Россия

Россиян заставляют платить за отопление, которого не было

Что делать, если коммунальщики и чиновники тянут деньги за то, чего не было, рассказали эксперты.

Россиян заставляют платить за отопление, которого не было
Фото:
коллаж ForPost

В России управляющие компании при поддержке чиновников требуют деньги за услугу, которую людям не предоставили. Граждане на вопрос, почему должны оплачивать то, чего не было, получили от властей ответ: обязаны, потому что есть нормативы.

Законно ли это и как поступить жильцам, узнавал ForPost.

Услуги нет, а счёт есть

Жилищно-коммунальный скандал разразился в Краснодаре в среду, 1 ноября. Жильцы многоквартирных домов получили от управляющих компаний квитанции на оплату услуг за октябрь. В частности, за отопление.                               

Однако отопления не было весь прошлый месяц и нет сейчас — к счастью, установилась тёплая погода. Хотя официально отопительный сезон в столице Кубани стартовал 16 октября.

Получение квитанций подтвердили СМИ и местный житель, с которым пообщался ForPost.

Он показал документ от ООО «Городская управляющая компания — Краснодар». В нём указано: хозяину квартиры площадью 22 кв. метра выставлен счёт — 1062 рубля за октябрьское отопление. Хотя услуга не оказывалась.

Краснодарцы потребовали объяснений. Администрация города, возглавляемая Евгением Наумовым, передала им ответ: «Собственники, в домах которых нет приборов учёта, должны оплатить данную квитанцию».

Потому что в Краснодаре — южном городе, где холодно от силы с ноября до апреля, — «количество месяцев отопительного периода, принятое при расчёте норматива, составляет 7 месяцев — с 1 октября по 30 апреля включительно», уточнили местные власти.

ForPost направит запросы мэру Краснодара Евгению Наумову и прокурору города Александру Лихонину. 

Читайте также: «Дороже не на 9%, а на все 60%!»: россияне получили неподъёмные счета за «коммуналку»

За что платить-то?

У жителей кубанской столицы есть товарищи по несчастью. Астраханцев, башкир, татарстанцев и других, у кого отопления не было, также заставляют платить за «воздух» под предлогом существования оторванных от жизни неких нормативов.

Севастопольцы тоже борются с бедой — их заставляют оплачивать централизованное отопление подъездов без батарей и квартир с автономным отоплением.

При этом люди не понимают, за что они должны отдавать свои кровные, нужной информации днём с огнём не сыскать. В лучшем случае управляющая компания даст отписку — мол, сами разбирайтесь. В худшем — даже не ответит на обращения граждан.

И, как показала жизнь, нередко УК далеки от того, чтобы оказывать услуги, за которые собирают деньги. Поэтому дом, например, разрушается, а виновная в этом управляющая компания отделывается штрафом. Или же вообще «управляшки» превращаются в личные кошельки своих руководителей.

Читайте по теме: Бывший севастопольский депутат вскоре ответит за нечистоплотную любовь к деньгам и автомобилям

Нюансы регулирования

Начало и окончание отопительного периода ежегодно определяется выпуском постановления органа местного самоуправления, напомнил соучредитель Ассоциации «Управленческие кадры городского хозяйства» Глеб Гилинский.

Таким образом, уточнил он, оплата за отопление начинается с даты начала отопительного периода и заканчивается датой его окончания.

Но есть вопрос расчёта стоимости отопления в жилом доме без коллективного и индивидуальных счётчиков.

Оплата для такого дома происходит в течение отопительного периода по формуле из приложения № 2 к постановлению правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, пояснил собеседник ForPost.

«Зрительно формула — достаточно сложная, но для ответа на вопрос в ней важен один показатель — NТ, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению. Он рассчитывается региональным органом власти, уполномоченным устанавливать тарифы, исходя из физических характеристик дома и числа дней отопительного периода, по правилам, установленным правительством региона в соответствии с федеральными нормами. Иными словами, должен утверждаться ежегодно. Понятно, что комитеты по тарифам, что называется, не утруждают себя и принимают этот норматив один раз, исходя из продолжительности отопительного периода ровно 211 дней», — рассказал Глеб Гилинский.

А если коротко, выставлять счёт за отопление в периоды до начала и после окончания отопительного сезона нельзя, но, как правило, это делается, отметил наш собеседник.

Читайте ещё: Россияне пожаловались на разорительные счета за коммуналку: «Это жесть»

Что делать?

Люди, получившие от управляющих компаний квитанции со счётом за непредоставленное отопление, могут начать с подачи заявления в организацию, выставляющую единый платёжный документ, и потребовать перерасчёта, считает Глеб Гилинский.

«Дальше можно обратиться с иском в суд или пожаловаться в прокуратуру либо государственную жилищную инспекцию. Прокуратура инициирует внеплановые проверки организаций только по заявлению граждан или организаций либо в рамках мероприятий, проводимых Генеральной прокуратурой РФ. Для внеплановой проверки госжилинспекции также нужна жалоба гражданина, причём поданная с подтверждением личности», — сказал соучредитель Ассоциации «Управленческие кадры городского хозяйства».

