Музей севастопольского подполья отметил 55-летие. О значении этого небольшого здания для города рассказали журналисты «Первого Севастопольского».
Крохотный дом на самой окраине города с 1942-го по 1944-й год был центром подпольного движения. Там вместе с женой жил Василий Ревякин и трудились многие их товарищи.
«На первый взгляд – это обычный жилой дом, но вот здесь, в подвальном помещении была создана типография. Первая газета увидела свет 10-го июня 1942-го года. Там, как правило, два подпольщика слушали сводки Совинформбюро, записывали текст, затем набирали его с помощью типографского шрифта», – рассказала экскурсовод Музея обороны и освобождения Севастополя Елена Смирнова.
Сначала подпольщики выпускали агитационные листовки, затем стали печатать газету «За Родину» и публиковать сводки с фронта от Совинформбюро, чтобы люди продолжали верить и приближать Великую Победу.
Яму для типографии подпольщики копали два месяца. На случай облавы оттуда уводили тоннель и несколько лазов. Чтобы не вызвать подозрений, из вырытой земли сделали огород рядом с домом.
«В доме и во дворе было множество тайников. Самый главный – для хранения радиостанции. В те годы это выглядело просто как груда камней. Другое хранилище находилось в стене. Оно было настолько хорошо спрятано, что его обнаружили лишь спустя 20 лет при перекладке стены. Там прятали штампы и печати для подделки фашистских документов, с помощью которых удавалось освободить военнопленных из лагерей», – рассказывает корреспондент Анастасия Сухарева.
В других тайниках прятали оружие, патроны и гранаты, а также взрывчатку для диверсий на железной дороге и в морских портах. Почти каждую ночь они взрывали топливохранилища и склады боеприпасов, суда и составы с боевой техникой Вермахта.
«Если мы говорим о подпольной организации, то мы говорим о двух составляющих. Первая – это члены подпольной организации, которые входили в её состав, давали клятву-подписку с согласием на работу в качестве члена подпольной организации. И вторая составляющая – те, кто активно помогал подпольщикам, не давая такой клятвы, но оказывая самую разнообразную помощь. Это были и жители Севастополя, и члены молодёжно-комсомольской группы, и медицинские работники», – подчеркнула Анна Селиванова.
Всего за несколько недель до освобождения Севастополя подпольщики попали в руки гестапо. Василий Ревякин вместе с беременной женой и десятки их соратников после жестоких пыток были расстреляны в апреле 1944-го года.
После войны в частично разрушенное здание вернулась семья владельца жилища, эвакуированная в годы обороны. Спустя двадцать лет властям удалось с ними договориться, чтобы превратить место в памятник бессмертному подвигу.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (6)
Спасибо за статью. Какие люди! Идеология была правильная. И как же много сейчас народа с позицией "моя хата с краю, ничего не знаю". ( надеюсь, это не флуд , за который меня могут опять забанить).
С юбилеем.
Экстрасенсы, ваш выход.
С юбилеем!
Сплошниковые юбилеи, только юбилярных цыфер что-то не видать, 95, 55, 875.
Не флуд!!!
С юбилеем, хранители!