Навигационный знак на мысе Ай-Тодор в Крыму вошёл в пятёрку исторических маяков России, исследованных Русским географическим обществом. По итогам экспедиции их предложено сделать доступными для туристов. Однако, как выяснил ForPost, это будет не так-то просто реализовать.
Можно открывать
В течение 2021 года сотрудники Центра современной истории (ЦСИ) изучили состояние и туристический потенциал пяти маяков: «Пиллау» в городе Балтийск Калининградской области, «Русский» на острове Большой Олений в Мурманской области, «Белый» на острове Белый в Ямало-Ненецком округе, «Кастрикум» на Курильских островах и «Ай-Тодор» близ посёлка Гаспра на Южном берегу Крыма.
Экспедиция установила, что крымский и калининградский маяк вполне могут сменить статус, перестав быть закрытыми режимными объектами флота. В отличие от навигационных знаков на Крайнем севере или Курилах, на Ай-Тодор и Пиллау легко добраться потенциальным посетителям.
Светооптический аппарат маяка.
В крымском отделении РГО поддержали идею коллег открыть эти маяки для туристов. Сегодня, когда вся навигация переходит в электронные системы, эти объекты по сути теряют свою основную функцию. Об этом ForPost рассказал член крымского подразделения общества Игорь Вахрушев.
«Один из выходов в этой ситуации — это прежде всего сделать маяки туристическими объектами, потому что они представляют не только историческую, но и эстетическую ценность», — добавил географ.
В противном случае, если статус маяков останется неизменно закрытым, есть риск, что здания придут в негодность без должного внимания и финансирования.
Однако сохранить эти объекты — большая задача, которая должна решаться на государственном уровне. Для такого масштабного проекта требуется научное обоснование, а этим как раз и занимается РГО, объяснил собеседник редакции.
Ремонта не видели почти 75 лет
Исследований учёных — лишь первый шаг на пути возрождения маяков в качестве туристических объектов. Следом придётся решить немало бюрократических задач. Ведь Ай-Тодорский маяк расположен на территории санатория «Днепр», в котором сейчас идёт масштабный ремонт. Об этом ForPost рассказал начальник маяка Михаил Онищенко.
Между тем сама маячная башня, построенная в 1876 году, не ремонтировалась ни разу за последние 74 года. Сейчас здание находится в аварийном состоянии.
«Балясины крыши сыпятся, в дождь всё протекает, вода попадает на экспонаты музея, ветер поднимает остатки металлического ограждения крыши. Черепица летала, когда был ураган первого декабря. Поэтому на экскурсии показ сегодня невозможен», — описал ситуацию сотрудник.
Последний раз 145-летний маяк ремонтировали в 1947 году.
Пока что туристам на Ай-Тодоре здание маяка можно показывать только снаружи. Внутрь посетители смогут попасть лишь после капитальной реставрации башни маяка и помещения морского музея.
Немного истории
Один из старейших на Чёрном море навигационных знаков на мысе Ай-Тодор появился в 1835 году по инициативе главнокомандующего Черноморского флота Михаила Лазарева. Почти через полвека, в 1876 году, была возведена ныне действующая восьмигранная каменная башня маяка. Здесь до сих пор сохранились ромбовидные стёкла, привезённые из Англии.
Ай-Тодорский маяк пережил три войны: Крымскую, Русско-турецкую и Великую Отечественную. В 1947-48 годах башню и маячные службы отреставрировали. С 1984 года здесь работает небольшой морской музей, постоянно пополняемый бессменным смотрителем Юрием Тюриным.
Как ранее писал ForPost, в соседствующим с мысом Ай-Тодор Харакском парке могут появиться многоэтажные высотки — Минэкологии Крыма предложило соответствующим образом изменить режим особой охраны парка-памятника. Тем временем в историческом центре Ялты один из объектов культурного наследия — виллу Татариновой — внезапно признали аварийным и подлежащим сносу.
Пелагея Попова
Фото: Денис Ульянкин|Центр cовременной истории, Центр современной истории|rgo.ru
Обсуждение (1)
О, знакомый маячёк, была там в прошлом году.