Крым

Наталия Пархоменко: Крымский туризм спасут мост, курортный сбор и крымчане

Глава ассоциации малых отелей Крыма рассказала ForPost, в чём отличие отеля от гостевого дома и почему нельзя их путать, чем живёт крымский туризм и как отельеры готовятся к введению классификации и курортного сбора.

Наталия Пархоменко: Крымский туризм спасут мост, курортный сбор и крымчане
Фото:
предоставлено Наталией Пархоменко
Глава ассоциации малых отелей Крыма Наталия Пархоменко

В свои 43 глава АСМОК Наталия Пархоменко не только прекрасно выглядит, но и имеет два высших образования – психолог и менеджер гостиничного и ресторанного хозяйства. На достигнутом она останавливаться не собирается – не только самосовершенствуется, но и находит время для обучения других. Вот и с ForPost встретилась на очередной «Школе гостеприимства», давая интервью в перерывах между выступлениями и переговорами.

Наблюдая за деятельной Наталией Пархоменко, нельзя не отметить приятное и дружелюбное впечатление, которое она производит на людей, её энергичность и предприимчивость. Наверное, такие менеджеры и должны быть в крымском туризме, представителей которого нередко упрекают в плохом сервисе и элементарной невоспитанности.

Её энергии можно только позавидовать. Она успевает и вести дела в семейном гостевом доме, и активно заниматься общественной деятельностью, лоббируя на разных уровнях интересы малых объектов размещения. Быть во всём лучшей ей помогает патриотизм.

— Глава минкурортов Крыма Вадим Волченко заявил, что для вывода из тени малых отелей в Крыму необходимо от трёх до пяти лет и поддержка федерального центра. Как вы полагаете, федеральный центр пойдёт на это?

– Проблема легализации объектов размещения в Крыму давняя, тянется с украинских времён. Сейчас легализацией занялись просветительским путём. И, я думаю, у властей выхода нет – они хотят вывести отельный бизнес из тени, и поэтому будут с ними сотрудничать.

Любому государству, государственному органу выгодно, чтобы было как можно больше налогоплательщиков. Чем больше теневого бизнеса, тем хуже экономика региона в целом. А в Крыму, как бы там ни было, нет мощных производств – у нас туристическая отрасль является крымообразующей. Это то, что реально даст поток денег на развитие.

И только работая в предложенном Волченко направлении, можно вывести отели из тени и привлечь нормальные налоговые взносы. Это своеобразный компромисс и правильное решение. Я всячески поддерживаю нынешнего министра курортов, потому что он видит бизнес, понимает проблематику. Сказать честно, я давно ждала такого министра.

— А почему малые объекты размещения самостоятельно неохотно выходят из тени?

– Есть много разных факторов, которые влияют на это. Остановлюсь на основных. Много собственников малых объектов размещения живут в Украине. В Крым они приезжают только в сезон и работают с мая по сентябрь. Они не видят смысла платить налоги, в том числе по политическим причинам, потому что, как они считают, у них отобрали родину, Крым. И я слышу эти разговоры. Их будет намного сложнее вывести из тени из-за отсутствия на месте, ведь они бывают здесь только четыре месяца в году. Поэтому к ним будут применены определённые рычаги: если вы здесь занимаетесь заработком денег – вы должны платить налоги.

Это лишь одна из причин, но она очень глобальная. Возьмём регион Заозёрного (Евпатория) – там половина людей работает в тени. Четверть этой половины – это те, кто живёт на Украине. В целом по Крыму 20% теневиков с Украины. И часто бывает, что хозяева-украинцы хотят – что и происходит – отдать в аренду свой бизнес, потому что сами они приезжать не хотят по ряду причин. А на продажу они не выставляют, потому что устанавливают сумасшедшие цены, завышенные в разы. Они ещё живут теми мерками, которые были в Украине до кризиса 2008 года, когда в долларах их объект стоил «сладких» денег.

Но жизнь меняется, и сейчас у них только три варианта: продать недорого, выйти из тени и нормально работать или отдать в аренду, чтобы легализацией занимался арендатор. А тех, кто не захочет выходить из тени самостоятельно (хотя минкурортов сегодня делает всё для того, чтобы этот процесс был мягким), ждут многотысячные штрафы. Их просто поставят в безвыходную ситуацию, что они должны будут легализоваться.

