12 ноября 1955 года с военного аэродрома Севастополя взлетел самолет и взял курс на Москву. На борту находилась правительственная комиссия, созданная в связи с гибелью линкора "Новороссийск". Черноморский флагман погиб в бухте Севастополя у всех на глазах и унес более 600 жизней.
Для официально приемлемой версии подходило следующее объяснение: причиной взрыва стала немецкая мина, оставшаяся в Севастопольской бухте еще со времен Великой Отечественной войны.
Очищать бухты от мин начали сразу после освобождения города в 1944 году. Делали это тщательно и не один раз. Бухты подвергли бомбометанию и "перепахивали" тралами. Потом их обследовали водолазы. Только через полгода, когда появилась уверенность, что опасность миновала, в Севастополь, на свою базу, вернулась черноморская эскадра. И вот спустя десятилетие снова заговорили о немецких минах.
Далеко не всем эта версия казалась правдоподобной. Так, иного мнения придерживался Главком военно-морских сил адмирал флота Николай Кузнецов. Свою подпись под документом отказался поставить и представитель КГБ СССР генерал А. Шилин.
…На Ялтинской конференции одним из важнейших стоял вопрос о разделе трофейного флота. В 1948 году СССР получил несколько итальянских кораблей: легкий крейсер, два эсминца, три миноносца, две подводные лодки, а также линкор "Юлий Цезарь", который переименовали в "Новороссийск", подновили, слегка реконструировали и приписали к Черноморскому флоту. У немцев и итальянцев (наших противников во Второй Мировой войне) были корабли и поновее, и получше, но к тому времени отношения с бывшими союзниками сильно испортились, так что крепить мощь Советского Союза не входило в планы англичан и американцев.
Оказалось, что в скором времени судьба линкора "Новороссийск" будет чуть ли не главной в выборе - каким быть советскому флоту.
Версий гибели "Новороссийска" было несколько. Какая из них будет принята в качестве официальной? Почему в результате этой трагедии попал в опалу самый опытный и профессиональный советский флотоводец адмирал Кузнецов? Как гибель "Новороссийска" сказалась на стратегии строительства и развития флота?
Об этом - в заключительной серии цикла "Севастопольские рассказы"
Смотреть - 4 июля (воскресенье) на Первом канале в 12-50
Обсуждение (5)
Уничтожение "Новороссийска"-секрет Полишинеля. Весь мир знает,что его уничтожили диверсанты Боргезе.Наши сняли мину и со второй бочки,где должен был швартоваться ещё один корабль к параду 7 ноября.Дело замяли,чтобы не позорится перед НАТО.
Вот статья о его гибели
Банщику. Итальянцы здесь не при чём. Это я не к тому, что их боевые пловцы на это не способны - ещё как были способны. Но именно в этот период (осень 1955) политическая обстановка в Италии была весьма нестабильная. Другими словами, приказ на эту сложную операцию просто некому было отдать. А самостоятельно её провести было невозможно, нынешние ссылки на итальянские мемуары - просто обычный трёп перепивших отставных диверсантов. Реально эту диверсию могли провести англичане, именно на середину 50-х приходится пик подводных разброрк нашего флота с английским - взять хотя бы крейсер "Орджоникидзе" и подводного пловца Лайонела Кребба, который изучал конструкцию подруливающих устройств на нашем крейсере. Тогда всё кончилось для Кребба печально - он уплыл вниз по течению Темзы без головы.
"Новороссийск" погиб от хорошо спланированной диверсии. Может конечно отставные диверсанты Боргезе и трепятся по пьяному делу, но дыма без огня не бывает. Жалко только моряков которые погибли из-за тупых начальников.
to Авиатор (Жуковский) Я согласен- за это Креббу башню и срезали