1 февраля 2011 года 55 лет отмечает одно из самых легендарных предприятий Севастополя. До сих пор его деятельность покрыта завесой таинственности.
Даже историки расходятся во многих вопросах, когда начинают писать о строительстве подземного укрытия подводных лодок, ремонтного завода, ядерного арсенала и топливохранилища в толще скал западного берега Балаклавской бухты. Строительное управление №528 первоначально создавалось для решения именно этой задачи. Но после завершения работ в гигантском тоннеле в Балаклаве проходчикам предстояло сделать еще многое. В режиме строжайшей секретности пробивались тоннели нового стратегического объекта «100».
Подземный двухдивизионный четырехшахтный ракетный береговой комплекс аналогов в мире не имел. Восемь крылатых ракет одновременно могли стартовать с поднявшихся из-под земли пусковых установок. Несколько минут на перезарядку и – следующий залп. Подземелья «Сотки» известны по кадрам советского фильма «Одиночное плавание». Это тот редкий случай, когда кино снимали на засекреченном объекте. Более «свежий» объект – запасной командный пункт Черноморского флота в Алсу. Там построен огромный подземный город с возможностью автономного противостояния атомному удару. Каждый из этих объектов и последующие достойны написания книги, сценария фильма. Увы, пока только подземное укрытие в Балаклаве стало туристическим объектом.
Довелось проходчикам поработать и над решением гражданских задач. От Счастливинского водохранилища по самотечному 7-километровому тоннелю в Ялту пришла вода. Водовод был построен под массивом Ай-Петри в кротчайшие сроки. Многочисленные санатории и дома отдыха в очередь ожидали проходчиков для строительства лифтовых шахт и галерей выхода к морю. В отличии от объектов военного назначения эти народохозяйственные объекты и сегодня эксплуатируются и являются гордостью балаклавских проходчиков. В Симферопольском аэропорту пройден транспортный туннель под взлетным полем.
Большой объем работ выполнен на подземных винодельческих предприятиях Крыма в Севастополе, Инкермане, Судаке, Ялте. Железнодорожные тоннели на участке Севастополь – Мекензиевы горы требовали реконструкции и ремонта. И эту задачи решили проходчики без остановки движения поездов. Канализационные самотечные тоннели глубокого заложения в конце прошлого века пересекли самые густонаселенные и застроенные домами массивы Севастополя. Они – залог экологического благополучия системы водоотведения города. Уже в 2010 году силами СУ-528 переброшены в городскую сеть стоки района Нахимовского училища.
Благодаря этому акватория пляжей Песочного и Солнечного стали самыми чистыми в городе. Построен и сдан в эксплуатацию подземный переход на железнодорожной станции Мекензиевы горы. Руководство предприятия имеет уникальные проекты строительства транспортных развязок и подземных пешеходных переходов по всему городу – от Студгородка и площади Восставших до 5-го километра Балаклавского шоссе. Проходчики готовы приступить к работе и реализовать эти проекты в ближайшее время. Разработан проект переброски сточных вод Балаклавы на КОС-1 в Камышовой бухте, что на много лет вперед решит проблему канализования Балаклавы.
За 55 лет предприятием построено более 200 объектов. И СУ-528 готово приумножить их количество.
Обсуждение (7)
Хвала и уважение таким работникам!
СУ 528 имени товарища Тотлебена.
С праздником! Успехов в работе!
Прорыть бы тоннель на Северную, вместо ожидаемого моста...
Французы с англичанами прорыли тоннель пол Ла-Маншем..