Ещё один фактор, на котором я хочу остановиться. Мы вошли в правовое поле России, и одновременно пошло очень много информации по законным актам. Вести деятельность в правовом поле очень сложно. При Украине было в два раза меньше документов, чем сейчас. В этой неразберихе отельеры не понимают, к сожалению, что делать, и боятся. Думают: «Лучше я буду плательщиком НДФЛ – 13%, чем всему этому обучаться». Но ведь у плательщика НДФЛ и совести ровно на 0,013%.

Но ведь постоянно вносятся какие-то изменения и за всем нужно успевать. Это очень сложно. Только за последние полтора года внесли изменения в паспорта антитеррора, в защиту персональных данных, в авторизацию wi-fi. Я понимаю, что безопасность – это самое важное, но сложно, когда ты ещё не сделал основные мероприятия, чтобы твой объект соответствовал правовому полю, а должен также быстро реагировать на постоянные изменения. В связи с этим мы обратились в минкурортов РК, чтобы нам для малого бизнеса разработали методичку – пошаговую инструкцию, как вести дела, пособие для начинающих.

— Приходят новые игроки в отельный бизнес или сейчас в Крыму работают все те, кто организовался при Украине?

– Сейчас бизнес кардинально меняется. Приходят очень много материковых, очень много сибиряков. Они покупают земли и строятся. Строительство ведётся активно. Причём они уже строятся с соблюдением всех технических норм – не превышают этажность, площадь и так далее, делают всё правильно. У нас в ассоциации много как раз строящихся объектов – это Тюмень, москвичи. Рынок насыщается материковыми отельерами, которые уже делают всё правильно. Это здорово.

— Вы против сноса малых средств размещения, построенных в нарушение закона. Какое решение вопроса вы предлагаете, ведь если положить руку на сердце – предприниматель всё же нарушил закон?

– Знаете, в данном случае идёт разрез с действующим законодательством только по земле. В таких случаях, я считаю, нужно давать разрешение на изменение разрешённого вида использования земли. Увеличить налоговую нагрузку на данного предпринимателя – если вы ИЖС, но у вас нарушены градостроительные нормы. И, конечно, нужно смотреть, что построено, чтобы не сильно была нарушена этажность.

Но такой подход может порождать какую-то коррупционную составляющую – кого миловать, кого казнить. Поэтому наши местные власти должны разработать механизм. Ведь таких объектов реально очень много.

И мне жалко, например, когда строились в 2009 году москвичи, их ввели в эксплуатацию, но по закону один этаж у них считается лишним. Девять всего апартаментов, а им инкриминируют, что построили многоквартирный дом. Ну дайте работать людям, дайте ему дополнительный вид использования, получите больше налогов. Ведь они не настолько глобально нарушают закон и готовы идти на встречу.

А есть такие объекты, которые украшают наши регионы. Например, гостевой дом «Куприн» в Балаклаве – это же уникальный объект! И с ним боролись два года, пытались снести, пока он не предложил стать социальным предпринимателем. То, что он пообещал городу, – он выполняет.

Так что давайте находить компромисс. Тем более, что предприниматели готовы, они сами говорят: «Чем мы можем помочь региону?» Взаимность должна быть.

***

«В Украине было чётко прописано, что такое малые отели. Сейчас это размытая формулировка, и она ограничивается только количеством номерного фонда. Но в Крыму мы ушли от понятия малые отели – у нас гостевые дома, гостевые комнаты, виллы, апартаменты. Потому что в понятии «малый отель» ключевое слово всё равно «отель». А это уже совершенно другой вид разрешённого использования, другие требования и нормы.

Поэтому есть малые отели и гостиницы, которые предоставляют УСЛУГИ проживания, а есть те, кто сдаёт жильё внаём, – такие объекты нельзя приравнивать к гостиницам. Принципиальное отличие – в оказании услуг. АСМОК инициирует, чтобы были прописаны чёткие понятия. И я думаю, что мы придём к этому».

***

 — С 2019 года в России введут обязательную классификацию объектов размещения туристов. Как скажется это на цене отдыха и качестве услуг?

– Классификация – необходимая мера для того, чтобы упорядочить все объекты размещения, привести их в какое-то соответствие. Но я боюсь, что будет злоупотребление со стороны тех компаний, которые будут проводить аттестацию. Ведь когда появляется спрос, появляется очень много компаний-однодневок. И тут важно не ошибиться, чтобы не попасть на этих Остапов Бендеров, которые будут давать завышенные «звёзды». Такие прецеденты уже были в других туристических регионах.

