Глава Крыма Сергей Аксёнов резко отреагировал на исследование аналитического агентства Romir о том, кому из медийных личностей доверяет российская молодёжь. В результате чиновник подстриг под одну гребёнку рэпера Моргенштерна, звезду Comedy Club Гарика Харламова, шеф-повара и ведущего Константина Ивлева и даже ведущего «Первого канала» Дмитрия Борисова.
«Эти люди — блогеры, шоу-бизнес… Там нет ни врачей, ни педагогов, ни Героев России. Извините меня, там самое дно в этой десятке, люди, которые никакой пользы стране не приносят и двигаются вперед, чтобы обеспечить деградацию нашего общества, молодежи. Это просто отстой», — заявил Аксёнов.
По мнению Аксенова, молодежи навязывают идею быстрого заработка, ради которого требуется оголяться и материться, чтобы вызвать ажиотаж вокруг своей персоны:
«Сразу получаешь массу просмотров, деньги. Ни работать не надо, ни ответственности. Бездельники и тунеядцы».
О бездельниках
Данные об исследовании Romir появились в конце августа. В опросе приняли участие 2400 респондентов от 14 лет из городов с населением более 100 тысяч человек.
Респондентам был задан вопрос: "Кому из публичных личностей России Вы доверяете? Назовите 7 человек, где первым будет тот, кому Вы доверяете больше всего". Варианты ответы не предлагались, выбор делался исходя из личных предпочтений опрашиваемых.
По результатам был составлен балльный рейтинг, проведен подсчет голосов, отданных за каждого инфлюенсера (лидер мнений в соцсетях – прим.), с учетом места его упоминания: за первое место присваивалось 7 (семь) баллов, второе – 6 (шесть) и так далее.
Вероятнее всего, Сергей Аксёнов, комментируя рейтинг, даже не знал, что в списке есть не только персоны типа Моргенштерна, ведь, если взглянуть на список целиком, то он не кажется зверским.
На первом месте в нём вышеназванный рэпер. На втором — автор и исполнитель Егор Крид, который построил карьеру, приехав из Пензы Москву. Тройку замыкает ведущий «Орла и решки», трэвел блогер Антон Птушкин.
Ну а далее разве страшно? Также, как и Крид, вышедшая из простой семьи блогер и ведущая Анастасия Ивлеева, повар Ивлев, которому, на минуточку, 47 лет, и пусть он не Герой России и не учитель, но и фриком из соцсетей его не назовёшь.
После Тимати, занявшего в рейтинге шестое место, идёт член сборной РФ по футболу Артём Дзюба, попадание которого в этот список вообще можно считать за проявление патриотизма.
На последних трёх местах юморист Харламов, ведущий «Первого» Борисов и коллега Ивлеевой Ида Галич.
В общем, вполне себе рейтинг здорового молодого человека. Все эти люди могут выполнять информационно-развлекательную, а где-то познавательную и мотивирующую функцию для молодых людей. И уж точно про них нельзя сказать, что они сделали свои карьеры быстро и обязательно оголяясь.
Даже если брать самого одиозного Моргенштерна, то он как минимум два года вёл блог, прежде чем о нём узнала вся страна. А музыкой он начал заниматься ещё в школе.
И дело совсем не в том, что в рейтинге не должно быть героев, учителей и докторов.
Просто сам формат опроса предполагает называние именно публичных личностей.
С другой стороны, почему доктора, спасатели и учителя не становятся влиятельными в медиаполе? Почему личность главврача «Коммунарки» Дениса Проценко выглядит скорее как исключение, которое стало возможным благодаря пандемии коронавируса.
Что не так с врачами?
За комментарием тенденции ForPost обратился к основателю и владельцу студии интернет-маркетинга Smirnov Digital Денису Смирнову.
Он ответил, что даже активные «учителя и доктора», которые ведут блоги и хотят находиться в медиа пространстве, совершают большую ошибку, из-за которой не могут конкурировать с «моргенштернами»:
«То, как они упаковывают свои блоги, это скучно. Это неинтересно молодёжи. Если, например, какой-нибудь врач будет делать свой контент прикольно, так, чтобы это было одновременно и весело, и познавательно, то это будут смотреть.
Мы видим такой рейтинг, потому что Моргенштерн и Харламов прикольные, а какой-то скучный бубнеж на камеру не смотрят, даже если там суперполезные вещи доносятся».
