Верховный лидер Ирана назвал сотрудничество с РФ необходимостью на фоне санкций. Тегерану и Москве необходимо развивать экономическое сотрудничество, заявил аятолла Али Хаменеи. Он отметил, что между странами уже заключено много контрактов, в том числе в нефтегазовой сфере. Аятолла затронул и события на Украине, сказав, что если бы Россия не взяла инициативу в свои руки, то это сделала бы «другая сторона»: НАТО представляет угрозу, и «если альянс не остановили бы на Украине, то он начал бы войну позже — под предлогом Крыма».
Заявления, звучащие из столиц стран Востока, равно, как и встречные заявления из Москвы, свидетельствуют если не о начале самого стратегического поворота России на Восток, то, как минимум, о её серьёзном намерении начать этот поворот. Но очевидно, что на этом пути не всё так просто.
В России сейчас смотрят на Восток так же, как три десятка лет назад в СССР смотрели на Запад: смотрят с надеждой. Как на то место, где могут обрести новых друзей и избавиться от бедствий.
Экономическая сторона вопроса вполне понятна. Если в 2021 году во внешнеторговом обороте России (равном примерно 800 миллиардов долларов) половина приходилась на страны ЕС, то сейчас эту долю надо заместить. Вопрос лишь, в какой степени. Альтернатива ЕС очевидна — это «великая восточная триада». То есть Китай, Индия и Иран.
С интеграционной площадкой тоже полная ясность — в качестве неё будет использована БРИКС. Тем более, что в неё сейчас вовсю готовятся включаться Турция, Египет, Саудовская Аравия, Аргентина и тот же Иран. Именно в этом контуре наша внешняя экономика и будет развиваться в ближайшие годы, если не десятилетия. Именно это сейчас и предпочитают называть «поворотом на Восток».
Но, увы. Наши власти, похоже, рискуют так же ошибиться, как они ошиблись в случае с Западом. То есть споткнуться на том, что они ошибочно считают «прагматизмом». Они продолжают считать, что с новыми восточными стратегическими партнёрами достаточно просто «делать деньги». То есть примерно то, что они думали и про «дорогих партнёров» на Западе.
Но им бы понять главное: прежде всего сейчас происходит невиданный контакт двух цивилизаций. В нашем лице это западная (пусть это и альтернативный Запад) христианская цивилизация. С их стороны — это восточная, имеющая немыслимый культурно-религиозный код из смеси индуизма, буддизма, ислама, конфуцианства и даосизма и порождаемая всем этим специфическая ментальность. Именно с ней придётся работать нашим недалёким «прагматикам».
На самом деле, и в случае с Западом такой «прагматизм» представлялся возможным лишь из-за того, что с ним России не нужно было находить новую цивилизационно-культурную платформу. Так и то этот «прагматизм» оказался абсолютной иллюзией, которая прямо сейчас разлетелась, как трухлявый пень. И это при том, что мы с Западом уже тысячелетие, по сути, части одного культурно-религиозного мира, построенного на христианском учении. А Восток-то совсем другой. Он — Terra Incognita.
Так что надо понять: «поворот на Восток» — это нечто совершенно не про деньги, торговые интересы и прочий «прагматизм». Это не то, о чём думают наши замечательные чиновники-бизнесмены (в погонах и без), которые уже наломали дров на западном направлении. Такой поворот в первую очередь находится в поле этики, религии и психологии. Вопрос: насколько мы сейчас к нему готовы? Ментально и экзистенциально. Да, ребята, именно эти слова.
Слов нет: изучать их налоговое законодательство — это нужно и важно. Но это не самое важное. У Востока и Запада раскол прежде всего ЦЕННОСТНЫЙ. И у нас с ними сейчас намечается он же. Только наши «высокие граждане» рассчитывают усидеть здесь на двух стульях. Но неприятное, что даже сейчас никто в «центрах принятия решений» РФ, очевидно, этого не осознаёт. По крайней мере, складывается именно такое впечатление. Что ж, будем надеяться на изменение данной ситуации. Других вариантов нет.
Читайте по теме: Поворот на Восток: как формируется новая сила
Павел Кухмиров