С другой стороны, каждый объект захочет получить себе побольше «звёзд». Но есть определённые условия, которые нужно выполнить, чтобы их получить. При этом от количества «звёзд» цена не зависит, потому что никто не может диктовать цены. Нет такой рекомендуемой цены: ты получил две «звезды», поэтому твоя рекомендуемая цена за номер – две тысячи рублей. Цена всегда зависит от спроса. Даже если пять «звёзд», но падает спрос, какие-то внешние факторы влияют на турпоток, то и будешь ты продавать за две тысячи рублей. Поэтому обязательная классификация никак не скажется на увеличении цены.

Сейчас туристический рынок не стабильный, и есть очень много факторов, которые влияют на формирование цены: природные, погодные, политические. Возьмём прошлый год – пол- июня у нас пропал: было холодно, шли дожди. Многие объекты продавали свои услуги ниже, потому что спрос упал. Но это не значит, что не нужно улучшать качество, сервис и давать какие-то бонусы туристам.

— Как сами отельеры восприняли, что классификация объектов размещения станет обязательной?

– По крайней мере, то, что я слышу: «мы знаем», «мы готовы», «два года у нас есть».

Члены нашей ассоциации вменяемые и готовы платить деньги, чтобы добавить разрешённый вид использования земли, проходить классификацию, быть социальными предпринимателями, на всё готовы – только дайте разъяснения, как всё это делать, и защитите, может быть, нас. Они очень гибкие и хотят взаимодействия. На всё готовы, потому что знают, что им самим это надо. Мы готовы вкладываться в себя, в инфраструктуру, помогать чистить регион от мусора.

— Кому доверять классификацию объектов размещения местным или материковым?

– Нет никакой принципиальной разницы. И местным, и материковым. Любая честная фирма имеет право работать в Крыму, да и не только в Крыму. Будут материковые – замечательно, будут наши местные – тоже хорошо.

Если раньше эти услуги могли предоставлять только организации, аккредитованные только в Крыму и Севастополе, то в прошлом году ввели закон, что могут классифицировать организации, зарегистрированные на всей территории Российской Федерации. Единственное – они должны уведомить, что расширили охват по территории.

Единственное, что могу посоветовать предпринимателям, – не ошибитесь с выбором организации. На сайте минкурортов РК размещён рекомендуемый список организаций, которые предоставляют такие услуги. Потому что встречаются разные фирмы, которые существуют полгода, которые дают ложные протоколы. Но классификация даётся на определённое время, а что вы будете делать через три года, когда снова придётся её проходить? То есть получается, что «звёзды» вы покупаете за взятку, никак не улучшая свой объект.

— Нужна обязательная классификация для индивидуальных средств размещения, хостелов, детских лагерей? Они не подлежат этой процедуре?

– Я думаю, что их тоже следовало бы классифицировать, чтобы поднимать уровень того же пионерского лагеря. По сайту и по внешнему виду понять не всегда можно.

И хостелам, я думаю, это также нужно. Они сейчас настолько разнятся. Бывают хостелы настолько высокого уровня – и их нужно выделять от общей массы не просто положительными отзывами или отрицательными отзывами.

Я считаю, что классификация должна распространяться на всех. Это есть везде в мире. И судя по тому, как это уже заходит к нам, я думаю, что и до этого мы тоже дойдём.

***

«От жителей Крыма зависит экологическое состояние региона. Ведь даже наши приезжают отдыхать и оставляют за собой кучи мусора. Важно, чтобы они видели не только в рамках своего забора, но и за забором и были не безразличны в целом.

Власти прислушиваются к жителям и действуют, но нужно до власти доносить свои проблемы, не молчать. Гражданская активность жителей очень важна, чтобы сделать регион привлекательным для туристов. Нужно понимать: если каждый из нас вложит в наш полуостров по крупиночке – он станет лучше, сюда поедут люди, появятся рабочие места, улучшится благосостояние».

***

— К введению в республике курортного сбора относятся неоднозначно. Ассоциация к какому лагерю относится, и все ли члены ассоциации разделяют  официальную позицию организации?

– В целом ассоциация и все её члены – за введение курортного сбора. Всем понятно, что 10 рублей в день с человека погоды не сделают. Но в декабре прошлого года мы написали письмо на имя министра, что не против введения курортного сбора, но с просьбой перенести его сроки. Потому что сначала хотели ввести у всех одновременно, но с механизмами приёма и сбора до конца не разобрались.

