святыми и военнослужащими ставили знак равенства», — сказал ForPost Рашковский.
Его опасения не напрасны, так как до сих пор не дано чёткое определение смыслу христианства, уточнил профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.
«Идут непрекращающиеся споры: христианство — это не мир, а меч, или наоборот. Сторонников второй трактовки достаточно много. Они не приемлют никакого насилия. Поэтому к сравнению губернатора нужно относиться как к некой метафоре. Эта фраза, скорее всего, была им сказана для красного словца», — сказал ForPost Куренной.
По его мнению, нельзя ставить знак равенства между православными святыми и участниками СВО ещё и потому, что не соблюдены канонические правила. Это достаточно долгая процедура. Как правило, святыми становятся великомученики либо люди, творившие чудеса, которые подтверждены церковью.
«Эти процессы не связаны с военными действиями. Это слишком особый статус, чтобы всех воюющих, при всех их достоинствах, называть или приравнивать к святым», — сказал наш собеседник.
Читайте по теме: Путин обозначил святую обязанность власти
Точка зрения богослова
Известный православный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонаха Макарий (Маркиш) считает, что губернатор Осипов не так далёк от истины.
Богослов напомнил, что православными святыми становились разные люди. Среди них были и те, кто защищал и любил Родину, как сегодня участники СВО. Следовательно, между ними и канонизированными церковью можно провести религиозные параллели.
«Основное (в словах губернатора) схвачено верно. Святость — это богоподобие, а Бог есть любовь, а любовь — это самоотдача, жертвенность. Любовь жены к мужу, родителей к детям, граждан к Родине — это всё одна и та же любовь.
Логика проста: Бог один, значит, и любовь одна. Это любовь в самопожертвовании, самоотдаче. Крест, который мы носим на груди, — это напоминание о жертве любви. Бог отдаёт себя в жертву людям, и люди должны отдавать себя в жертву ближним. В мирской жизни они должны дарить радость, счастье, на поле боя — другая жертвенность, но принцип действует тот же самый — принцип любви. Поэтому губернатор сказал всё верно», — сказал ForPost Маркиш.
Слова иеромонаха подтверждают данные Русской православной церкви.
К святым причислены 47 известных воинов. В их числе князь Александр Невский, сотник Лонгин (I век) — тот самый воин, который находился возле Креста Господня во время распятия. О нём упоминает евангелист Матфей: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).
Среди православных святых — и преподобный Илья Муромец, и великомученик Георгий Победоносец, и святой благоверный великий князь Димитрий Донской, и святой великомученик Димитрий Солунский. Все эти люди шли на праведный бой с врагом ради спасения дома, Отчизны.
«Сегодня так же поступают участники СВО. Они жертвуют собой ради мира, любви к Богу», — пояснил иеромонах.
По его словам, отношение к православной вере изменилось не только у участников спецоперации, но и у рядовых граждан. Ситуация стала значительно лучше, чем была двадцать лет назад, отметил наш собеседник.
«Жить стало труднее, а дышать — легче. Нет больше удушливой зависимости от антирусской, агрессивной власти. В феврале 2022 года был вбит последний гвоздь в крышку гроба нашего порабощения», — резюмировал священнослужитель.
Читайте также: Стоит ли праздновать старый Новый год и Крещение в дни СВО
Роберт Вочовский