Китайским автопроизводителям нужно дать налоговые льготы и таможенные преференции в России, считает зампредседателя Российско-китайского комитета дружбы, мира и сотрудничества Виктор Звагельский.
По его словам, вообще китайцы неохотно инвестируют вне собственной страны, однако автопром Поднебесной готов вкладывать средства в развитие производства машин в РФ.
Справедливости ради надо сказать, что китайский автопром уже производится в России. Это и новый «Москвич 3», являющийся точной копией китайского автомобиля, и китайский седан «Каи», который собирают на «Автоторе» в Калининграде. А на бывшем заводе Mercedes в Подмосковье намерены выпускать китайские люксовые машины.
Иными словами, китайцы уже активно осваивают российский рынок и вряд ли упустят своё. Но в таком случае возникает закономерный вопрос: почему мы им должны давать зелёный свет? Не лучше ли поддержать отечественного производителя?
Российский авторынок
Прошлый год для российского автопрома был крайне тяжёлым. Весной остановился «АвтоВАЗ» — не хватало импортных комплектующих. Один за одним известные мировые автомобильные бренды ушли из России, продав свои заводы по условной цене в 1 рубль.
В результате производство новых машин сократилось почти втрое — с 1,5 млн штук 2021 году до 600 тысяч в 2022-м. То же самое произошло с продажами новых авто — они упали с 1,6 млн штук до 687 тыс.
«Авторынок России сейчас плохо прогнозируем. Это касается и продаж, и производства, и вообще его будущего. Однако нужно отметить, что потенциально китайские автопроизводители могут рассчитывать на продажу примерно 1,5 млн новых автомобилей в год», — рассказал ForPost автоэксперт Роман Гуляев.
Для сравнения стоит сказать, что общий объём продаж новых машин в самом Китае в 2022 году составил почти 27 млн штук, при этом рост рынка по сравнению с 2021 годом оказался равен примерно 500 тыс. автомобилей.
Правда, внутри КНР лидером продаж стал вовсе не свой бренд, а Volkswagen — было продано более 2 млн экземпляров. Но среди лидеров присутствуют и местные марки, такие как BYD и ChangAn, а также «японцы» Toyota и Honda.
В России же китайцы за прошлый год сумели стремительно нарастить своё присутствие. До конца года удельный вес продаваемых у нас автомобилей из КНР не превышал 10%, но в августе 2022 года произошёл стремительный рост — присутствие «китайцев» увеличилось сразу на 20 п.п., и сейчас их доля на российском рынке составляет примерно 1/6 его часть.
На конец октября прошлого года в нашей стране было продано около 120 тыс. китайских машин, тогда как общий объём продаж, напомним, составил 687 тыс.
Читайте по теме: Какие новые автомобильные бренды появятся в России в 2023 году
Льготы нужны
Автоэксперт Роман Гуляев в разговоре с ForPost высказался за предоставление льгот китайскому автопрому в нашей стране.
«Дело в том, что отечественный автопром, по сути, уже китайский. К примеру, новые Lada, которые будут делать на бывшем заводе Nissan, будут иметь китайские комплектующие, «Москвич» — это полностью Китай. И так далее. Развивать этот рынок нужно. Я думаю, что китайским производителям могли бы перейти те инвестиционные контракты, которые заключались с ушедшими из России западными брендами», — высказал мнение эксперт.
В то же время депутат Госдумы и публицист Анатолий Вассерман тоже считает, что льготы для китайских автопроизводителей нужны, но с определёнными условиями.
«Я думаю, что какие-то преференции возможны, но очень ненадолго. Их можно предоставлять только при наличии программы локализации производства на территории России, то есть должен быть чёткий план развития производства в нашей стране. В российском автостроении уже действовала программа локализации, и, насколько я помню, западные инвесторы успели перейти от крупноузловой сборки к процессу изготовления в России большей части деталей для своих авто. Аналогично можно давать преференции и китайцам, а также всем иным инвесторам. То есть только при наличии программы локализации, которая должна быть реализована в конкретные разумные сроки», — пояснил Вассерман.
Читайте по теме: «Бешеная табуретка»: почему 15 лет назад россиян лишили шустрой маленькой «Оки»
А как наши?
По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, России всё же следовало бы больше уделять внимания развитию собственного автопрома.
«У нас даже в советские времена отечественные автомобили строились на иностранной базе. Например, «Москвич» — это Ford, а «Жигули» — Fiat. Я не эксперт по части автомобилей и не очень понимаю, почему наша Lada «Калина» хуже какого-нибудь похожего авто западного производства. Но мне кажется, что нам стоит пристально разобраться, почему российский автопром уступает западному и, если уж говорить об импортозамещении, простимулировать производство в России собственных высококачественных автомобилей. Иными словами, нам прежде всего стоит идти по этому пути, а уже во вторую очередь предоставлять преференции иностранным производителям», — высказал точку зрения экономист.
Читайте по теме: Куда ещё повышать цены? Сегодня подорожали машины «АвтоВАЗа»
Андрей Мединский
Обсуждение (11)
Лучше поддержанная иномарка не первой свежести ,чем китаймобиль..
to Друг Сеня: Проблема не в том, что вы были бы абсолютно правы в отношении потребительских качеств авто еще пять лет назад, а теперь выражаясь словами "дочери офицера" - тут не все однозначно, а в том что и "китаймобиль" тоже иномарка! А судя по обсуждаемым вопросом заниматься отечественным автомобилестроением всерьез никто не собирается и что хуже скорее всего уже и некому потянуть эту тему.
Лучше. Только где ж его найти, если даже "Москвич" - и тот китайский?...
to Друг Сеня:
Чушь говорите.
У меня много знакомых в автобизнесе, в т.ч торговле запчастями и ремонте. Так вот один из них ( владелец сети магазинов автозапчастей и аккумуляторов) в Севастополе и Крыму, который французкий автопром не признаёт вообще, плюётся в сторону немецкого последние лет 15 и уважавший, до недавних пор, только японский автопром сказал, что следующий его автомобиль будет китайским. Его мнение разделяют многие, и я в том числе.
to Верещагин:
Нам бы станко, самолето и кораблестроение своё возродить. Авто могут и подождать.
Они уже пол Африки проинвестировали.Но при одном условии-на китайских заводах должны работать китайцы.Им нужно своих мужиков работой обеспечить...
Китайцы видели нас в тапочках... Следуя санкциям они лишили нас доступа к технологиям объясняя это ограничениями межбанковских операций, но при этом продают своё барахло без ограничений.
Китайский автопром сейчас будет теперь в ходу. Привыкаем теперь к таким маркам как: Changan, Exeed, DFM, Chery, FAW, GAC, Geely, Great Wall, Haval, JAC...
to Виктор Сарчук: лучше на гужевой повозке или велосипеде ,а не на электромобиле или что там в тренде..
Большинство наших граждан живет старыми стереотипами, китайский авто уже совсем не тот как был еще несколько лет назад. И лучше на китаймобиле, чем поддерживать западного производителя.
Он точная копия во всём, кроме цены, которая по сравнению с ценой оригинала почему-то удвоилась