Необычный туристический проект начал работать в Крыму в преддверии майских праздников. Историки предложили популяризировать малоизвестные археологические памятники: превратить для обывателей «непонятные развалины» в информативные и привлекательные источники знаний о прошлом полуострова. Для этого волонтёры сейчас очищают забытые достопримечательности от мусора, а также узнают много нового от профессиональных археологов. На первом субботнике-экскурсии побывал корреспондент ForPost.
Наследие тысячелетий
Несмотря на угрожавшее полуострову в субботу штормовое предупреждение, ни один из волонтёров нового проекта «Открытой археологии» благотворительного фонда «Наследие тысячелетий» не отказался от долгожданной вылазки. Более полутора десятков активистов из разных городов Крыма собрались на автостанции «Восточная» в Симферополе, чтобы отправиться в увлекательное путешествие.
Для первой поездки организаторы проекта выбрали стоянку неандертальцев близ села Мазанка Симферопольского района, известную в наши дни как Волчий грот.
С трассы «Таврида» автобус сворачивает на юг и, миновав Мазанку, паркуется на северной окраине села. Через несколько сот метров грунтовая дорога выводит нас к поросшему лишайниками бетонному столбику охранного знака советских времён. Несмотря на отсутствие таблички с информацией об этом объекте, ясно, что мы на месте: еле приметная тропинка в высокой траве убегает вверх к гроту в скальной гряде.
«Именно в этом месте наши далёкие предки решили обустроить себе жилище», — начинает небольшую лекцию научный сотрудник фонда «Наследие тысячелетий» Тимофей Чарусов.
На заре человечества 100-50 тысяч лет назад здесь, на берегу современной речки Бештерек, обосновались люди. В отличие от других жилищ, которые неандертальцы чаще всего обустраивали входом в более тёплую южную сторону, Волчий грот ориентирован на запад. Спустя тысячелетия этот каменный навес всё так же защищает от шторма снаружи, спасая от гуляющего по Мазанской долине промозглого апрельского ветра.
Обстановку аскетичного уюта лишь портят аршинные каракули вандалов, которыми исписаны стены. По словам Тимофея Чарусова, археологи попробовали их вывести, но краска, увы, слишком глубоко въелась в породу. Поэтому пока историк предлагает очистить памятник от бытового мусора и сухостоя. Волонтёры с энтузиазмом принимаются за дело.
Не груда камней, а история
Между тем руководитель «Открытой археологии» старший научный сотрудник Отдела античной археологии ФГБУН Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова охотно рассказывает о задуманных «Крымских археологических объектах».
«Проект рассчитан на полтора года, до середины 2025 года. Этой весной запланирован выезд на городище Кара-Тобе под Саками, на городище Чайка в Заозёрном (Евпатория), если позволят обстоятельства, на городище Беляус и поселение Маслины (Черноморский район), а также в урочище Таш-Аир в Бахчисарайском районе, где находится стена с росписями, которые уничтожаются туристами», — делится с ForPost планами учёный.
Кроме этого, в ближайшей перспективе «Маршрутов» сделать более известной и привлекательной для гостей скифскую крепость в районе Белой скалы под Белогорском, крепость Кутлак близ Судака, а также памятники истории в Старом Крыму, в Симферополе и на ЮБК.
Всего проект предполагает популяризировать 12 археологических достопримечательностей полуострова, а также подготовить 8 бесплатных аудиогидов по таким комплексным историческим ансамблям, как, к примеру, Каламита (Инкерман), Эски-Кермен (Бахчисарайский район), Кафа (Феодосия) и другие.
«Эти памятники тяжелы для знакомства в том плане, что не каждый экскурсовод возьмётся о них рассказывать — нужна специальная подготовка, чтобы понимать, что это за развалины. Для большинства это какие-то груды камней. А мы устанавливаем стенды, которые содержат достоверную информацию, благодаря чему можно познакомиться с памятником без профессионального археолога», — объясняет руководитель «Маршрутов».
Однако не все археологи поддерживают идею популяризации археологического наследия: по словам Анастасии Стояновой, некоторые её коллеги считают, что такие инициативы могут только навредить историческим памятникам.
«Чем меньше ходят, тем меньше мусора и больше сохранность, — процитировала собеседница ForPost слова коллег. – Но у меня два аргумента против этого. Тот же Волчий грот — много ли о нём знают? А мусора вы видите сколько, то есть это никак не влияет. Во-вторых, людям надо прививать культуру. Мне кажется, если более-менее образованный человек увидит такой информационный щит, то он не станет здесь оставлять отходы. К тому же это место отмечено на Яндекс.Картах, люди приезжают, а никакой информации нет. Явно что-то древнее, но сразу создаётся впечатление бесхозности и ненужности вроде бы памятника».
Слова Анастасии Стояновой подтверждают несколько участников акции, экскурсоводы из Евпатории и Феодосии. По словам Натальи и Ольги, они часто возят группы по этим краям, но Волчий грот пока обходили стороной, ограничиваясь устным попутным рассказом.
Тем временем экологический десант полностью расчищает заросли на входе от битых бутылок, этикеток и обрывков целлофана и замешивает бетонный раствор для оснований готового информационного стенда. Когда опоры надёжно закреплены, группа делает памятное фото.
Археологическими маршрутами
После короткого перекуса выданным сухпайком, подхватив пакеты с собранными отходами, возвращаемся к микроавтобусу.
Следующий пункт программы — знакомство с одним из древних, поныне существующих сёл в Крыму под названием Мазанка. Тимофей Чарусов рассказывает историю места, обращая внимание участников на Свято-Никольский храм XIX века.
«Изначально село располагалось лишь вдоль Бештерека, где мы ехали к Волчьему гроту, но однажды местный пастух нашёл на вершине холма, где мы стоим, икону Николая Чудотворца и принёс образ домой. Однако утром икона исчезла, а днём он нашёл её на том же холме. Так повторялось трижды, пока жители не поняли, что это знак: здесь необходимо построить храм», — делится подробностями историк.
По его словам, многие старинные сёла в Крыму приходят в упадок и пропадают с карты. Мазанка не из их числа. Это подтвердила служащая Свято-Никольского храма: по её сведениям, многие охотно покупают здесь дома. С началом СВО в селе появилось много новых жителей, которые приобрели здесь недвижимость по «херсонскому сертификату».
После недолгой прогулки по Мазанке продолжаем путь. Финал поездки — на месте археологических раскопок древнего некрополя близ села Опушки. Сейчас объект законсервирован, то есть засыпан землёй, в ожидании начала работы летней экспедиции.
Как рассказывает ForPost Анастасия Стоянова, являющаяся также замначальника Опушкинской археологической экспедиции, во время предыдущего полевого сезона было решено организовать экскурсионное посещение раскопок.
«Это пользовалось невероятным спросом, хоть и было платным. В этом году мы планируем сделать бесплатно, — уточняет собеседница. — Люди видят, что сейчас раскапывают. Бывает, что это открытые могилы. Плюс мы показываем вещи, которые находим, знакомим с бытом лагеря археологов. Оказывается, многим это довольно интересно».
Напомним, раскопки на могильнике в Опушках проходят более 10 лет. К примеру, в 2023 году археологи здесь обнаружили традиционные позднескифские склепы с массовыми захоронениями, а также несколько склепов III-IV веков. В одним из них был найден каменный антропоморфный идол высотой 20 см.
Пелагея Попова
Фото автора