Крайне важная для Севастополя проблема – организация паллиативной помощи – стала одной из тем Послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию России. Он отметил не только медицинское, но и «социальное, общественное, нравственное измерение» этого вопроса, который, по разным оценкам, касается от 800 тысяч до 1 миллиона 300 тысяч человек.
«Знаю, что вчера депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли поправки в законодательство о паллиативной помощи. Прошу как можно быстрее завершить работу над законопроектом в целом. В дальнейшем посмотрим, как он действует на практике, и, при необходимости, оперативно внесём коррективы, учитывая позицию и волонтёров, о которых я только что упоминал, врачей, социальных работников, представителей общественных и религиозных объединений, благотворителей», – заявил глава государства.
Болезненные точки Севастополя
По данным севастопольского члена Общественной палаты России Натальи Кирюхиной, сегодня в Севастополе 54 койко-места для тяжело и неизлечимо больных: 20 в городском хосписе («помещение старенькое, но родственники больных очень хвалят коллектив») и 34 в медицинских учреждениях города («по словам горожан – туда очень сложно «попасть»).
«Некоммерческие организации и постоянно действующие благотворительные фонды, работающие на таком непростом участке работы, в нашем городе отсутствуют», – отмечает Наталья Кирюхина.
В услугах хосписа нуждаются не только онкобольные, как часто думают, но и одинокие люди с тяжелыми системными заболеваниями, говорит глава регионального исполкома ОНФ в Севастополе, профессиональный врач Лариса Мельник.
«Есть люди, которых просто уже не излечить, и они требуют постоянного медицинского участия. Им всем нужна паллиативная медицина, которая позволяет достойно провести оставшееся время и достойно уйти. А сидеть и просто ждать, пока люди в нечеловеческих условиях уходят – это неправильно, нецивилизованно», – комментирует законопроект Лариса Мельник.
Если же говорить о российской онкологической статистике, то Севастополь сохраняет в ней печальное лидерство: смертность от злокачественных новообразований в городе продолжала расти даже на фоне ее падения по России в целом. Строительство же онкодиспансера, названное севастопольцами «Мечтой года» в конкурсе ForPost «Народный выбор», стабильно срывается.
Уйти по-человечески
Если законопроект, о котором говорил Владимир Путин, будет без поправок принят в третьем чтении, между врачами и больными, находящимися в тяжёлом или бессознательном состоянии, не будут стоять бюрократические преграды в форме информированного согласия на лечение. Решение будет принимать врачебная комиссия, консилиум или дежурный доктор.
Важнейшее изменение, которое называют революционным — закрепление в законе права пациента на обезболивание, в том числе – на дому. К третьему чтению законопроект избавился от туманной формулировки «обезболивание доступными средствами», заменив её на «использование методов и лекарственных средств, в том числе наркотических и психотропных, для облегчения боли».
Кроме того, согласно законопроекту, неизлечимо больные смогут получать помощь не только в больнице, но и в условиях дневного стационара, а также на дому – на это будут выделяться отдельные средства. Заботиться о больных будут и медики, и соцработники, и волонтёры. Впрочем, в Севастополе последние, как мы помним, паллиативной помощью пока не занимаются.
У больных будет возможность получить за счёт государства необходимые медицинские изделия. Перечень этих изделий будет определен на федеральном уровне, но, согласно комментарию председателя Госдумы Вячеслава Володина, «это значит, что больные на искусственной вентиляции легких смогут, не находясь в больнице, получать все необходимое лечение дома, с родными».
Нравственное измерение проблемы, о котором говорил Владимир Путин, в законопроекте отражено также в возможности специалистов по паллиативной помощи взаимодействовать не только с соцслужбами, родственниками и общественниками, но и с представителями религиозных конфессий.
Саша Ахтемко, Олег Турчанович
Обсуждение (11)
"Если же говорить об российской онкологической статистике" Уважаемые Саша и Олег! Предлог "об" пишется перед гласными. В данном случае правильно "о российской".
Размечтались. Тем более вера Православная категорически запрещает уйти тихо . Как живём , так и уходим.
Ощущается, что сейчас в медицине такая ситуация, как будто в планах у власти сделать нас "мученниками, чтобы мы поскорее попали в рай".
Эту проблему надо было решить раз и навсегда МНОГО ЛЕТ НАЗАД! С уважением к тем, кто мучается. Затягивают, ибо сами НЕ НУЖДАЮТСЯ!!!
Может быть надо больше усилий направить на то, чтобы жить по-человечески? Например сделать нормальный человеческий прожиточный минимум, а не ту жалкую подачку, что мы имеем сейчас. Уйти всегда успеем.
Тяжело в лечении - легко в раю!
Есть ещё вера мусульманская, где её фанатики уходят очень громко.
Для начала сделайте, чтобы можно было нормально лечиться, а не в колцентр звонить.
Olegbsss (Севастополь)
Вы правы.Если будут нормально оплачивать на предприятиях то меньше будет больных.И пенсионеры будут ездить не в поликлинику а на курортный отдых.
"Туристы" уже сделали выводы-развалить быстрее и совсем!!!!!!!!!!
А другой говорил, - Денег нет, но вы держитесь! Вот и увеличивается смертность, денег нет, цены - "космос".
Во-первых, из-за нехватки специалистов эта программа на Крым и Севастополь не распространяется. А, во-вторых, она безобразная. Опять всё сваливается на местный бюджет и участковых. Разве может быть адекватным уход за тяжело больным на дому?!! Разве что у миллионеров.