Общественная палата РФ привела нехорошие данные: пациенты из стационаров жалуются на низкое качество лечебного питания. Некоторые заявили, что врачи запрещают им питаться в столовых при больницах — мол, эта еда не лечит, а калечит.
Доктора уверены: проблема не в пище для больных, а в людях, которые «разучились правильно питаться»: они хотят есть бургеры, а не гороховый суп. Следовательно, нужно бороться не с супом, а с дурным гастрономическим вкусом самих пациентов.
Так ли это на самом деле, разбирался ForPost.
Кто и как организует питание в больницах
Лечебное питание для стационаров разрабатывает ФИЦ питания и биотехнологии, сообщила ForPost эксперт межведомственной комиссии этой организации, глава Севастопольского территориального фонда ОМС Татьяна Гроздова.
«У нас очень жёсткие требования к лечебному питанию. Это очень серьёзная диета. Если выполнять всё как положено, то это очень хорошее питание», — сказала Гроздова.
Она сравнила такую еду с рецептом, который врач выписывает больным:
«Этот рецепт состоит из шести стандартных диет, из пятнадцати специализированных диет, могут быть разработаны индивидуальные диеты. Питание — способ лечения некоторых заболеваний. Поэтому оно не всегда бывает очень вкусным».
Минздрав РФ в начале года скорректировал некоторые нормы по лечебному питанию в стационарах.
Так, обыкновенную поваренную соль заменили йодированной. Для высококалорийной диеты в список кисломолочных напитков добавили кумыс. В разделе о замене мяса появились баранина, конина, оленина, мясо кролика и верблюда.
По скорректированному регламенту рацион в больницах должен быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продукции, режиму питания, сбалансированности рациона.
«Лечебное питание в стационаре должно назначаться лечащим врачом или дежурным врачом не позднее 4 часов с момента поступления пациента в стационар медорганизации при установлении предварительного диагноза. Таким образом, при организации питания пациента должны учитываться диагнозы (основной, сопутствующие)», — уточнил зампред Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Евгений Мартынов.
Почему тогда так невкусно?
Согласно результатам опроса проекта «ЗдравКонтроль», опубликованным Общественной палатой РФ, почти треть респондентов заявили, что «не получали нормального питания». Некоторым пациентам врач запрещал есть еду из больничной столовой.
«<…> врач кричала, почему я принесла пюре и творожки, а не суп и котлеты. Говорит: их еду дети не едят. После перевода [в другую больницу] хирург был в шоке, увидев лоток котлет. Сказал, не нужно — еда норма, можно творожки, если очень хочется», — приводятся слова одного из респондентов.
По словам Евгения Мартынова, плохо питаются граждане, «получающие длительное стационарное лечение» — от трёх недель до полугода.
«Нельзя допускать ситуаций, когда пациент, находясь в стационаре, не может питаться в столовой стационара, а медработники запрещают и выговаривают пациенту за питание в столовой не сторонней организации — больницы!» — подчеркнул он.
Заслуженный врач РФ Альберт Алдаров попросил не судить о ситуации в больницах по одному опросу, в котором приняли участие 2,4 тысячи человек. Он напомнил, что организация лечебного питания в стационарах — «процедура специфичная»: каждый случай нужно рассматривать отдельно, а не обобщать.
«Особенность назначения питания определяется лечащим врачом. Пациенту может показаться, что чего-то в его меню не хватает. Только изучив стол, можно понять — ему назначили всё так или не так. Отмечу: лечебное питание контролируется врачом. Он всё проверяет, расписывается [в документах], только после этого людей начинают кормить. В больницах этот процесс на жёстком контроле», — уточнил Алдаров.
«Проблема в людях»
Акушер-гинеколог Любовь Ерофеева также удивлена результатами опроса, которые опубликовала ОП:
«Для меня эта информация удивительна. В Москве таких проблем нет. Питание стандартизируют и оптимизируют по возможности».
Генеральный директор Медицинского центра иммунокоррекции им. Ходановой Людмила Лапа также не слышала о проблемах с питанием в больницах.
«Ко мне приходили из военного госпиталя, из института Склифосовского — серьёзных медицинских заведений — никто на питание не жаловался, не слышала ни одного плохого отзыва», — сказала она ForPost.
Лапа рассказала, что сама недавно лежала в больнице, где ей прописали «хорошее диетическое питание»: «Переедать не дают, и это хорошо».
Тогда откуда столько недовольных?