Мы бы хотели, чтобы его отработали сначала в Краснодарском крае. Ну да, вот такие мы хитрые. У Крыма просто больше нет права на ошибку. Мы должны максимально быстро принять туриста на ресепшене. Каждая минута задержки – это ложка дёгтя в наш общий туризм.

Министерство нас услышало, и курортный собор в Крыму будет вводиться через год – в 2019 году. У нас будет год на то, чтобы посмотреть, как это работает в Краснодарском крае, и мы этот опыт будет перенимать.

В целом же эта система неплохая. Это дополнительные ресурсы в инфраструктуру региона. И, по сути, это небольшие деньги. Тем более, есть определённые граждане, которые подпадают под льготы. Также межсезонье, которое мы называем сезоном здоровья, – с октября по май, не будет облагаться курортным сбором. 

Курортный сбор уже вводили в Крыму несколько раз. Вводился он и при Украине – был 0,01% от суммы проживания. Но всё было просто – существовал механизм сбора и перечисления. Сейчас нам тоже нужно разработать механизм, какую-то программу, чтобы нажать одну кнопочку и всё готово. То есть чисто технический момент, морально мы уже готовы. Можно было бы привязать эту программу к каким-то внутренним системам управления, шахматкам (он-лайн системе управления отелями – прим.), контурам регистрации, миграционному учёту. Чтобы курортный собор начислялся автоматически за считанные секунды. Это упростит задачу по сбору.

 — При каких условиях введение курортного сбора помогло бы развить туризм и укрепить экономику региона?

– Мне кажется, что курортный сбор должен касаться всех въезжающих и даже командировочных. Если вы приезжаете к бабушке, вы ведь тоже пользуетесь инфраструктурой. Это должно касаться всех приезжающих.

— Каким, по вашему мнению, должен быть адекватный тариф курортного сбора для Крыма?

– С 10 рублей можно начинать. На самом деле эта сумма незначительная. Но в данном случае у меня срабатывает чувство справедливости. Например, пятизвёздочная гостиница, в которой стоимость номера 6 тысяч рублей в сутки минимум и максимум 20 тысяч рубелей. Тоже брать 10 рублей?

Я бы всё-таки ввела дифференцированный подход – 0,01% от стоимости проживания. Такой подход был бы более интересным и принёс бы больше денег в бюджет. Минус такого подхода – его можно применить только к организованным туристам. Наверное, хотели охватить глобально всех, поэтому ввели жёсткий тариф в 10 рублей.

***

«Собранные с курортного сбора будут расходоваться по соглашению общественного совета региона, а не решению главы муниципалитета и это очень важно. Собрались, учли мнение граждан и решили – укрепить береговую линию, парк почистить или обновить, к примеру.

По моему мнению, в регионах Крыма средства курортного сбора в первую очередь необходимо тратить на самое больное – канализацию, освещение, пляжи, озеленение и дороги, потому что не все дороги ещё попали в госпрограммы, а их нужно делать. Всё это касается безопасности, ведь какой бы ни был комфорт, если в регионе небезопасно – турист не будет туда ехать». 

***

— Сервис – важная составляющая гостиничного бизнеса. По вашему мнению, ему можно обучиться? И можно ли ему обучиться в специализированных учебных заведениях республики?

– Приведу свой пример. Я делала себе карьеру от администратора до управляющей на одном объекте. И шла получать высшее образования уже в должности специалиста – я была менеджером по продвижению. И я, честно скажу, пошла получать высшее образование не с целью получения каких-то знаний, которые мне нужны были в работе, потому что я всегда занималась саморазвитием, а чисто для «корочки».

И к тому же я не вижу, чтобы специалистов линейного персонала – горничные, официанты – капитально учили. В целом в Крыму очень большая проблема с персоналом. Почему-то крымчане не особо хотят работать в этой сфере. Они не понимают, что если ты линейный персонал, ты не можешь получать 50 тысяч рублей в месяц. Ты выучись, пройди все ступени – и тогда, может быть, когда станешь управляющим, у тебя и будет такая большая зарплата.

А у нас даже дети, которые учатся в вузах, считают, что по окончании учёбы они сразу должны получать миллионы рублей в год. У них завышенная самооценка, и это видно. При этом нередко они просто не умеют себя вести с клиентами.