По его мнению, речь идёт о довольно сложном правовом регулировании, в котором участвуют как минимум два федеральных и один региональный нормативный акт.

И разобраться в ситуации так, чтобы суд принял решение в пользу жильцов дома, а не департамента госрегулирования тарифов Краснодарского края, например, — скорее, сдать экзамен на профессиональную компетенцию юриста из сферы ЖКХ, чем применить практический инструмент защиты прав, констатировал собеседник ForPost.

Поэтому он всё-таки порекомендовал получившим квитанции со счётом за отопление, которого не было, заплатить.

Правила перерасчёта за неоказанные или оказанные некачественно коммунальные услуги прописаны в том же постановлении правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, добавил директор по продукту компании «Мой Дом Онлайн» Алексей Шильников.

При этом, добавил он, автоматически пересчитывать суммы ресурсоснабжающие организации не обязаны.

«Побороться с управляющей компанией шансы есть в тех домах, где отопление фактически ещё не дали. Для этого приглашают представителей УК и генерирующей компании на составление акта, что по состоянию на текущее число отопления в доме нет. На основании акта пишут заявление на перерасчёт. Важно пригласить представителей либо электронным письмом, либо через диспетчерскую службу, но обязательно сохранить номер обращения. На актирование представители коммунальных служб обязаны явиться в течение двух часов. Если не прибыли, можно зафиксировать акт отсутствия отопления вместе со старшим по дому, например. А вот если акта нет, то перерасчёт, увы, не сделают, ссылаясь на нормативы», — рассказал Алексей Шильников.

Читайте также: «Управляйка» сделала перерасчёты за отопление на лишних 20 тысяч рублей

Заявления в УК и прокуратуру

Жильцы многоквартирных домов обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ, в свою очередь напомнила доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия» Лариса Крушанова.

Начисления за услуги производятся по факту потребления, а граждане до 20-25 числа каждого месяца подают показания приборов учёта в управляющие компании либо организации, предоставляющие услуги, для начисления платежей именно за фактически потреблённый объём, продолжила она.

«Закон запрещает управляющим и генерирующим компаниям производить начисления за коммунальные услуги авансом», — отметила собеседница ForPost.

Лариса Крушанова уточнила, что объявление о начале отопительного сезона не равно началу отопительного сезона.

Обратив внимание на пример Краснодара, она отметила: по постановлению администрации города от 16 октября отопительный сезон может начаться не позднее дня, следующего за днём окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже +8 градусов по Цельсию. Но на 1 ноября температура в Краснодаре была 17 градусов, а 2 ноября — 22 градуса.

Наша собеседница считает, что краснодарцам, получившим квитанции со счётом за отопление, которого не было, стоит обратиться с заявлением в свои управляющие компании и требовать составления акта об отсутствии теплоснабжения квартир. А также направить заявление в прокуратуру на неправомерные действия управляющих компаний, заключила она.

Читайте по теме: Стало известно, кому повысят платежи за коммуналку по новым правилам

Алексей Лохвицкий

3437
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (8)

Profile picture for user Верещагин
11644

О, любимая тема: "обязательная оплата за не оказанные услуги", а  случается, что и за услуги которые физически не могут быть оказаны по причине отсутствия технической возможности.  Прежде чем цитировать - "  ... по формуле из приложения № 2 к постановлению правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года" некоторым стоило бы ознакомиться с  определением что есть "отопление" данным в разделе «II. Условия предоставления коммунальных услуг» (пункт 4, подпункт е)  того самого ПОСТАНОВЛЕНИЕЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 354 . А «отопление» (цитирую): «есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления;»

   Так вот, если  физически в доме нет "внутридомовых инженерных систем отопления тепловой энергии", для "мест общего пользования" то и отопления этих "мест общего пользования" тоже нет (!), а формула применима именно к "отоплению" т.е. к тем домам, где такие системы есть, а таковых у нас в городе менее трети, а счета присылают всем!

Profile picture for user ulogin_google_111866359004929335590
780

Не удивлюсь, если и я получу счет на ~1000 за октябрь, в котором отопление было 5 дней, и которое не нужно даже даром (и сейчас, 1-2 ноября кстати тоже не нужно, открыто окно в комнате и дверь на балкон в кухне, и при этом +26, как в июле!).

Profile picture for user atos.2010
807

 

Не удивлюсь, если и я получу счет на ~1000 за октябрь, в котором отопление было 5 дней, и которое не нужно даже даром (и сейчас, 1-2 ноября кстати тоже не нужно, открыто окно в комнате и дверь на балкон в кухне, и при этом +26, как в июле!).

Сами виноваты. Если бы не держали "открыто окно в комнате и дверь на балкон в кухне" на улице было бы холоднее.А так все тепло от наших слуг народа ушло на улицу.

