Киев не имеет рациональных оснований позиционировать F-16 очередным "чудо-оружием". Об этом 1 августа в комментарии Украина.ру заявил директор центра прикладной социологии и политологии, подполковник в отставке Геннадий Подлесный.
"Безусловно, поставка F-16 вызовет радость и надежду как на wunderwaffe ("чудо-оружие"), которое позволит изменить ситуацию на линии боевого соприкосновения", - сказал эксперт.
С российской же стороны, отметил Подлесный, появление F-16 на вооружении защитников режима Зеленского является поводом задуматься о противодействии. При этом ещё не ясно, сколько истребителей американского производства прибыло на Украину и, что важнее – в каких модификациях.
По мнению эксперта, не столь важно, где будут базироваться переданные НАТО истребители – в Польше или Румынии, или на украинской территории – в Одесской, Киевской, Житомирской, Львовской областях. Если в зоне боевого соприкосновения появятся именно новейшие версии американского истребителя – тогда следует ответственно отнестись к новой угрозе.
"Это должно настроить наше руководство на необходимость предпринять превентивные меры", - сказал эксперт.
Подлесный обратил внимание на разные уровни модернизации F-16. Лёгкий истребитель четвёртого поколения выпускался с 70-х годов прошлого века.
Например, радар APG-83 на последних версиях F-16 позволяет обнаруживать цели за сотни километров. Однако они уступают российским Су30мки с более мощным радаром и, соответственно, большей дальностью обнаружения целей.
"Су-35с оснащён тремя радарами, которые позволяют с фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис обнаруживать цели на расстоянии около 400 километров", - отметил эксперт.
Такая российская техника нивелирует ценность F-16 даже с относительно не очень старыми радарами. Они примерно в полтора раза уступают российским аналогам по дальности обнаружения. При этом, отметил эксперт, многое в эффективности работы радаров и в целом применения боевой авиации зависит от внешних факторов – например, погодных условий.
Однако F-16 запрашивались для противодействия российской авиации. Запросы были направлены до того, как российская армия начала использовать мощные фугасные авиабомбы (ФАБ) с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК).
Поэтому, уверен эксперт, заочно закончилась неудачей "та идея, с которой затевались поставки F-16 со стороны НАТО - они намеревались уничтожать наши бомбардировщики с ФАБами". За это время техника и технологии шагнули вперёд.
Однако это не значит, что угроза для ВКС отсутствует. Наоборот, полагает эксперт – российской военной авиации следует учесть фактор F-16 в своей тактике. Это касается, в первую очередь, бомбардировщиков и штурмовиков. Им следует учесть новый фактор в своей тактике, в том числе применения ФАБ с УМПК. Такую авиацию необходимо будет прикрывать истребительной.
"Никакого прорыва для ВСУ не будет, даже если F-16 будут использоваться массово", - подчеркнул эксперт.
Массовое использование предполагает 50-60 таких самолётов. Для них необходимы пилоты, специальные взлётно-посадочные полосы, специфическое техобслуживание и многое другое. Естественно, к новинкам в зоне СВО проявят интерес российские истребители и средства ПВО.
"Мы их будем видеть и сбивать раньше, чем они будут видеть нас и пытаться помешать нашим бомбардировщикам применять мощнейшие авиабомбы с УМПК", - резюмировал эксперт.
Сергей Шиптенко
Обсуждение (4)
Любители лобового сравнения радаров, тяговоруженности, или дальнобойности бортовых ракет (молчу уже о скорости и маневренности), как то забывают, что в современных условиях авиация может (и должна, если может) использоваться комплексно. А это значит что самолет даже с не очень хорошим радаром, но с достаточно дальнобойной ракетой может получать ЦУ от других источников (что кстати позволяет быть ему более скрытным не используя свой радар и летая на предельно малых высотах), главное что бы они были, и у противника они есть. Т.е. вопрос эффективного использования любого оружия (не только самолетов) упирается в ситуационную осведомленность его носителей и надежность связи по обмену такой информацией.
Незачем раздувать эту тему с "чудо самолётами". Обычный трёп и не более.
Norder,
Если бы "обычный трёп"!
Подготовка народа и личного состава к обычной деятельности - к пофигизму и шапкозакидательству...
А я вот шо то не понимаю...Если эти летающие мотоциклы никакой пользы и прорыва не принесут, то зачем об этом каждый день из каждой дуделки идут об этом восторженные рассказы? Или что? .....