У нас очень жёсткий кадровый голод. И сейчас для нас палочка-выручалочка – аутсорсинговые и клининговые компании. При Украине с этим было легче, потому что ехало очень много людей с Украины, и они умели работать. Может, потому что работы у них в регионах не было или натура у них такая гостеприимная. Они пахали, и сервис был на высоте, хотя их никто этому специально не обучал. А сейчас каждый год, когда наступает май, отовсюду кричат: «Караул!» У того – не хватает горничных, тому – нужен повар, а этому – администратор. Я думаю, для того, чтобы чуть-чуть воспитать наших крымских, нужно привлечь материковых. Хотя я сама местная, и мне бывает обидно за наших.

— Давайте представим: малые отели вышли из тени, сервис – на должном уровне, стоимость отдыха – адекватная. Будет ли турпоток в Крым, если авиабилеты останутся на прежнем уровне или вырастут?

– При таких условиях турпоток, к сожалению, точно не вырастет. Если авиаперелёты будут дорогие, не доступные, турпоток в Крым не вырастет, однозначно. Как бы тут всё ни было адекватно, если человек покупает билет по неадекватной цене, если по гораздо меньшей цене можно слетать за границу, выбор будет не в пользу Крыма. Это очень важный момент. Хотя у нас есть альтернатива – Крымский мост!

— Одна из проблем Крыма – неразвитость туристической инфраструктуры. Хотя наполняемость отелей и популярность курорта зависят от количества и качества мест показа, аттракционов и их опрятности. В Крыму есть примеры участия отельеров в развитии, поддержании или, может быть, в создании популярных у туристов мест?

– У нас есть такие яркие примеры в посёлке Черноморское, когда сами объекты становятся местами показа, сами отели. Создают их как раз те отельеры, которые приходят с материка. В данном случае из Смоленска – уже теперь наши крымские коллеги. Они сами построили уникальный объект – усадьбу рыцаря Эдварда Остера «Дом дракона». Туда люди ходят, как в музей, потому что там реально красиво и интересно.

Также сейчас очень круто разворачивается Новофёдоровка. Там гигантский проект в форме корабля строят, вкладываются миллионы. Мы ждём, что он будет построен уже к этому лету. И если раньше Новофёдоровка была закрытым военным посёлком, то сейчас это будет лидер.

Также наши отели сами занимаются очисткой и благоустройством территорий. Сотрудники севастопольской виллы «Никита» своими силами перед Новым годом больше 80 мешков мусора вокруг себя собрали и вывезли. Ассоциация вдохновилась их примером, и в этом году мы решили провести апрельские и майские субботники под девизом «Сделаем чистым Крым и Севастополь сами» – по две субботы в месяц в каждом регионе. У нас даже будет конкуренция – кто больше мешков соберёт, получит какой-нибудь приз.

А есть такие предприниматели, кто самостоятельно приводит в порядок грунтовую дорогу – посыпает щебнем. Или занимается озеленением своего региона – не только во дворе, но ещё и за забором. В качестве примера могу привести посёлок Заозёрное. Также наши коллеги из Заозёрного ежегодно, причём нигде это не афишируют, занимаются сбором мусора с пляжей. Там вообще очень инициативные люди собрались.

Так сложилось, что сам посёлок Заозёрное развивается сложно, неоднородно, ведь это не ЮБК, который сам по себе является местом показа. На западе Крыма более скучная природа, но люди там лидеры по натуре, не безразличные. ЮБК – раскрученный бренд, Евпатория – раскрученный бренд, а Заозёрное украинский и белорусский турист хорошо знает, а российский только начинает узнавать. А это ведь продолжение Евпатории – бесконечные пляжи, чистейшая вода, открытое море.

***

«У нас проблема с инфраструктурой и транспортной доступностью. Добраться от места А до места Б порой бывает очень сложно. Тот же раскрученный ЮБК – после девяти вечера ни из одного посёлка в другой уехать невозможно. Даже из Ялты никуда не уедешь. От этого теряется привлекательность региона. Нет канализации, не развита инфраструктура, не каждый посёлок может похвастаться набережной. А ведь в каждом посёлке, который стоит на море, должна быть набережная – для променада. И все эти вопросы можно решить на уровне муниципальных образований».

***

— Как принятие Госдумой закона о запрете хостелов в многоквартирных домах, который готовит депутат Галина Хованская, отразится на туротрасли Крыма?