«Проблема в людях. Я была в санатории в Анапе, где было прекрасное питание, трёхразовое с кефирчиком — всё как в советские времена, всё замечательно. Но были люди, которые говорили, что им мало. Это говорит о культуре питания человека, не более того. Если культура питания нормальная и человек понимает, из чего исходит бюджет питания в любой медицинской организации, естественно, он всё будет понимать. Если вы хотите хорошо питаться, есть платные клиники. Там ещё лучше кормят, чем в государственных медучреждениях. Тут и обсуждать нечего, такова жизнь: ложитесь в платные клиники и питайтесь как дома. Другого пути тут нет».
Ерофеева тоже уверена, что жалобы на низкое качество блюд в стационарах могут появляться из-за слабо развитой культуры питания пациентов:
«В отношении того, что люди сами неправильно питаются и не знают правил здорового питания, соглашусь на все 100! Этим нужно заниматься ещё в школе, прививать новые благоприятные привычки в регулярном потреблении высококачественных белков (птица, рыба, мясо, творог, сыр, бобовые), хлеб из муки грубого помола и не менее 500 грамм овощей и фруктов, в уменьшении жирной и сладкой пищи. А вредные привычки — есть всухомятку, обходиться бутербродами, конфетами, булками и сладкой газировкой — не доведут до добра, негативно повлияют на пищеварительную систему, и далее по списку — на эндокринную и сердечно-сосудистую», — подчеркнула доктор.
Правы ли врачи?
Глава Севастопольского территориального фонда ОМС Татьяна Гроздова напомнила столичным врачам, что дыма без огня не бывает. Она указала на три фактора, которые скрываются за опросом ОП:
- первый — стандарты диетического питания, которые нареканий не вызывают;
- второй — пациенты, которые порой не хотят соблюдать диету. Гроздова рассказала, что в её практике был трагический случай: мужчине сделали на язвенном желудке операцию, на второй день жена накормила его бутербродом с чаем, швы разошлись, началось кровоизлияние, пациент умер;
- третий — больницы: одни соблюдают требования по диетическому питанию, другие отдали этот вид деятельности на аутсорсинг.
«Если больница сама регулирует вопрос организации питания, то, как правило, оно качественное: на кухне еду готовят свои повара, которые давно работают и всё видят. Когда это аутсорсинг, всё зависит от того, по какой цене аутсорсинговая компания выигрывает питание. Если цена низкая, то питание не будет соответствовать [нормативам]», — рассказала Гроздова.
Она напомнила, что дорогие белковые продукты в обязательном порядке входят в диетическое питание. Следовательно, если аутсорсинг организован по дешёвому варианту, неправильно отработан (Гроздова видела некоторые договоры, которые были сделаны «на коленке»), с качеством питания будут проблемы:
«Нельзя решать этот вопрос по остаточному принципу. Это неправильно. Как эксперт межведомственной комиссии Института питания знаю, что организовать всё можно великолепно, можно прекрасно сделать аутсорсинг — такие примеры тоже есть».
Что делать, если кормят плохо?
Татьяна Гроздова дала несколько рекомендаций пациентам, которые сталкиваются с некачественным питанием в стационарах.
Первое, что нужно сделать, — обратиться с жалобой к лечащему врачу: доктор знает, какого качества блюда должны быть у больного в диетическом меню.
Если проблема не решилась, нужно обратиться с жалобой к заведующему отделением или главврачу. Также Гроздова советует позвонить в страховую компанию, территориальный фонд ОМС и рассказать о ситуации.
«У нас полномочия очень широкие по этому направлению, вплоть до привлечения всех основных структур, которые проверяют лечебное питание, — но это платно», — уточнила наша собеседница.
Гроздова напомнила главврачам об обязанности выполнять требования, приказы по лечебному питанию, так как они входят в систему оплаты ОМС. Также они должны обязательно использовать в диететическом меню специализированные продукты, которые положены пациентам по скорректированному в этом году приказу Минздрава РФ.
«Больной должен съесть столько, сколько положено, и чтобы там всё было: витамины, белки и всё остальное», — резюмировала глава Севастопольского территориального фонда ОМС.
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
Не только питание. Направление по форме 057-У для лечения ребёнка в Федеральном центре получить невозможно. Кругом лицемерие и обман.
При болезнях, которые лечатся в стационаре, пациенты должны ранжироваться, кому за общий стол, а кому за пятый по Певзнеру....
Хочется солёненького, жареной котлетки? Выпишитесь и ешьте на здоровье.
В 1 Гор.больнице питание стало хуже. При чем тут диеты? Крупы с привкусом плесени, молока в каше мало. Два года назад было вкуснее.