Смирнов рассказал, что недавно помог клиенту-психологу «упаковаться» в ТикТоке. Суть консультации свелась к тому, что стоит делать «прикольные советы из жизни», которые будут рассказывать, как на практике применять психологию.
По словам маркетолога, мини-сериал из таких историй, каждая из которых будет интересной, позволит блогу выйти на новый уровень.
«Прикольная психология, прикольная стоматология, прикольный русский язык. Можно приколы из русского языка брать. Условно, почему жи-ши пишется с буквой «и»? Это можно завернуть в целый ролик, рассказать, откуда это пошло. И так любую деятельность можно подать», — объяснил Смирнов.
Слова эксперта находят своё подтверждение в аккаунтах блогеров в ТикТоке. Если мы полистаем эту соцсеть, то увидим, что такие «прикольные» упаковки приносят людям самых разных специализаций огромное количество положительных откликов.
И, наверно, им далеко до уровня Анастасии Ивлеевой, но мы уже видим первых звезд, использующих озвученный Смирновым подход. В частности, это популяризатор науки в YouTube, новый Александр Пушной, только вместо «Галилео» у него канал «Топлес».
Речь идёт о блогере Яне Топлесе, который за несколько лет собрал в YouTube полмиллиарда просмотров.
Сплошной прикол. Мы тупеем?
Но причина неудач «старых героев» общества в медиасреде ставит перед нами другой вопрос.
Неужели наши дети, а может быть, и мы, больше ничем по большому счёту не интересуемся, раз нас можно «поймать» практически любым продуктом, главным качеством которого становится прикольность?
Неужели мы становимся глупее?
На этот вопрос однозначно отвечает известный психотерапевт и автор научно-популярных книг Андрей Купатов, который помимо прочего является главой Лаборатории нейронаук и поведения человека при Сбербанке.
В начале 2020 года Курпатов выступил с докладом о цифровой зависимости перед Советом Федерации. В своей речи эксперт привёл доказательства в пользу того, что цифровизация жизни приводит к стремительной инфантилизации людей, цифровому аутизму и псевдодебильности.
В частности, это проявляется в том, что люди, по словам Курпатов, теряют способности к эмпатии.
«Общаясь с другим человеком, ты должен понимать, что он живой, что у него свои представления о мире, свои мотивы, желания, переживания. Именно этот навык позволяет нам сочувствовать, проявлять эмпатию. Он постепенно формируется у ребенка — с возрастом, когда активно развивается его префронтальная кора.
Это в каком-то смысле самая сложная, самая, так сказать, высокая психическая функция. Люди, страдающие расстройствами аутистического спектра, не могут создать ту самую «модель психического состояния другого».
А состояние, когда современный здоровый мозг этого не делает, хотя физиологически мог бы, назвали «цифровым аутизмом». Это неспособность сочувствовать, понимать, входить в положение, слышать аргументы», — рассказывал Курпатов уже для «Новой газеты».
Говоря о псевдодебильности, Курпатов не раз заявлял, что это настоящая эпидемия, которую многие до сих пор не осознают.
«Человеческий мозг настолько стал зависим от потребления информации, что у него просто не остается ресурсов на собственную, осмысленную интеллектуальную деятельность. Люди превращаются в ретрансляторов мемов (в значении Ричарда Докинза, конечно), получивших достаточный уровень «хайпа». Дальше это влияет на характер общения, которое превращается в крик, где совершенно неважно, кто и что кричит, а важно только, кто кричит громче — пусть и письменно, в комментариях.
Когда же общение деградирует, когда нарастает этот «цифровой аутизм», деградирует и мышление. И как помочь таким людям, когда они переживают тревогу, депрессию и агрессию? Они не способны разобраться в себе, им нужен простой рецепт, элементарный, как дважды два, сложный в них не попадает. И это замыкает порочный круг, потому, что достоверно доказано, что онлайн общение как раз и потенцирует соответствующие психические состояния — тревогу, депрессию и агрессию».
Получается, что точка зрения эксперта-психотерапевта, знатока человеческого поведения совпадает со взглядом главы Крыма Сергея Аксенова.
Читайте подробнее: Дно и отстой: глава Крыма высказался о кумирах молодёжи
Ведь Моргенштерн действительно прославился, используя эпатаж на новом уровне, шокируя огромное количество россиян своим видом и философией, мягко говоря, пофигизма.
