Слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о необходимости сокращать число абитуриентов из регионов, которые приезжают поступать в столичные вузы, вызвали целый шквал обсуждений в медиа.
В этом материале разберёмся, в чём суть её предложения и почему реакция на него оказалась такой бурной.
Что сказала Матвиенко
По мнению Валентины Матвиенко, необходимо в течение пяти ближайших лет сократить число абитуриентов из регионов в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Поскольку далеко не всем им удаётся добиться успеха, но они всё равно не возвращаются домой и остаются.
«Вместо истории успеха, на которую рассчитывали родители, посылая из глубинки ребёнка учиться в Москву, получалась история неудачников. <…> Давайте поставим задачу в течение пяти лет <...> уменьшать наборы в высшие учебные заведения <...> набирать столько, сколько нужно по нужным специальностям — и не более того. Остальные пусть учатся у себя дома», — цитируют «Ведомости» слова спикера СФ.
К слову, сама Валентина Матвиенко родом из советской глубинки — из Шепетовки Каменец-Подольской области Украинской ССР. Окончила она Ленинградский химико-фармацевтический институт. Правда, её карьеру неудачной уж никак не назвать.
Обсуждение предложения спикера Совфеда оказалось весьма оживлённым. Впрочем, возможно, Валентину Ивановну не совсем правильно поняли?
Ограничивать нельзя
Первый зампред комитета ГД по науке и высшему образованию Олег Смолин уверен, что не стоит ограничивать право абитуриента на платное обучение в том вузе, в котором он хочет учиться, в том числе и в столичном. Но при этом нужно увеличивать и число бюджетных мест в региональных учебных заведениях, что сейчас и делает Минобрнауки.
«Я думаю, что всякого рода ограничения — это паллиативное решение. Мы много лет предлагаем решение радикальное и в то же время самое мягкое — мы предлагаем, не отменяя полностью единый государственный экзамен, дать выпускникам школ и абитуриентам вузов право выбора между ЕГЭ, то есть формалистическим экзаменом, и классическим, человеческим экзаменом», — добавил он в беседе с «Газетой.ру».
По мнению Смолина, в таком случае те выпускники школ, что нацелены на учёбу в столице, будут выбирать ЕГЭ, а те, кто хочет учиться в своём регионе — классический экзамен.
Он также обратил внимание и на то, что в регионах зарплаты специалистов намного ниже, чем в столичных городах. Этим, конечно, и объясняется стремление многих молодых людей учиться и оставаться в Москве и Санкт-Петербурге.
Депутат от КПРФ Нина Останина в беседе с телеграм-каналом Ксении Собчак «Кровавая Барыня» вспомнила путь Михаила Ломоносова на учёбу из Архангельска в Москву.
«Так неужели в наше время нужно отсекать от обучения новых Ломоносовых? <…> Другое дело, надо отменить ЕГЭ и вернуть в российские вузы традиционные экзамены. А за основу нужно взять опыт советской эпохи, когда каждый талант имел право на бесплатное, качественное, очное образование в любом месте на территории Союза!» — сказала она.
Неправильно поняли
Ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский уверен, противники предложения Матвиенко могли её просто неправильно понять.
«В Москву абитуриент едет за знаниями и успехом. Если они будут предложены в его городе или областном центре, никаких проблем возникать не будет», — пояснил он ТАСС.
По словам Заславского, это и имела в виду Матвиенко, поскольку «мы все заинтересованы в том, чтобы ребята из регионов, вырастая, шли в местные вузы. И впоследствии, после выпуска, толкали эти регионы к развитию».
В Совете Федерации, к слову, тоже уверены, что слова Матвиенко были неверно истолкованы и преподнесены в СМИ.
Начальник Управления информации и взаимодействия со СМИ Аппарата Совфеда Владислав Пономаренко отметил, что студенты из регионов, получившие образование в столицах по невостребованным на рынке труда специальностям, по сути, оказываются потеряны и для столиц, и для родных регионов.
«Поэтому и прозвучали слова о необходимости подумать о целесообразности взять под контроль эту сферу. О том, что, возможно, стоит сократить в столичных вузах количество студентов-платников на невостребованных направлениях», — пояснил Пономаренко на страницах «Парламентской газеты».
