Федеральные власти начали разбираться в отопительном коллапсе, возникшем в городах России. Из-за него десятки тысяч жильцов многоквартирных домов остались без тепла и горячей воды в минусовую температуру. Это повлечёт серьёзные последствия для чиновников разного уровня в ближайшее время.
«Проблема, очевидно, будет взята на жёсткий контроль и президентом, и Администрацией президента, и правительством, которое будет формироваться в скором времени (после выборов президента РФ в марте — прим.), и депутатским корпусом», — сказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнёв на заседании в среду, 17 сентября.
По его мнению, в России «сейчас не то что нарушение надёжности теплоснабжения, а масштабная аварийная ситуация в тепловом контуре и сетевом контуре».
Как хотят обеспечить надёжное теплоснабжение в РФ и что мешает сделать это сейчас, узнавал ForPost.
Проблема многолетней давности
Разбор ситуации в теплоснабжении российских городов устроил 17 января комитет Госдумы по энергетике, который привлёк к этому Минэнерго, хотя это вотчина Минстроя и ЖКХ.
Проблемы с тепловым обеспечением в новогодние праздники показали, что «не всё у нас хорошо» с надёжностью, безопасностью энергоснабжения, сказал глава комитета Павел Завальный.
«Когда были морозы, были и порывы сетей, и отказ котельных — и это приводило к нарушению требований безопасности в теплоснабжении. По сути, холодные батареи в домах, когда минус 30 на улице, — это не очень весело тем людям, которые там проживают», — отметил он.
В 2011 году, после принятия федерального закона о теплоснабжении, ответственность за обеспечение безопасности систем теплоснабжения переложили с региональных властей на муниципальные, напомнил Завальный.
Из-за этого руководству субъектов РФ «осталась только роль координатора в большей части» — всё остальное пришлось решать муниципалитетам, и за возникающие аварии не несут ответственности губернаторы — она лежит на местных властях, констатировал депутат.
«А мы знаем, что все муниципальные образования — дотационные. Полномочиями их нагрузили, а источники для развития не создали. Частный инвестиционный механизм не работает, потому что тарифы не позволяют (компаниям работать на развитие — прим.), возможности бюджетного финансирования — субсидирование тарифа — у муниципальных образований нет. Получается тришкин кафтан, когда не то что в стране, в одном и том же субъекте РФ где-то очень хорошо, а где-то очень плохо. При этом не существует каких-то общих требований к системам теплоснабжения муниципального уровня, нет общих подходов. Всё часто зависит от компетенции, инициативы муниципальной власти, от возможностей, от участия региональной власти в вопросах повышения надёжности, модернизации, развития систем теплоснабжения в отдельно взятых муниципальных образованиях», — рассказал Павел Завальный.
По его мнению, в таких условиях гарантировать системную надёжность теплоснабжения во всей стране невозможно.
Ничего не изменится, пока не будет найден способ привлечения инвестиций для обновления теплосетей, добавил депутат Валерий Селезнёв.
Читайте также: В замороженном городе задержали заммэра и начальника котельной
Что делать?
Заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко сказала, что в нашей стране «общая протяжённость тепловых сетей в двухтрубном исчислении — порядка 167 тысяч километров».
Из них 50,6 тысячи км — «вышедшие за срок эксплуатации», они нуждаются в замене, а в их числе 38,6 тысяч км — ветхие, их износ — более 60%, добавила она.
«Если говорить о деньгах (на теплосети — прим.) и где их искать, совершенно очевидно, что в условиях полного государственного регулирования этой отрасли это тарифные источники. Фактический темп замены тепловых сетей сейчас по РФ, учитывая источник (финансирования — прим.), — 1,9-2%, а необходимость в текущей замене, просто чтобы поддерживать на уровне, без улучшений, без перспективного развития — 5%. Средств недостаточно», — уточнила Анастасия Бондаренко.
Минэнерго России подготовило изменения в федеральный закон о теплоснабжении для устранения нынешних правовых, системных проблем в обеспечении теплом.
«Два краеугольных камня» этого законопроекта, как отметили в Минэнерго, — обязанность быть готовыми к отопительному сезону, которой сейчас нет, и админответственность за неготовность и неисполнение замечаний, которые будут указываться в акте проверки.
Это коснётся властей муниципалитетов, ресурсоснабжающих предприятий, управляющих компаний или организаций, эксплуатирующих теплопотребляющие установки.
«По Кодексу об административных правонарушениях сейчас у нас ответственность муниципалитетов — за отсутствие схем <теплоснабжения — прим.>. По сути, за отсутствие бумаги. А материальная норма, которую мы вводим, — это готовность по тем мероприятиям, по тем критериям, которые закладываются. И вот уже за неготовность это будет другой <пункт> КоАП и другая ответственность», — отметила Анастасия Бондаренко.
Кроме того, она сообщила, что будет изменён приказ Минэнерго РФ № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в части порядка подготовки, выполнения плана-графика работ, перечня обязательных требований и прочего.
Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнёв назвал законопроект недоработанным, бесполезным и несистемным.
В нём, пояснил он, не указан уполномоченный орган, отвечающий за всю отрасль теплоснабжения, за проблемы и надёжность поставок тепла, — с этого, по его мнению, должно начинаться системное решение задач.
Впрочем, Селезнёв ещё может изменить позицию — рассмотрение и возможное принятие проекта закона будет нескорым из-за соблюдения процедурных вопросов. Возможно, это произойдёт в первой половине текущего года, так как вступление в силу документа запланировано на 1 сентября 2024 года.
Читайте по теме: Россиян заставляют платить за отопление, которого не было
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (6)
Яхта красивая зато кое у кого есть. Более ста метров. И 300-400 миллиона баксов стоимостью. Думаю владелец не мёрзнет.
Слов много, но настоящая причина в том, что развалив СССР, все, кто был неподалёку от кормушки, растащили себе все лакомые кусочки и начали "качать бабло", периодически поплёвывая в сторону "коммуняк", что те не обеспечили их надёжно функционирующим оборудованием лет на сто вперёд. При этом ни замен, ни капремонтов сами делать и не собирались - только по-минимуму и только точечно, дырки залатать.
Так что рано или поздно этот момент должен был настать, и объективных причин типа "внезапной зимы" этому нет и быть не может.
А я вот слышал версию озвученную членом Бюро Высшего совета партии «Единая Россия» ,Володина В.В,он выразил озабоченность ,что приватизаторы из 90 х греют пузо в теплых странах и на тропических островах и нехотят вкладываться в сети и котельные и мол Президент озабочен и нам надо тоже озаботися.
А мне народная сказочка вспомнилась ,про вершки и корешки, сами догадайтесь кому что.
Недобитые остатки советского коммунального хозяйства в Севастополе тоже отдадут в чистые частные руки, после того как подчинят коммуникации?
Я если правильно понял, то теперь будут наказывать за плохую работу частного собственника чиновника в муниципалитете?
to Serggio: Ну вот жизнь и показала, что нельзя бесконечно паразитировать на том, что было построено в СССР. Даже то, что было создано с огромным запасом прочности, эффективным менеджерам и прочим технокрадам удалось довести до разрухи, оставив людей в затопленных и холодных квартирах (
Рано или поздно инфраструктура доставшаяся от СССР начнёт выходить из строя. И возможно этот момент настал.
статья в двух предложениях:
1. проблема - нет денег на ремонт
2. решение - принять закон, повышающий ответственность и увеличивающий штрафы.
браво