 

Profile picture for user Elsa lebn
1920

Не удивлюсь, если и я получу счет на ~1000 за октябрь, в котором отопление было 5 дней...

...специально сейчас посмотрел (ЕИРЦ присылает мне на мыло свою простыню 30/31 числа) - за октябрь за отопление также как и за сентябрь начислено одинаково (1511,42 / 55 квадратов), но это режим круглогодичной оплаты.

Profile picture for user Dugon
509

Обнаружили, что в квитанциях к оплате ресурсов выставляются объемы, якобы, потребленной на весь МКД, например ХВС  в десяти-кратном завышенном от реальности размере( что расписываю на ОДН уже в 1800 раз завышенном размере), а так же эл.эн. заставляют еще раз оплачивать владельцев квартир за вл. офисов, хотя те исправно платят (УК расписывают в 50 раз завышенный расход на ОДН по ЭЛ.Эн.  Неоднократные Жалоыбы и Заявления в Прокуратуру и ГЖИ ничего не дают для исправления ситуации.

       И вот обнаружили по итогам октября мес-ца 2023, что по ХВС завышение (волное или невольное) связано, скорее всего, с не верным прочтением показаний с общедомового прибора учета ХВС и выставлением к оплате далее необоснованных счетов. Нами с ПУ ХВС "общедомовой" турецкого производства были сняты показания(предоставили скрин шоты ПУ ХВС в указанные по снятию  даты и часы). Если взять наши значения то расход за окт. на МКД = 42,84 м3. Этот расход и возможно было по максимуму вменять нашему МКД.

       До ноября месяца 2022 года на линии подачи ХВС в наш МКД стоял( имеется свидетельство о поверки этого ПУ ХВС на МКД) ПУ типа "Гроен"(приложили описание этого старого типа "5133-12" из ГосРеестра СИ) у которого в описании типа емкость счетного устройства обозначалась как 99999,9999. А позже ПУ был заменен на другой новый тип , у которого емкость счетного устройства в описании типа обозначена, как 9999/99999/999999.(скриншот из Описания типа приложили). На самом новом ПУ, емкость счетного устройства подтверждена видимой черной "запятой" на циферблате ПУ. Фотографию черточки приложили. Привычка работников УК к дисплею старого типа с другой ёмкостью показаний, не может извинить профессиональную ошибку, при денежных расчетах за ресурсы.  УК вменяет, как уже сообщил, нам в десять раз завышенный объем потребления, и только из-за нежелания увидеть на циферблате черную запятую.

       К тому же, например в описаниях типа, часто приводиться максимальные расход и время работы на этом расходе, так вот, хотя в новом ПУ, описание типа этой записи не имеет, (это Турция-производитель), а в старом описании типа была табличка максимумов, это 7 куб.м в течении не более 1 часа ( и это был  немецкий производитель известная надежностью фирма), если брать  объем ХВС, который нам вменяет к оплате УК, то наше ПУ явно бы вышло из строя, поскольку в течении месяца нужно работать с расходом 7 м.куб в течении 50 часов. Ни один ПУ ХВС такого расхода не выдержит - сломается. тем более турецкого производства. 

Вот в очередной  раз ждем, когда контрольные и надзорные органы Севастополя соизволят применить власть и прекратить этот безудержный грабеж населения.  

   С теплом вообще песня - нужно самим жильцам контролировать, что занесено и какие значения коэффициентов в цифровой компьютерный ПУ теплоузла, а значения правильные должны быть в Паспорте к каждому теплоузлу. За счет  не верных и ангажированных под РСО коэффициентов, не совпадающих с паспортными жильцы и будут переплачивать в разы за тепло. Фишка в том, что сам РСО вносит значения коэффициентов в ПУ тепла, сам пломбирует, а при проверках надзорщики обязаны заранее за пять дне или неделю, предупредить о проверке. А предупрежден - спасен, никогда неверных значений в ПУ обнаружено при таком раскладе не будет.  Наступила пора самим вникать и серьезно браться за обеспечение правды и справедливости по оплате ресурсов и услуг своих жилищ и помещений, иначе ЖОР будет продолжаться.

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3806

       В день единства бояр с податными людьми можно долго рассматривать жировки,размышлять на проблемами в законодательстве и прочим.

    Но все построено так,что бы подать собрать в любом случае.И еще при этом рассказать податным,что тариф маленкий и надо бы его повысить.

     А то,что нет батарей в подъездах, так тепло из квартир сквозь стены в подъезд поступает,не ужели не понятно? 

 

Profile picture for user борец за справедливость
87

В Севастополе еще интересней, приборов отопления в подъездах нет, а за отопление подъезда ГУПС "Севтеплоэнерго" начисляет, у кого не автономное  отопление тот даже этого и не видит в общей сумме начислений и никому из чиновников в это даже не интересно вникнуть не то, что разобраться в этом грабеже горожан  в особо крупном размере 

Главное за день

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
825

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
12
4238

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1718

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2566