Весной пробуждается природа. Пробивается первая зеленая трава и на каменистой плите мыса Херсонес. Севастопольские поисковики знают, что она там зеленей и гуще, где под корнями не скала, а рыхлая почва. Зеленый островок травы – первый признак того, что на штык лопаты либо окоп, либо воронка, засыпанные землей. Так 6 июля 2002 года здесь была обнаружена большая воронка, или несколько воронок рядом.
Она стала последним местом боя для нескольких десятков солдат и матросов, летчиков и политработников. Все они погибли с оружием в руках. Скорее всего, бой мог произойти ровно за 60 лет до обнаружения останков. Командование к тому времени благополучно добралось до кавказского побережья. А на мысе Херсонес около ста тысяч советских воинов ожидало подкрепления или эвакуации. Бои, по немецким источникам, продолжались до 11 июля 1942 года.
Та воронка рассказала поисковикам многое о последнем бое. Положение останков, их повреждения пулями и осколками, истлевшие бинты, обилие снаряженных гранат, патроны к пистолетам и винтовкам, исправное стрелковое оружие и одна на всех целая фляга для воды. Картину ада точней нарисовать нельзя.
7 апреля 2008 года сводная группа поисковиков объединения «Долг» по зеленой траве обнаружила воронку рядом с аэродромом на мысе Херсонес. Уже первый шурф показал большое количество элементов советского самолета времен обороны Севастополя. 8 апреля командир поискового отряда «Херсонес» Павел Колодченко под слоем авиационного металла обнаружил останки бойца. Рядом с ним – еще один павший воин. Раскоп узкий, земля здесь оказалась рыхлой.
Копать приходилось парами, сменяя друг друга через 10-15 минут. На последних сантиметрах лопаты и кирки отложили. Дальше – только руками, горсть за горстью перебирая красную глину. Любая деталь может дать ответ на вопрос, кто здесь встретил смерть. Именного медальона найти не удалось. Но по обуви можно предположить, что один из воинов – краснофлотец лет 30-40. Коронка из нержавеющей стали на нижней челюсти – еще одно тому подтверждение. Флотские дантисты тогда практиковали подобные протезы. Но это лишь предположение. Из личных вещей найдены пока только ложка и нашивки летчика.
Сменные стволы к авиационному пулемету (их найдено три), пулеметная турель от И-16, хвостовой костыль с амортизатором, плексиглас фонаря и растяжки маскировочных сетей позволяют сделать предположение, что вскрыт капонир, где укрывались самолеты. Здесь же хранилось сменное вооружение, боеприпасы. Подняты пустые цинковые коробки из-под бомбовых взрывателей производства 1939 года. Командир поискового отряда «Вымпел» Евгений Павлюк, принимающий участие в эксгумации останков защитников города на мысе Херсонес, отметил, что для поисковиков редкая удача – найти именной медальон.
Чаще на личных вещах, расческах, ложках, портсигарах, фляжках имена или фамилии выцарапывались. В этом году удалось такую фляжку найти. Первая фамилия на ней перечеркнута, вторая – поверх написана. Объединением «Долг» направлены соответствующие запросы с целью установления личности погибшего воина. Еще один меной медальон оказался сломанным. Влага проникла вовнутрь и уничтожила бумагу. Но остался штурманский циркуль и нашивка летчика рядом с лейтенантским шевроном.
Мыс Херсонес хранит свои тайны, хотя и крайне скупо делится ими с нашими современниками. 66 лет спустя после трагедии на мысе Херсонес поисковики шаг за шагом движутся к своей заветной цели – открыть истории имена защитников Севастополя, павших на полях сражений в 1941-1942 годах. Поиск продолжается.
автор: Владимир ИЛЛАРИОНОВ
Обсуждение (1)
отряд"вымпел"-жму руку.