А депутат от «ЕР» Виталий Милонов и вовсе напомнил, что страна сейчас вообще-то нуждается в специалистах рабочих профессий, а не в ордах «дипломированных психологинь и маркетинговых аналитиков», поэтому на вузах «свет клином не сошёлся».
«Нам нужны слесари, токари, сантехники, инженеры реального производства! А лавандовый раф на Патриках на деньги микрозайма уже есть кому пить», — добавил Милонов.
Депутаты сказали «за»
Многие депутаты Госдумы высказались по этой теме, их ответы опубликовал телеграм-канал «Кровавая барыня».
Председатель комитета ГД по труду Ярослав Нилов в целом согласен с Валентиной Матвиенко.
«ЕГЭ позволяет приехать абитуриентам из глубинки и получить образование, в т. ч. бесплатное. Дальше они выходят на рынок труда с завышенными ожиданиями, к себе не возвращаются и работают не по специальности, чтобы иметь деньги на жизнь. Валентина Матвиенко, на мой взгляд, говорит в том числе и о целевом наборе — ведь многие приезжают в столицы именно по нему, должны отучиться и вернуться. Но он работает плохо, с целевым набором нужно наводить порядок», — отметил он.
При этом он указал и на необходимость системы распределения специалистов, тем более, отучившихся на «бюджете», а также на необходимость развития региональных вузов.
Депутат от «ЕР» Сергей Колунов отметил, что, когда идёт речь о решении демографической проблемы — это не только о повышении рождаемости, но и об уменьшении миграции граждан из отдалённых уголков России в её центральную часть. Решение тут, по его мнению, лежит в привязке льготной ипотеки к «родному» региону и отработке практик целевого профессионального обучения с местными предприятиями, чтобы выпускники учебных заведений там же получали полноценную работу.
Депутат от КПРФ Денис Парфёнов отметил, что в нынешних реалиях жить по принципу «где родился — там и пригодился» уже невозможно. Именно поэтому люди устремляются в города-миллионники. Поэтому, по его словам, стоило бы возродить плановую экономику и обоснованное распределение производительных сил во времени и пространстве.
«И конечно же систему распределения специалистов туда, где это требуется Родине. А для последнего совершенно необязательно учить всех исключительно в столичных вузах, куда люди едут не только, может быть, за образованием, а скорее в попытке найти приличную работу, более комфортные условия», — пояснил он.
Согласна с Валентиной Матвиенко и депутат от «Справедливой России — За правду» Яна Лантарова. Она отметила, что не видит никаких препятствий для учёбы в столице талантливой молодёжи, которая способна поступить на бюджетные места в вузы.
«Однако практика набора на платные места огромного числа студентов на невостребованные специальности требует корректировки. Это приводит к тому, что выпускники потом сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, их надежды на успешную карьеру рушатся. При этом на рынке остаётся много вакансий по другим специальностям», — отметила она.
По её словам, решение проблемы лежит в помощи молодёжи в вопросах профориентации в связке школ, вузов и работодателей, а также в приоритетном развитии регионов, где должны быть созданы комфортные условия для жизни и работы.
Зачем Москва, когда есть Новосибирск
Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев сориентировался в ситуации и пригласил будущих студентов в свой город.
«На федеральном уровне развернулась дискуссия о популярности столичных вузов у абитуриентов из других регионов. Убеждён, Новосибирск — точка притяжения для будущих студентов, а мы — рады принять амбициозных молодых людей», — написал Кудрявцев.
Мэр не забыл и об инфраструктуре — рассказал, что в Новосибирске строят парки, обновляют транспорт, и в целом город привлекателен для молодёжи, которая хочет получить образование и построить карьеру.
Андрей Мединский
Обсуждение (17)
Не каждый талант, а каждый человек.
А почему не пишут о ее других словах? О введении конкурса аттестатов и учете среднего балла при поступлении в ВУЗы? То есть родителям для высоко среднего балла теперь оплачивать репетиторов не по четырем предметам (по которым ребенок пишет ЕГЭ), а намного больше.
Плюс это будет такой прекрасный "кнут" для неугодных родителей, которые задают школам неудобные вопросы и даже (!) пишут на школы жалобы. И такой же прекрасный "пряник" для остальных.
