Удивительно красивые ландшафты Балаклавы, еще несколько лет назад вызывавшие неподдельное эстетическое восхищение уже никогда не предстанут перед севастопольцами в своем оригинальном очаровании. Известковые склоны холмов, в жаркие дни выделявшие испарения, наполняя воздух полезными для здоровья микроэлементами уже не смогут выполнять свою благородную миссию - поправлять здоровье страдающих заболеваниями органов дыхания – ведь им уже не отделаться от коросты жестяных заборов, изуродовавших это красивейшее место. Да и в долинах, продолжающих красивейшие мысы Балаклавы, больше не будут гулять морские бризы. Балаклава сдалась. Не смогла противостоять многочисленным вторжениям в уникальные ландшафты и историческую сферу города, Балаклава уже никогда не будет как раньше прекрасной и таинственной незнакомой, манящей своей неповторимой красотой и редчайшей индивидуальностью.
Мы больше никогда не сможем пройти по набережным Балаклавы, как раньше, любуясь единственной в своем роде постоянной гладью бухты, в которой никогда не бывает штормов, не увидим балаклавских рыбаков – потомков листригонов, воспетых Гомером в «Одиссее», а потом и Александром Куприным. Никогда не ощутим тот неповторимый соленый запах Балаклавы – запах моря и рыбы. Обе набережные теперь лишь нагромождение дорогих ресторанов и простеньких наливаек, перекрывших собой вид на бухту. Их так много, что в них все население Севастополя с селами и поселками одновременно разместить и напоить можно. Вот только зачем? Зачем превращать обе набережные в один большой шалман? Кстати, именно благодаря ему в Балаклаве теперь пахнет совсем по другому – чем-то жаренным на машинном масле, скисшим пивом и дешевыми сигаретами.
Хотя в том, что теперь не увидишь ту самую редкую бухту – вина не только владельцев кабаков и должностных лиц, позволивших разместить питейные заведения на набережных. Не увидишь воды и из-за всевозможных яликов и яхт, заполонивших бухту настолько, что все живое ушло из балаклавских вод навсегда. А ведь это отнюдь не плавсредства балаклавских рыбаков – это экскурсионные ялики, дерущие с гостей города немыслимые деньги (вот только бюджет в виде налогов и сборов их не увидит, поскольку потом, в конце лета туроператоры заявят, что работали себе в убыток), оставляющие на морской глади безобразные маслянистые пятна. Соседствуют с ними бесконечные яхты далеко не бедных людей, решивших провести лето в путешествиях. Их белоснежные «крейсеры» кроме маслянистых пятен оставляют «на память» в бухте и все «плоды жизнедеятельности» своих обитателей в этой же многострадальной бухте.
О чем в это время думают в Балаклавской администрации и райсовете – сложно сказать. Ясно одно, что ни районные депутаты, ни чиновники, ни сотрудники коммунальных предприятий, держащих на балансе обе набережные не противятся уверенной и уже неминуемой кончине балаклавской бухты.
Еще один, причем, весьма добротный гвоздь в «крышку гроба» этой акватории — 5 млн. кубометров неочищенных бытовых стоков, которые ежегодно сбрасываются в балаклавскую бухту! В настоящее время обязательства по решению проблемы канализования Балаклавы взяло на себя ООО «Редон-групп». Этой фирме депутаты-регионалы выделили в прошлом году
А пока суд да дело, бухта продолжает гибнуть, причем с каждым днем этот процесс лишь ускоряется. По предварительным подсчетам скоро ежедневный объем стоков достигнет 25 тысяч кубометров в сутки. Строятся сумасшедшие проекты, практически без канализации, причем инвесторы, вкладывающие деньги в строительство гостиниц, среди которых есть и депутаты Верховной Рады, почему-то не понимают грозящую бухте опасность. Вот только много ли будут стоить их Гранд-отели на берегу не красивейшей бухты, а канализационной лужи, господа как-то не задумываются.
А Гранд-отелей этих уже завтра будет в Балаклаве больше чем грязи. Ушлые депутаты-регионалы умудрились раздерибанить даже земли непосредственно под Чембало и на крутых склонах гор по обе стороны от нее. О том как застраивать столь крутые склоны, прокладывать на них дороги, проводить средства коммуникации – депутаты-регионалы, ведомые лишь тупой и слепой жаждой наживы, видимо не задумались. Им лишь бы нахапать себе по больше, с формулировкой: «в хозяйстве все сгодится».
Да и «короны» Балаклавы – старинной крепости Чембало скоро не станет. «Благодаря» полной безхозяйственности директора Национального заповедника «Херсонес Таврический» и компании-подрядчику «реконструирующему» крепость с целью лишь «смылить» средства, а не сохранить единственный в своем роде памятник фортификационного искусства для потомков, мы сможем лишь рассказывать своим детям, что когда-то в далеких 2000-ных над Балаклавой была крепость…
Прощай, Балаклава. Тебя сгубило равнодушие чиновников и депутатов, отвечавших за тебя перед севастопольцами и чрезмерное внимание всякого рода дельцов и охотников за легким рублем. Пророческими оказались для тебя слова твоего гостя – писателя Д. М. Мамина-Сибиряка. Он, гостя у Куприна, очарованный уютным и тихим городком, 3 сентября 1905 года оставил в альбоме запись: "Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания "его величества публики". Увы, на нее обратили внимание…
Депутат Севастопольского городского совета
Владимир Демченко