Круглые диски под ногами – канализационные и водопроводные люки редко привлекают внимание проходящих мимо или наступающих на них прохожих. Для многих это всего лишь часть дорожной инфраструктуры, не заслуживающая какого-то особого интереса.
Впрочем, есть и те, кто уверен, что эти люки – ценные свидетели эпох – живая реликвия истории города под ногами. И в этом плане Севастополю повезло – в городе сохранилось довольно много очень интересных чугунных крышек.
«В Москве на Красной площади лежат ужасного вида современные крышки люков ржавого цвета. За несколько дней активных прогулок в центре Москвы я не увидел ни одной довоенной, и тем более дореволюционной крышки. Севастополю в этом смысле есть что сохранять. Кажется, только в нашем городе вопрос о сохранении старых крышек люков получил внимание со стороны властей и впервые целенаправленно реализован как минимум на двух улицах – Суворова и Розы Люксембург», – рассказал ForPost севастопольский историк Степан Самошин, увлекающийся коллекционированием фотографий старых севастопольских люков.
Самые старые севастопольские люки были созданы во времена Российской империи.
«Канализация в Севастополе была устроена в 1910–1914 годах. К этому периоду относятся самые старые крышки люков, произведённые на заводах Ступина и Ящинина в Севастополе, Платса – в Екатеринославе», – сказал Степан Самошин.
Дореволюционные крышки можно встретить в бывшей Артиллерийской слободке, на Корабельной стороне, в Балаклаве.
«Их осталось очень мало, например, я знаю только три крышки Платса и три Ящинина. Изделий Ступина можно найти около десятка. Есть вообще исчезнувшие виды – крышка завода Ландшафта в Севастополе (последняя пропала лет 10 назад)», – добавил историк.
Советские люки
Куда более богата коллекция люков периода Советского Союза. Условно такие крышки можно разделить на довоенные и послевоенные.
В момент становления молодого советского государства водопроводное хозяйство находилось в ведении треста «Водокат» (название расшифровывается как «водопровод, канализация, трамвай»), образованного 1 апреля 1925 года.
В эпоху НЭПа (новой экономической политики), когда власти временно разрешили предпринимательскую деятельность, канализационные люки для Севастополя изготавливали литейные Василопуло, ЭПРОНа, артели «Труд» и товарищества «Молот», а также литейная Севастопольского исправительного трудового дома (С.И.Т.Д.а).
«Довоенные крышки люков отличаются непривычными для нас размерами: некоторые существенно меньше современных, некоторые, наоборот, больше. Их можно встретить по всему городу, включая улицу Ленина», – сказал Степан Самошин.
На люках от ЭПРОНа («Экспедиция подводных работ особого назначения») непременно следует остановиться отдельно.
ЭПРОН создан особым приказом Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР в 1923 году прежде всего для поиска затонувшего у берегов Балаклавы во время Крымской войны английского парусного корабля HMS Prince, который якобы вез золото для жалованья британских солдат. Но, как часто было в СССР, помимо прямого функционала подобные организации занимались и довольно прозаическими вещами вроде изготовления люков.
«Отдельная группа довоенных крышек люков – телефонные. Именно таких много на улице Суворова и многих других в Севастополе. На них изображена эмблема связистов (напоминает паука) и буквы «НКПТ» (Народный комиссариат почт и телеграфов) или «НКС» (Наркомат связи). Их делали одинаковыми для всего СССР. Встречаются разнообразные довоенные крышки люков без клейм, часто выпуклые», – добавил Степан Самошин.
После войны
Среди послевоенных люков встречаются сделанные как в Севастополе, например, на Севморзаводе, так и в Крыму (в Евпатории, Керчи, Феодосии) и за его пределами.
Производимые в Севастополе люки несут на себе в частности маркировку СМЗ (Севморзавод), ГВ (Городской Водоканал), Т (что означает «тяжелый люк») производства 54-го механического завода строительного управления Черноморского флота.
Люки из Керчи маркировались буквами ТЛЗ, что означает труболитейный завод. Также люки в Севастополь поставлялись из Керчи артелью имени Сталина.
Люки из Евпатории поставлял городской промышленный комбинат – маркировка «Г.П.К.».
Можно найти в Севастополе люки из разных уголков России, в частности, с Урала – «Трест Уралсибспецстрой», Первоуральского авторемонтного завода (ПАРЗ), из Ульяновской области – Жадовский литейно-механический завод (ЖЛМЗ), Ржевского литейно-механического завода, Воронежского завода сантехизделий Министерства коммунального хозяйства РСФСР и так далее.
«Если вам интересна дата изготовления крышки люка – смотрите на указанный на нём ГОСТ, последние две цифры – это год, в который был принят ГОСТ (соответственно, изделие изготовлено не ранее этой даты)», – пояснил коллекционер севастопольских люков.
Конечно же немало в городе и люков украинского производства. «Единственный люк советского периода с надписью на украинском языке, который мне удалось найти в Севастополе, произведен на Запорожском заводе «Ударник». Аббревиатура «НКМП УРСР» означает «Народний комісаріат місцевої промисловості Української Радянської Соціалістичної Республіки», – подчеркнул Степан Самошин.