"Матвиенко призвала учитывать среднюю оценку в аттестате при поступлении в вуз"
Подробнее: https://www.m24.ru/news/obrazovanie/26022025/774111?utm_source=CopyBuf
еще одна мама …,
ForPost писал на эту тему. Многие читатели ее проигнорили
Олег_Море_Плаватель,
Я читаю внимательно, но не видела.
Матвиенко родом из Черкасской области УССР , где окончила медучилище и затем поступила в ПИТЕРЕ в фарм ВУЗ ) По специальности после его окончания не работала ... Вопросы ? )
Едут от отчаяния, потому что полстраны бедно живет и во многих регионах вообще никаких перспектив и близко не видно. Да, да, опять народ не тот, неудачники.
Матвиенко пора на пенсию.
Ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский уверен, противники предложения Матвиенко могли её просто неправильно понять.
Да всё мы правильно поняли. Валя сказала вслух (видимо уже в силу возраста стала плохо соображать, что говорит) то, о чём давно уже наша элита мечтает - отделить быдло из провинций от их культурных чад.
И какая, к .... собачьим система распределения специалистов? У нас капитализм. Каждый сам ищет где лучше.
При коммунистах Матвиенко завтра бы уже на пенсии была бы.
Внук героев 2,
Во-первых, система распределния судентов, окончивших "бюджет", существует до сих пор. А во-вторых, капитализм Вы где увидели?
Она права в одном: в том, что региональные ВУЗы нужно развивать. Потому, что далеко не все родители в состоянии учить детей в Москве.
еще одна мама …,
В окно посмотрел и увидел (капитализм), ну разве, что у нас немного с человеческим лицом.
еще одна мама …,
Никто региональные ВУЗы развивать не будет, потому что это надо денежку вложить, а денежка должна работать. Никому эти специалисты из региональных ВУЗов не нужны. Да и негде им работать по специальности приобретённой. Снимите розовые очки и меньше смотрите красивые картинки по телевизору.
Внук героев 2,
Предлагаю прочитать "Капитал" К. Маркса. Капитализма в РФ не было, нет и на горизонте не видно. После этапа первоначального капитала страна пошла назад. Не обратно, а именно назад.
Внук героев 2,
Указания дома членам своей семьи раздавайте, пожалуйста, а я членов вашей семьи, к счастью, не являюсь.
Телепрограммы мы не смотрим больше 10 лет, поэтому понятия не имею, какие картинки там показывают. Спорить с Вами не стану: Вам лучше знать, что по ...ру показывают.
Телевизор у нас для того, чтобы фильмы, записанные на диски, смотреть.
еще одна мама …,
Первоначального накопления капитала, прошу прощения. Когда уже вернут редактирование?
Дьявол скрывается в мелочах!
«мы все заинтересованы в том, чтобы ребята из регионов, вырастая, шли в местные вузы. И впоследствии, после выпуска, толкали эти регионы к развитию»
Что значит толкали? Толкали тех кто тянет? В этих двух вопросах вся парадигма современного образования.
PS Качество местных вузов сильно недотягивает до столичных.
Полностью согласен с Внуком героев 2: Брякнуть так, чтобы все было ясно - сегрегация и "кастомизация общества" наш рулевой, это еще надо суметь.
"Не учите меня жить, лучше помогите материально!" (С)
Матвиенко великим умом никогда не отличалась. Всё это было при СССР: и конкурс аттестатов, и проходной для москвичей на целый балл ниже. Но мы все рассчитывали не на папины связи, а на собственные мозги. А их теперь не хватает даже выпускникам московских школ!
У нас пару лет назад директор школы похвалилась: "Наши выпускники в этом году добились большого успеха: в армию и работать никто не пошёл!" Она имела ввиду, что все выпускники поступили учиться. А почему, собственно? Многим выпускникам задолго до окончания приходится ездить на "дни открытых дверей" в Челябинск или Екатеринбург, выбирать подходящий ВУЗ.
Потому, что в маленьком городе ни интересной работы, ни приличных учебных заведений для выпускников нет. В техникум на сварщика или мастера ЖКХ сегодня идут учиться не самые одарённые дети.
Система при которой учитываются только баллы ЕГЭ и не учитываются оценки в аттестатах дала трещину...
sergey-ka,
И прекрасно, что не учитываются. Хорошо помню поступление в Союзе с учетом среднего балла. Тогда половина выпускников отсеивалась на этапе подачи документов. Просто "мечта" в нынешних условиях!