В России появится тюремный комплекс нового типа. В нём смогут работать суд, прокуратура, адвокаты и общественные организации. Также в нём будут находиться и следственный изолятор, и исправительное учреждение. Об этом заявил глава Минюста РФ Константин Чуйченко, пишет RT.
За комментарием проекта ForPost обратился к полковнику ФСИН в отставке Василию Макиенко. По его мнению, проведение следственных действий и судов в СИЗО — хорошая идея, которую давно следовало воплотить, однако объединение изоляторов и колоний недопустимо.
Сократить конвой, спасти от туберкулёза
Макиенко рассказал, что подобный опыт был испытан в Калининграде, где совместили следственный изолятор и суд:
«Можно было не конвоировать человека, а просто назначать судебный процесс, приглашать адвоката. Не надо было держать огромный штат конвойной службы: силами СИЗО человека вывели, передали судебным приставам, которые обеспечивают безопасность судебных заседаний, и всё».
Однако масштабный переход к такой системе, по словам собеседника, долго не реализовывался из-за «инерции руководства» и ведомственной разобщённости.
«Лучше поздно, чем никогда. Это огромная экономия. Это надо приветствовать обеими руками, но это потребует огромных затрат, потому что придётся перестраивать все СИЗО, которые у нас есть, что в общем давно назрело, потому что много изоляторов находятся в плохом состоянии, они давно строились», — рассказал экс-сотрудник ФСИН.
По мнению полковника в отставке, на постройку таких объектов по всей стране уйдут сотни миллиардов рублей, которые будут потрачены в течение нескольких десятилетий. Он призвал не пугаться коррупции, вспоминая печальный опыт постройки СИЗО «Кресты-2» в Петербурге (экс-замдиректора ФСИН осудили на 3,5 года за взятки при постройке объекта – прим.).
Макиенко напомнил, что за сохранностью средств и соответствие работ закону должны следить соответствующие органы.
«Эти деньги окупятся. Лиха беда начало. В своё время при Николае I, которого ругают и называют Палкиным, была принята программа строительства типовых тюрем, которые по тем временам были одними из лучших в мире. Вторая попытка у нас была в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Тоже несколько типовых изоляторов построили, где было намного меньше проблем с охраной, а условия содержания были лучше.
Наверно, надо и сейчас это делать, потому что все те широко разрекламированные программы развития уголовно-исправительной системы сводились просто к тому, что в одном изоляторе строили ещё один корпус, в другом ещё один этаж и так далее. В редчайших случаях строили отдельные объекты именно как следственные изоляторы, и то без учёта проведения следствия и суда.
Это надо начинать когда-то, потому что держать людей в здании 19-го века… это просто не соответствует реалиям», — рассказал знаток системы ФСИН.
Он указал, что вопрос стоит не только в экономии на конвоировании. Новый тип СИЗО позволит ускорить проведение следствия и суда, тем самым сократив срок пребывания обвиняемых под стражей:
«Меньше люди будут заболевать туберкулёзом, будет меньше суицидов».
Читайте по теме: Тюрьма в России: как остановить пытки и издевательства в колониях
Опасность для подследственных
По мнению Макиенко, совмещать исправительное учреждение с СИЗО — значит нарушать права человека. Не обращать на это внимания, по словам эксперта, нельзя, потому что каждый человек может в силу определённых обстоятельств оказаться обвиняемым.
«Это же по сути нарушение фундаментальных прав человека. Ведь вы фактически человека, который ещё, по Конституции, не признан виновным, помещаете в исправительное учреждение. СИЗО — отдельное учреждение, которое выполняет отдельную государственную функцию в виде содержания под стражей. А исполнение наказания имеет совсем другую правовую основу, и это очень важно для соблюдения прав человека.
Этого допускать ни в коем случае нельзя. Администрация будет относиться к подследственным так же, как к осуждённым, и будет нарушать их права», — уверен собеседник ForPost.
Читайте по теме: Почему российские воры отказываются от преступных титулов
Семён Гринберг
Обсуждение (1)
Вот ведь как славно, все уже будут там.
- А где у нас прокурор?
- В тюрьме
- А судья ?
- Там же
- А адвокат?
- Рядом с судёй, в соседней камере :)