И, если мы внимательней присмотримся к другим героям рейтинга доверия, то увидим схожие черты. Например, шеф Ивлев, который известен своей скандальной передачей «На ножах» или Дзюба, чьё интимное видео стало вершиной на блюде из скандалов, которые описывали СМИ.
Однако позиция Курпатова и он сам также является предметом критики.
Так, аспирант ВШЭ по психологии, психотерапевт, эксперт платформы «Яндекс.Кью» Иван Чистяков указал на пробел в деятельности известного психотерапевта:
«Мне не удалось найти статей Андрея Курпатова в рецензируемых научных журналах по медицине или психологии. Соответственно, если у его работ и есть критика, то она неформальная. С другой стороны, отсутствие опубликованных работ, подтверждающих заявления из его книг, позволяет критиковать, по сути, любой его оригинальный тезис».
Также в журнале TJ можно прочитать большую статью с разоблачением доктора. Вот выдержка из неё:
«<…> Все тезисы, которые приводит Курпатов в пользу Цифрового дебилизма, ничтожны. Он опять перевирает чужие исследования в свою пользу. <…> Методологии Курпатова не существует. Потому что для того, чтобы создать свою методологию, необходимо использовать научный метод получения знания».
Куда общество приведут блогеры и звёзды?
И что же делать? А вдруг Курпатов и Аксёнов правы, и не за горами всеобщая дебильность, из-за которой наши дети могут бог знает чего наворотить (как будто наши деды и прадеды ничего не воротили)?
К чему молодёжь могут привести кумиры уровня Моргенштерна, чья подкупающая их «искренность» может оказаться лишь частью образа? И куда придёт общество, которое ориентируется не на учителей, а на эстраду в широком смысле слова?
С этими вопросами ForPost обратился к историку, кандидату психологических наук, Заслуженному учителю РФ, кавалеру медали «Патриот России» Александру Снегурову.
По мнению эксперта, озвученная тенденция может привести нас «в маргинальную страну», где псевдореальность упрощённой культуры из виртуальной среды перейдёт в настоящее, повседневное и единственное.
При этом собеседник отметил, что уже видит такую трансформацию среди людей, которых наблюдает непосредственно:
«Потерян авторитет педагогов, героев космоса. Я согласен с Курпатовым, что мы теряем способность к эмпатии. Я сам высокоэмпатичный человек и чувствую эту отчужденность людей. Погружение в псевдореальность перекрывает реальные связи между нами».
Описывая личный опыт наблюдения за подростками, Снегуров заметил, что их встречи иногда становятся более поверхностными, и молодые люди вместо нормального разговора лишь выдают реакции на мемы, которые тут же получают из мобильных устройств.
При этом Снегуров отчасти согласился с тем, что это похоже на общение междометиями среди первобытных людей:
«Это согласуется с мнением Курпатова. Тупеем — это значит сворачиваем с магистрали цивилизации. Это не значит потерять как таковой ум, а наработки цивилизации, когнитивные способности. А это надо поисследовать».
К слову, образ человечества, часть которого сильно деградировала, при этом продолжая пользоваться высокими технологиями, интересно описана американским фантастом Сирилом Корнблатом в книге «Чёрный чемоданчик» (1950 г.).
Куда заведёт нас цифровизация, неизвестно. Снегуров указал, что упаковка, которая вышла на первый план, не может не внести свои изменения в сознание людей, а «прикол», которым нужно завоёвывать внимание аудитории, логичным образом должен становиться всё изощрённее. Где потолок у этого тренда?
Тем не менее, говоря о возможной деградации общества и последствиях массовой цифровой культуры, нельзя не вспомнить печальный опыт XX века, в котором не было ни интернета, ни Моргенштерна, однако была жестокая революция и гражданская война, жуткие репрессии многих слоёв общества в России, расцвет фашизма в Германии и Италии и жесточайшая война, итоги и причины которой до сих пор вызывают эмоциональные споры.
Складывается ощущение, что мы до сих пор не понимаем истинных причин социальных катастроф, которых боимся, видя изменения в обществе.
«Законы эти мы не открыли», — заключил Александр Снегуров.
Семён Гринберг
Обсуждение (33)
Потому что "дзюбать" интереснее, чем делать уроки.