Встречаются в Севастополе люки Сталинского вагоноремонтного завода (маркировка «Ст ВРЗ»), который располагался в Донецке, носившем название Сталин в 1924–1929 годах и Сталино в 1929–1961 годах, МЖГС УССР ГУПиЛЗП ЛМЗ г. Житомир – расшифровывается как Министерство жилищно-гражданского строительства Главное управление промышленных и лесозаготовительных предприятий литейно-механический завод города Житомир, Львовского механического завода №7, Николаевского РМЗ (Львовская область), артели «Красный металлист» из Кривого Рога и так далее.
По словам собеседника ForPost, говорить о севастопольских канализационных и водопроводных люках можно долго. Не все они с маркировками, а даже если символы нанесены, не всегда можно установить производителя, как, например, маркировку «Крым 2».
«К сожалению, власти российских городов крайне редко смотрят на подобные изделия с эстетической стороны. А ведь крышка люка может не только выполнять утилитарную функцию, но и служить подлинным украшением города. Многие предприятия готовы изготавливать крышки с любым рисунком на заказ. Если поискать в интернете, то можно увидеть великолепные образцы по всему миру, вызывающие восхищение своей красотой», – отметил Степан Самошин.
В Севастополе также есть примеры, когда старые люки заменяли новыми во время ремонта дорог, однако все же можно говорить о толерантном отношении чиновников к этим историческим артефактам.
«Насколько мне известно, некоторые крышки хранятся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя. Сотрудники Водоканала также, насколько я знаю, трепетно относятся к старому чугуну и где-то у себя хранят демонтированные крышки люков», – подчеркнул историк.
При этом Степан Самошин уверен, что нужно и дальше развивать опыт сохранения дореволюционных и советских канализационных и других инженерных крышек. Во-первых, это историческая ценность, во-вторых – экономия.
«И нужно поставить вопрос об изготовлении крышек по специальному заказу с дизайном, разработанным конкретно для Севастополя», – добавил он.
Андрей Киреев
Фото автора и Степана Самошина
Обсуждение (10)
Сравните старые люки и люки которые положили при ремонте на БМ. Старые люки почти гладкие, а на новых можно ногу сломать из-за торчащих ребер. Видимо раньше люди были умнее.
Спасибо Степану Самошину. Настоящий профессионал и патриот Севастополя. Восхищает его такт, интеллигентность.
Самые красивые, точнее, эстетически безукоризненные - Водокатовские, меньшие и большие, их много в центре. Самые редкие - с именем Сталина, их должны были резко заменить после "разоблачения" и единичные, которые чудом остались на виду уже при отрезанных каналах. Ставить эти люки в центре вместо современных невозможно - не подойдут диаметром и запорами к обечайкам. Менять комплектом очень дорого. Но собирать надо (при ремонте дорог - как раз с обечайками, тогда люк установить в выбранном для экспозиции месте будет намного легче), ведь исчезают они навсегда при ремонтах дорог, их сдают на переплавку, разбивают, закапывают. А устанавливать можно тогда, когда найдутся место, время, деньги и желание, например, в пешеходных зонах в центре, в музеях, у Водоканала, Автодора, ДГХ. Всегда интересно смотреть на то, как горит огонь, течет вода, работают другие люди, паркуется женщина и на старые чугунные люки.
На фото - люки центра города.
Ответственное название было у артели. Как сейчас были бы Ломбард им. Путина или МФО "За Путина!"
Прощай, малыш, ты силен, но уж точно не нужен ни музеям, ни городскому хозяйству с дорожниками.
Очень лаконичный, правильный, добротный люк. Правда, "наркоманский".
Привлекающий внимание красавец.
Совсем непрактичный, сложный, чего только не нанесли: ГОСТ, знак завода или министерства, год выпуска, предназначение (в заметке Т - тяжелый, наверное, так, а я подумал, что Т - телефония), получилось перенасыщено, дорого и некрасиво. Тем и ценен через сорок лет.
Много старых люков сохранилось в Севастополе, где люди мало ходят, поэтому их не видят и мало, что о них знают. Моё мнение, старые люки с периферии собрать (там больше вероятности, что их сопрут) и установить по центральному кольцу города. На БМ уже поздно, новоделы никто менять не будет, а при реконструкции Ленина - реально, на пр. Нахимова и наб. Корнилова, и на виду и сохранней будут.
Вроде обычные канализационные крышки, я даже не обращал на них особого внимания. А вон оно как, за ними скрывается история!
Все это очень хорошо, но в городе не осталось ни одной литейки.
И еще - с Б.Морской были безжалостно удалены опоры освещения,еще одно произведение чугунного литья СМЗ.Уже наверное утрачены с концами.
Уходящее время можно сохранить...На 3D принтере напечатать серию копий миниатюрных пластиковых люков и сдать в музей Водоканала. Некогда (до ВОСР) на домах крепились логотипы страховых обществ (керамика, металл) и это было предметом коллекционирования.
Потому что, тем кто приехал к нам реализовывать программу развития и благоустройства города Севастополя не интересна история города.
Спасибо, очень интересная статейка, не особо обращала внимание на эти люки. Теперь буду присматриваться, интересно же
Да не только крышки люков, где брушатка, которую демонтировали, а потом не хватило положить? Мраморные и гранитные ступеньки в центре города где?