Россия

Почему в разгар лета «борщевой набор» подорожал на рекордные 60%

«Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла — ох».

Фото:
ForPost / Татьяна Воробьёва

Ожидаемого сезонного спада цен нет — овощи и фрукты продолжают дорожать. Одна из возможных причин «овощной инфляции» — високосный год. На него на Петербургском международном экономическом форуме корреспонденту РИА Новости пожаловалась министр сельского хозяйства Оксана Лут:

«Этот год високосный. Он отличается тем, что мы мёрзнем, сушим и тонем. У нас все три возможные климатические ситуации случились в этом году. В свои прогнозы мы закладывали корректировки по климатическим условиям. С ситуацией по заморозкам мы справились достаточно неплохо. Сельхозтоваропроизводители достаточно быстро собрались, пересеяли посевы. Наибольшее волнение у нас вызывает засуха. В ряде южных регионов и ряде регионов ЦФО (Центрального федерального округа) очень мало воды».

Озвучили свои причины резкого скачка цен на овощи и фрукты и участники рынка. Они рассказали, почему этим летом плодоовощная продукция становится золотой, и объяснили, почему «борщевая инфляция» неизбежна.

Насколько подорожали овощи?

Ежегодно в середине лета борщевой набор начинал дешеветь из-за появления на рынке свежих овощей. В этом году ситуация диаметрально противоположная: в среднем овощи для приготовления борща подорожали на 60%.

В цене выросли:

  • свёкла — на 92,3%;
  • морковь — на 62,8%;
  • картофель — на 82,4% (июнь к декабрю — началу января);
  • капуста — на 35%;
  • лук — на 32%.

Такие данные за последнюю неделю июня опубликовал Росстат. Аналогичную статистику «Известиям» озвучили в «Руспродсоюзе».

Отметим: это средний рост цен по стране. Стоимость набора для борща может отличаться даже внутри одного муниципалитета.

«Овощи в Балаклаве с более-менее нормальным выбором есть только на Кадыковском рынке — цены наваливают будь здоров. Не хочешь покупать в Балаклаве, езжай на 5-й километр, там всяко будет дешевле. В дворовых магазинах, а их всего два-три по району, цены тоже ломят будь здоров», — сообщил ForPost житель Севастополя Юрий.

Килограмм картофеля в Севастополе можно купить как за 21–25, так и за 37-60 рублей.

Аналогичная история — с белокочанной капустой: где-то её отпускают по 25–29 рублей за килограмм, а где-то — по 30–50.

В среднем килограмм моркови в городе-герое стоит 50 рублей, свёклы — 45–65 рублей.

А в соседнем Симферополе предлагают овощи-фрукты по таким ценам:

Цены на овощи и фрукты в Симферополе летом 2024

Опять жадные торговые сети?

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин уверен: в этой истории не обошлось без жадных посредников.

По его словам, магазин не занимается поиском продукции, а «продаёт место на полках». Фермер вынужден платить, чтобы его товар дошёл до потребителя. Эта сумма, уверен Егармин, «обнуляет всю экономическую эффективность от его работы».

Однако напрямую аграрии с ритейлом редко работают. Чаще ― через посредников, которые «устанавливают выгодную им цену на товар», уточнил наш собеседник.

Он отметил, что общественники пытались изменить ситуацию путём внесения в Госдуму ряда законопроектов по снижению аппетитов посредников, однако «все они были отклонены».

Фермер из Рязанской области Сергей Пеньшин тоже считает, что посредники «могли взвинтить цены на овощи».

«У нас люди, к сожалению, не могут ограничиться наценкой в 10%. Если у них есть возможность, они сделают наценку и в 100%. Поэтому этот фактор из летнего повышения цен на овощи и фрукты исключать нельзя. Что делать? Регулировать правила игры. Я думаю, нужно достичь консенсус между покупателями, производителями и торговыми организациями. Но кто нас будет слушать? Кто с нами будет общаться?» — сказал ForPost Пеньшин.

Почему борщ стал золотым?

Но не только жадность причина скачка цен на фрукты и овощи. Руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина объяснила ForPost, почему в середине лета не стоит ждать снижения ценника, например, на картошку.

«У нас самая низкая база за всё время. Поскольку своего картофеля уже не остаётся, идёт импорт. Естественно, разница между Египтом, Азербайджаном и нашим старым картофелем велика. Это всё оказывает влияние на среднюю статистику по полке», — сказал Губина.

Она обозначила ещё один неочевидный факт роста цен на «второй хлеб»:

«Если говорить по прошлому году, то цена на картофель (10 рублей за килограмм) была ниже себестоимости — это остановка в развитии, банкротство. <…> С этой ценой сейчас сравнивают 25–30 рублей за килограмм. Отсюда такой рост».