Ответ на вопрос в заголовке был дан 2,5 тысяч лет назад:
Однажды великий древнегреческий философ, слава которого гремела до самой Ойкумены, прогуливался в окружении учеников по садам Ликея.
В самый разгар учёной беседы к ним подошёл богатый виноторговец и насмешливо проговорил:
— Послушай, мудрец!
У меня нет умных иыслей, но у меня есть золото;
у меня нет знаний, но у меня есть красивые рабыни;
у меня нет красноречия, но у меня есть сладкое красное вино, —
и стоит мне только крикнуть, как все твои ученики прибегут ко мне. Не веришь?!
— Охотно верю, —
спокойно ответствовал философ, —
потому что твоя задача намного легче:
ТЫ ТЯНЕШЬ ЛЮДЕЙ ВНИЗ,
А Я СТАРАЮСЬ ПОДНЯТЬ ИХ ВВЕРХ!
https://www.inpearls.ru/
Конечно не за горами. Она уже тут.
Первый и единственный раз в жизни поддерживаю человека интересной судьбы,с не менее увлекательной биографией ,но очень вовремя переобувшегося в 2014,гражданина Аксенова.
Соврменные дети куда грамотнее нас.В соврменной школе обязательны два инностранных языка, в инженерных классах готовят таких программистов, что и ВМК МГУ не нужен.После 11 класса могут идти работать на высокооплчиваемую работу. В этих классах задачт Дирихле решают уже в 7 классе, а матричное исчисление и системы методом Гаусса -в восьмом. Математические задачи в обязательном порядке надо уметь решать в уме. Все это современная школа.
Ну надо же...пятый "репортаж" про дебилизацию за эту неделю. Это что - становится национальной идеей?
to dl77:
Вы когда-нибудь читали их записи в соцсетях и разных мессенджерах? Безграмотность вопиющая, про знаки препинания вообще никто не в курсе. И такими недоучками и вырастают. Потом на четвёртом десятке будут писать и говорить "деньрождение", искренне полагая, что это одно слово среднего рода. Вот это и многое тому подобное - современная школа.
Это чучело в жупане надо посадить в тюрьму, а Дзюбу посадиить на зарплату 15000 р. и доверие в миг исчезнет.
Потому что ЕГЭ делает своё дело.
умственное развитие населения под уровень управленцев подгоняют. бо умными управлять тяжело)))
"других чиновников у меня для вас нет" (с) самизнаетекто
Всё же просто: есть дебилы в массмедиа - страна тупеет.
Но это хорошо. Если есть мозг - будешь в достатке.
А кто такая Дзюба? Впервые слышу вообще. Реально. Моргена слышала, а кто такая Дзюба?
to Наталия Процко: Это та, которая дзюбит в автомобиле. :)
to dl77: Ага, грамотнее, только что у них не спросишь, ответить не могут, и всем нужны репититоры.
В школе можно ввести и 10 иностранных языков, только будет ли оучащиеся их знать вот в чём вопрос.Большинство из них на работу не берут даже после ВуЗов, а после 11 класса тем более.
А про которых вы рассказываете, грамотных, таких единицы и учатся они в специальных школах.
А кто остальным мешает учиться? От каждого - по способностям, каждому - по труду. Этот лозунг из СССР в наше время еще актуальнее. Слово 'школа' происходить от слова 'школить', то есть муштровать, мучить, строго воспитывать. Вина за дебильных детей лежит на родителях, и только на них.
Дети мне ответили на вопрос-чем им нравится Моргерштерн" Он дал .......миллионов на лекарство или операцию ребенку (подробности не запомнил)! Но ГЛАВНОЕ,что они сказали-А кто ДОЛЖЕН дать-не дал! Хорошо хоть про яхты и остальное у них еще не отложилось.НЕ ДАЛ!!!
Ага. Специалистов по космической цензуре с распростёртыми объятиями ждут на фермерских ярмарках....
Нет ничего хуже, чем пытаться оприколить серьезные вещи на потребу такой молодёжи. Не должны учителя, врачи, учёные и т.д. опускаться до такого уровня. У нас уже есть "молодые технократы", наводнившие город, и считающие свои бредовые идеи вершиной мысли.
