В России абонентская плата за домашний интернет, ставший повседневной необходимостью наравне с едой и гигиеной, скоро может увеличиться. Такой прогноз дали эксперты, опрошенные ForPost.
Обсуждаем, с чем связано подорожание и что может сдержать резкий скачок платежей.
Кто сделает первый шаг
Умеренного повышения цен на интернет в ближайшем будущем ожидает Миртемир Анорбоев, эксперт в сфере информационных технологий. Поскольку на создание, развитие и обслуживание инфраструктуры связи всё ещё требуются большие инвестиции, пояснил он.
«Кроме того, повышение стоимости технического оборудования и услуг связи, а также увеличение затрат на маркетинг и продвижение услуг провайдеров тоже может привести к росту цен», — добавил Анорбоев.
Однако, считает он, сильная конкуренция на рынке и возможные регулирующие меры со стороны государства могут сдерживать подорожание интернета.
«Интернет будет дорожать, ведь растёт стоимость оборудования, зарплаты монтажников и инженеров, стоимость обслуживания сетей. Сдерживающие факторы и конкуренция будут оказывать всё меньшее влияние из-за ситуации, близкой к монополии на рынке. Тренд на повышение стоимости услуг задаёт именно крупнейший игрок, а остальные могут позволить себе повысить цену, но только после него, чтобы не потерять текущих клиентов», — отметил Иван Пакулин, директор по маркетингу оператора связи еТелеком.
Что удерживает цены
Средняя ежемесячная плата за интернет в целом по стране составила 598,39 рубля в марте этого года. На 31,62 рубля выше, чем в марте 2022-го, по данным Росстата, с которыми ознакомился ForPost.
Одной из причин незначительного подорожания интернета может быть сильная конкуренция провайдеров, которая вынуждает их снижать цены для большего привлечения клиентов, полагает Миртемир Анорбоев, эксперт в сфере информационных технологий.
«Кроме того, государство может устанавливать некоторые правила и ограничения для этого рынка, чтобы предотвратить абсолютное подорожание», — сказал он.
Чтобы окупить постройку и обновление сети, «провод» и оборудование, провайдерам нужно привлекать новых абонентов. А для этого необходимо предлагать людям более выгодные условия, чем у конкурентов, отметил Иван Пакулин, директор по маркетингу оператора связи еТелеком.
«Поэтому подорожание услуг операторов в России и нельзя назвать значительным. Сдерживающий фактор конкуренции и привычка населения платить за месяц интернета стоимость, равную паре-тройке чашек кофе, не позволяют операторам взвинчивать цены, хоть их затраты и увеличились.
При большем удорожании услуг велика вероятность перехода абонентов к модели потребления «акционный период». Она знакома многим опытным пользователям и была популярна в середине «нулевых». Абонент подключился к сети по акции «четыре месяца за Х рублей», не захотел переходить на полноценный тариф — и переключился на аналогичную акцию конкурента, а ещё через четыре месяца вернулся к первому оператору, сохранив вечную скидку», — обратил внимание Пакулин.
Читайте по теме: Как россияне ушли за покупками в интернет и как возник «эффект Севастополя»
Много ли платят в России?
Часто можно услышать, что интернет в России — дешёвый и качественный, но так ли это на самом деле?
Такой вопрос поставил Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.
«Если изучить этот вопрос более внимательно, можно прийти к выводу, что общемировая практика — оценивать стоимость интернета в привязке к уровню заработка в конкретном регионе. Так вот, с учётом глобального сравнения стоимости интернета, номинированной в американских долларах, траты россиян мало чем отличаются от граждан других стран и составляют примерно 1% расходной части бюджета домовладения. Поэтому, учитывая наблюдаемую двузначную инфляцию, стоимость интернета будет и далее увеличиваться с поправкой на реально располагаемые доходы населения.
Что касается качества — для примера: количество подключений абонентов к сетям 5G в Китайской Народной Республике исчисляется сотнями миллионов. То есть это вполне массовая история уже сегодня. Тогда как мы продолжаем «топтаться» на уровне пилотирования и согласования стандартов», — рассказал Гатауллин.
Читайте по теме: Спрячут ли китайцы от россиян YouTube за Великой интернет-стеной?
От чего зависит цена
Самая большая ежемесячная абонентская плата за интернет в России — в Вилюйске. Жителям этого города в Якутии приходилось платить 4300 рублей по состоянию на март этого года.
Инфографика: ForPost
А наименьшая абонплата — в Евпатории. Жители курортного города на западе Крыма в том же марте платили за интернет 302,19 рубля.
Инфографика: ForPost
Как видно, вилюйчане платят за интернет в 14 раз больше, чем евпаторийцы.
«Стоимость интернета в регионах имеет значительные различия ввиду как состояния инфраструктуры телекоммуникационных компаний, так и способов раздачи интернета. Спутниковый может быть единственным возможным способом раздачи интернета абонентам в труднодоступных регионах, и такой интернет не может быть дешёвым. Отдельно следует отметить госпрограммы предоставления доступа к сети посёлкам и деревням с населением от 100 до 500 человек. Такая адресная поддержка может быть единственной возможностью ликвидировать цифровое неравенство регионов», — пояснил Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.
Факторы, от которых зависят цены на интернет в регионах, назвал и Миртемир Анорбоев, эксперт в сфере информационных технологий:
- степень конкуренции среди провайдеров;
- уровень инфраструктуры;
- наличие альтернативных технологий связи (например, сотовой);
- степень удалённости от центров развития;
- экономическое развитие регионов.
«В Якутии, например, сильно отличающийся от других регионов климат, который может приводить к более высоким затратам на строительство и эксплуатацию сетей связи», — добавил Анорбоев.
Основные факторы, влияющие на абонентскую плату за домашний интернет, привёл Иван Пакулин, директор по развитию оператора связи еТелеком:
стоимость оборудования для подключения жилого дома к сети. Количество потенциальных абонентов в доме — это конечная величина, а значит, оператор связи формирует тарифы, исходя из понимания окупаемости;
наличие конкурентов или альтернатив для подключения интернета. Необходимость бороться за клиента вынуждает операторов предлагать дополнительные опции к тарифам, скидки и абонементы, использовать спепредложения;
поддержание и обновление сети. Чтобы не терять абонентов, необходима современная отказоустойчивая инфраструктура. При переходе на стандарты связи нового поколения и проблемах с поставками сетевого оборудования требуются дополнительные затраты, чтобы взломщики не публиковали данные об абонентах, а они сами не страдали из-за обрывов связи.
Читайте ещё: Для жителей Крыма подорожает виртуальная реальность
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (7)
Куда ещё дороже?!
все бы ничего! но вот провайдеры навязывают свои услуги! иному для связи достаточно и 5-10 мбит скорости, но вот минимум доступно 50-60, а то и более, причем скорость не гарантирована (в зависимости от загрузки сети) и по ценам......
ведь минимальные тарифы отменяются......
Кто бы сомневался:)
to igorlvov: называется тариф социальный.
Когда надо повысить цены ,всегда обонование найдется, типа закон Яровой + 100 р к тарифу.
А вот поводов для снижения нет никогда.
Ибо клиент лох всегда прав
Пока корова доится, её будут доить пока не сдохнет!
Теперь, когда интернет стал обыденностью, а где и необходимостью, теперь начнут "драть шкурку" в три дорога! Это как мафиози сначала подсаживают на наркотик, а потом всё с квартиры выносят... лишьбы хватило денег на следующий месяц интернет оплатить.
Илон Маск! Помоги!