По данным нашей собеседницы, в среднем в год один россиянин съедает 60 килограммов картофеля:

«Представьте, что эти 60 килограмм будете покупать, допустим, даже по 50 рублей за килограмм. Это получается на год 3 тысячи рублей — согласитесь, не так много. Для сельхозтоваропроизводителей эта добавка к цене, которая чуть выше себестоимости, напротив, позволяет поддерживать текущую деятельность, развиваться».

Ещё одна причина удорожания картофеля летом — непростая геополитическая ситуация, подчеркнула эксперт, — на её фоне усложнилась доставка овощей в разные регионы.

«В Крыму ранняя морковка стоит 25 рублей за килограмм — цена для неё невысокая. Однако, чтобы её довезти до Москвы, нужно ещё накинуть рублей десять. Это связано с нашими общими проблемами, в частности Крымским мостом (движение по мосту останавливают во время ракетной опасности и атаки дронов — прим. ред.). Риски высоки. Как их определяет сельхозпроизводитель? Он смотрит, сколько стоят овощи в Москве, и выкатывает цену с места. Повторяю: не может сейчас стоить что-то совсем дёшево. Иначе мы останемся без отрасли», — выразила свою точку зрения руководитель аппарата Картофельного союза.

А как же високосный год, о котором в кулуарах ПМЭФ говорила глава Минсельхоза?

Напомним, ранее в ряде регионов страны были сильные заморозки — где-то даже выпал снег. Сейчас надвигается аномальная жара. Например, Москву накроют «египетские» ночи — когда температурные условия становятся опасными для человеческого организма.

Как эти климатические качели скажутся на будущем урожае?

«У нас были заявлены посевные площади [по картофелю] практически на уровне прошлого года (84,5 млн га). Мы научились выращивать картофель в любую погоду. Естественно, природные аномалии пока победить мы не можем. Допустим, если будет дождливая осень, когда будет идти уборка картофеля, катастрофы не избежать. На жару мы реагируем лучше, чем на переувлажнение. Поливать все научились, а вот что делать, когда влаги много, — вопрос», — пояснила Губина.

А что с ценами на хлеб?

Непредсказуемая погода, кстати, сыграла зловещую роль с урожаем зерновых, считают некоторые участники аграрного рынка.

«Прогнозы по сбору зерна снизились со 145 млн тонн до 125–130 млн тонн максимум. А оценка урожая пшеницы с 93–95 млн тонн снизилась до 80–82 млн тонн максимум», — приводит телеграм-канал Brief данные главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского.

Он отметил, что «пшеница уже находилась в нерентабельной зоне, а пострадавшие озимые приведут ещё к подрастанию себестоимости».

Неудивительно, что на фоне таких новостей хлебозаводы заговорили о подорожании своей продукции на 30%.

По данным РБК, мука высшего сорта стала дорожать в конце мая — по несколько рублей за килограмм на протяжении нескольких недель.

«По информации поставщиков Национального союза хлебопечения (НСХ), на мукомольном рынке в мае возникла определённая паника, связанная с ростом цен на зерно на фоне информации о неблагоприятных погодных условиях, оказавших влияние на состояние посевов и прогнозируемую урожайность зерновых», — сказано в тексте.

Ещё одна проблема — экспорт пшеницы, цены на которую на мировом рынке «высокие», подчёркивают аналитики. На 3 июля фьючерс на пшеницу был равен 583 доллара США.

А раз так, выгодней мукой снабжать заграницу, чем российский рынок. В итоге на внутреннем рынке якобы наметился дефицит муки, отмечают некоторые аналитики.

Как быть? В НСХ предложили ввести вывозную таможенную пошлину на экспорт муки по аналогии с зерном.

«Это позволит не только не допустить сохранения критического для хлебопекарной отрасли уровня цен на основное сырьё, но и понизить на 15–20% цены на внутреннем рынке», — отмечают эксперты.

У мукомолов своя правда: ситуация на рынке не так страшна, как её малюют. А раз так, ждать резкого скачка цен на хлеб или его дефицита не стоит.

«Мониторинг союза (Российский союз мукомольных и крупяных предприятий) показывал рост цен на пшеничную муку, но ни по одному федеральному округу не было зафиксировано повышение даже на 2 рубля за 1 кг. В среднем повышение составляло около 20–50 копеек за 1 кг в зависимости от региона. Возможно, цифра 4–5 рублей и фиксировалась по каким-то отдельным предприятиям, но высока вероятность того, что она носит тенденциозный характер», — приводит РБК данные президента союза Игоря Свириденко.

В общем, пока макарошки по-прежнему стоят везде одинаково, как и хлеб, который в Севастополе отпускается по цене от 20 до 100 рублей за буханку — чем больше «вкусняшек» в хлебе, тем он дороже.

Малина и голубика стали VIP?

Другое дело — цены на фрукты и ягоды. Они кусаются даже на Юге России.

Например, в Севастополе вишня продаётся от 180 рублей, черешня — от 250 рублей, а красная смородина — от 450 рублей.

Яблоки нового урожая отпускают по 140 рублей за килограмм, алычу — «загулявшую» — по 60 рублей, сливу — от 130 рублей, абрикос — от 140 за килограмм.