– С этим законопроектом при поддержке нашего Госсовета и министерства курортов мы боремся уже полтора года. Он нанесёт непоправимый удар по всему малому бизнесу, ведь его основная цель – запрет сдачи жилых помещений. Получается, что собственник, имея свой жилой дом, в котором он сдаёт комнаты внаём, не будет иметь права этого делать. Нужно будет выводить его в нежилое помещение – и тогда ему автоматически будет присвоен статус гостиницы, а это уже другое.

Я считаю, что каждому бизнесу должно быть своё место на рынке. А законопроект Хованской просто на корню убьёт малый бизнес. Такое ощущение, что это лоббирование интересов крупного бизнеса. Ни в коем случае нельзя запрещать сдачу жилья внаём. Упорядочить – да, вывести из тени – да, а запрещать – это нонсенс, такого быть не должно.

В той форме, в которой законопроект был подан первоначально, он принят быть не может. Но в Госдуме сидят всё-таки не глупые люди. Они понимают, что такой закон нанесёт непоправимый удар всему малому бизнесу не только Крыма, любого региона. Это то же самое, что сейчас сказать – убираем все рынки, ларьки и оставляем только супермаркеты. Такие контрмеры ни к чему хорошему не приведут.

Но я допускаю, что он может быть принят в доработанном виде. Например, разрешить размещение хостелов в многоквартирных домах, если есть отдельный вход или если хостел находится на первом этаже, перевести его в нежилое помещение. Или такой вариант: организовать на 4–5-м этаже, если все жители подъезда дали своё согласие.

У меня есть хорошие примеры, когда наши хостелы находят взаимопонимание с соседями до такой степени, что хозяйка хостела становится управляющей по дому, потому что люди видят, что подъезд, в котором находится хостел, лучше в разы, чем все остальные. За счёт любого бизнеса можно улучшить в целом инфраструктуры дома, улицы, города. Но всегда должен быть диалог.

— Назовите минимальную цену отдыха в Крыму, при котором услуги отдыхающему могут быть оказаны качественно?

– Могу сказать, что по итогам сезона 2017 года самый недорогой качественный отдых в гостевом доме, а таких очень много на самом деле, обходился в 1,5 тысячи рублей на двоих. Это без учёта завтрака, только проживание, но в очень достойных условиях – с кондиционером, в шаговой доступности до моря.

Но Крым разный – и цены разные. Поэтому когда говорят, что Крым дорогой, – это не совсем так. Он может быть дорогим по ценам на продукты. Да, это действительно так. Если в Санкт-Петербурге я покупала на 10 тысяч рублей четыре сумки продуктов, то здесь – только две. Это очевидно. Но в плане предоставления гостиничных услуг он разный, просто нужно уметь выбрать.

Власта Пидпалая

Фото предоставлены Наталией Пархоменко



По заказу БФ "35-я Береговая батарея"

1524
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Читать также:

Обсуждение (4)

Profile picture for user дп20025
482

пока качество и цены в Египте и Турции выгоднее, Крым - курит кеды, время патриотизма закончилось, нужен сервис. 

Profile picture for user Не понимаю
1066

Крымский туризм спасут мост, курортный сбор и крымчане

Допрыгались! Чтоб вернуть былых туристов, не хватает моста, курортного сбора и крымчан?

Но ведь раньше и без моста, без курортного сбора и с теми-же (или они изменились за последнее время?)  крымчанами,  туристов было больше!

А нужно ли их возвращать? Ведь и без них крымчанам  уже трудно "дышать".

 

Profile picture for user Алексей Макушин
3700

Крымский туризм спасут мост, курортный сбор и крымчане

Как раз в материале видно, что не мост, курортный сбор и крымчане спасут туризм, а законодательные условия и работа исполнительной власти. Канализацию, протекающую в море мост не спасет. Закон О запрете хостелов в многоквартирных домах также не будет исправлен. Только сервис и уровень цен зависит от крымчан. Впрочем, предложения и идеи есть, но над ними надо серьезно работать. Почему-то не услышано ничего о роли или участии бизнес- омбудсмена Крыма. Впрочем, на эти должности, садятся не для того, чтобы работать.))

Главное за день

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
11
3056

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
8
1063

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1069

В Севастополе стаи собак снова пытаются сожрать автомобили граждан

Очередное обострение старой проблемы возникло на Троллейбусном спуске.
12:02
20
3278