Оставьте в покое ЕГЭ. Варианты ответов составлены так, что, не зная материала на твердую 4, в жизни не угадаешь. ЕГЭ - не лотерея, а очень сложный экзамен. Особенно по химии, обществознанию и географии. Наш писал ЕГЭ два года назад. Скеазал, что нет ничего страшного, та же олимпиада, толькона час длиннее. Но он учился все 11 лет, а не последний год. Где-то хуже, где-то лучше, но учился хорошо. Если ребенок бил балду 10 лет, за год его на приличные баллы не вытянет ни один репетитор. Не важно, на ЕГЭ или на прежний экзамен.
Если кратко, то у детей всегда были и будут кумиры. Если государство раньше не просто направляло, а возглавило (в т.ч. и в Украине, как ни относиться к их героям), то сейчас у государства совершенно другие дела. А "природа не терпит пустоты". Это как с вопросом "откуда берутся дети?". Если мама-папа не объяснили, найдется и без них, кто объяснит. Так и здесь.
Вы преподаете на ВМК???Или просто бредите?
Дзюбы, моргерштерны и прочие бузовы-безруковы смогли появится и пролезть на верх пищевой цепочки потому что кто то ставит рулить культурой и сторией мединских и михалковых. Не убрав одних не выведутся другие, а убрать не возможно. Вот и живет в эпоху интерпритаций.
Прикольно все валить на несчастное ЕГЭ. А это самое ЕГЭ маорсиане нам занесли? А где те люди которые его внедряли. Ух ты, а они на тех же местах или пощли на повышение.
Вы знаете, ЕГЭ - не ФГОС, а всего лишь ФОРМА контроля знаний. Если дети не хотят учиться, и в провалах на экзаментах винят школу (а не родителей, как в мое время), то что остается учителю? Правильно, натаскать на похожие прошлогодние вопросы ЕГЭ, чтобы, хоть, минимальный порог сдали, выпустить и перекреститься. Учителю это намного проще, чем пытаться достучаться до родителей. Так при чем форма контроля, если контролировать у многих нечего: знаний нет? Но школа, ж, все и всем должна. У знакомых пару лет назад в доме случилась беда: покончила с собой беременная девочка. Классного руководителя затаскали всюду, куда только надо и не надо. Не мать, которая с девочкой 18 часов в сутки, а учителя. А что учитель? Девочка в школу ходила, училась ни шатко, ни валко. Учитель ее утром встретила, днем попрощалась. При этом, без согласия родителей даже психолог не имеет права работать с ребенком. Знаю, потому, что каждый год пишу отказ от психолога.
Я учился этажом ниже. Получил диплом, который стократно окупился.
to айлант:
но самое удивительное в этой притче, что все поставившие лайк вашему посту непременно выберут вино, женщин и золото
Мир безумен, ибо как объяснить что "красивый" номер на авто может стоить миллионы и дороже самого авто...Алчность, понты и жизнь по "приколам" - вот путь к славе и триумфу дебилизма...Всё проходит, пройдёт и это...с выходом Шнура на пенсию.
А почему только наши дети? Сегодняшние 50-летние тети и дяди (это как раз поколение Аксенова) в свое время тоже больше доверяли макаронычам и бг, нежели преподавателям и милиции.
Это в какой школе? В школе вашего больного воображения?
не надо за всех говорить, говорите за себя...
Ни Корелёв, ни Туполев, ни Микоян, ни Калашников ни тысячи других людей на которых до сих пор держиться авторитет нашей страны никаких ЕГЭ не сдавали. А многие учились еще при царе-батюшке. На сегодня я не знаю ни одного проекта, корни которого не уходили бы в СССР и в доегэшную эру. ЕГЭ - отупляет. И как вы правильно сказали - натаскаться на типовые вопросы и типовые ответы. А потом - в макдональндс "свободная касса" орать...
to dl77:
Стесняюсь спросить, а вы вообще в курсе, что такое задача Дирихле? Или просто посчитали, что так сойдете за умного? Если для изучения матричной алгебры и решения систем линейных уравнений методом Гаусса в общем-то достаточно знать 4 действия арифметики, то решение задачи Дирихле как бы требует хорошего знания математического анализа, азы которого изучаются только в 10-11 классах. А равно функционального анализа, это 1-3 курсы мехмата. Конечно, натаскать, как это делается в каком-нибудь маткаде (чисто механически), можно и обезьянку, но это как бы не то, о чем идет речь.