Малину в городе-герое продают по цене от 350 до 600 рублей, голубику — от 550 до 700 за килограмм. В Крыму аналогичные цены. Удивительно, но в Екатеринбурге и Сыктывкаре цены не сильно отличаются от крымских — разница в 100–200 рублей.

Почему так дорого?

«Этой весной где-то были заморозки, где-то засуха. Ягоды, фруктовые деревья не успели опылиться. Поэтому хорошего урожая ждать не стоит. Возник дефицит, отсюда и такие цены», — объяснил ForPost ситуацию председатель садоводов Ступинского и Каширского районов Подмосковья Юрий Журин.

На этом фоне наметилась ещё одна проблема — дефицит мёда.

«В России после зимовки погибло примерно 50% пчелиных семей на пасеках (1,5 млн семей из 3 млн). Это угрожающие объёмы», — сообщил Business FM председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин.

А раз так, то цены на лакомство в этом году будут кусачие.

«Если в прошлом году 3-литровая банка стоила 3 тысячи рублей, то в этом году за неё придётся выложить 4,5 тысячи рублей. В этом году акация рано зацвела, но ударили заморозки, и пчёлы не успели собрать с неё пыльцу», — приводит интернет-издание donnews слова пчеловода из Усть-Донецкого района Ростовской области Николая Подумеева.

В общем, никакого оптимизма: мёд дорогой, кабачки в Севастополе по 100 рублей за кило, помидоры в Екатеринбурге — по 425 рублей.

Фермер из Рязанской области Сергей Пеньшин просит не сгущать краски: «Цены на плодоовощную продукцию упадут ближе к концу июля».

«Сейчас на рынке присутствует ранняя плодоовощная продукция. Она всегда была дорогой из-за низкой урожайности, малых сроков хранения. Плюс она более затратная в плане уборки. Думаю, через две недели ситуация более-менее стабилизируется. Вал продукции пойдёт не только с Юга России, но также из Воронежа, Тамбова, средней полосы России. Буквально через две-три недели цены вернутся к привычным значениям, по некоторым позициям они сравняются с прошлогодними», — уточнил аграрий.

Руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина пока не стала делать прогнозов по ценам на новый урожай. Почему?

«Это тот самый случай, когда цыплят по осени считают», — резюмировала наша собеседница.

Роберт Вочовский

986
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (2 голосов)

Обсуждение (5)

Profile picture for user Наоми Сев
116

Ну да, ну да... Мы таки поверили про дефицит.... 

Profile picture for user Jaz
361

Барыги

Profile picture for user child_of_the_Sea
2409

Ну наверное потому что нам заявляют из ящика что санкции не работают один вопрос : для кого не работают.

 

Profile picture for user кучер2017
2140

У спекулянтов куча причин, лиж бы не снижать цены! Вот не надо покупать!

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
4621

и пчёлы не успели собрать с неё пыльцу», — приводит интернет-издание donnews слова пчеловода из Усть-Донецкого района Ростовской области Николая Подумеева.

   т.е пыльцу не успели? А с нектаром что? Не собирали,в план не входило?

Одна из возможных причин «овощной инфляции» — високосный год. На него на Петербургском международном экономическом форуме корреспонденту РИА Новости пожаловалась Одно из самых дорогих предложений — это икорное ассорти с тостами или блинами, стоимость которого составляет 17,5 тысяч рублей. Если к нему заказать бутылку французского розового шампанского за 24,5 тысячи рублей, общий счет достигнет 42 тысяч рублей.

При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru

  Жалко,что 11 летний солнечный цикл не приплели, для пущей важности.

Одно из самых дорогих предложений — это икорное ассорти с тостами или блинами, стоимость которого составляет 17,5 тысяч рублей. Если к нему заказать бутылку французского розового шампанского за 24,5 тысячи рублей, общий счет достигнет 42 тысяч рублей.

 источник argumenti.ru

 какой там.... борщевой набор? У людей типа министра с/х знания в области агрономии? 

Главное за день

В Севастополе начали чинить обрушившуюся 5 лет назад подпорную стену

Всему виной был плохой застройщик и тяжёлое наследие.
18:02
2
113

Местные против приезжих: кто больше мусорит на крымских пляжах?

Эксперты рассказали, кто культурнее — отдыхающие или крымчане.
16:20
6
1365

Власти Севастополя пытаются одобрить строительство отеля в центре задним числом

Считается, что проект был утверждён в 2022 году, но документы говорят о другом.
20:00
108
5290

Новым отелем в старом городе Севастополь пытаются прогнуть под интересы инвесторов

Пример этого – ситуация с новым зданием у «Черноморца», считает Вадим Колесниченко.
15:03
21
2196

Планы прошлых лет не оправдывают новострой в центре Севастополя

Нельзя опираться на несостоявшиеся градостроительные задумки и ошибки, считает Наталья Безнос.
20:00
18
2413