Севастополь

Линкор "Новороссийск" и блеф итальянского диверсанта

Линкор "Новороссийск" и блеф итальянского диверсанта

В последние недели пресса и информационные агентства России и Украины пестрели сенсационными новостями. В их основе лежали последние откровения бывшего итальянского диверсанта, ветерана спецподразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д , Эспозито. Напомним читателю, что подразделение итальянского военно-морского флота организационно входило в известную 10-ю флотилию МАС, которой командовал князь Боргезе. Флотилия имела на вооружении человекоуправляемые торпеды «Майяле», средства их доставки к местам диверсий, торпедные катера и подразделение «людей – лягушек» или - легководолазов.



Людям Боргезе удалось провести несколько удачных операций, самой результативной из которых считается подрыв линкоров «Куин Элизабет» и «Вэлиент», стоявших в порту Александрия. Диверсанты доставили на человекоуправляемых торпедах к стоянкам линкоров боевые заряды и сбросили их под днища кораблей. От взрывов линкоры получили повреждения, но после устранения последствий взрывов корабли вновь вошли в строй.



Этот успех и породил легенды о небывалых возможностях итальянских подводных диверсантов, хотя ряд тщательно спланированных ими на средиземноморском театре операций были не столь успешными, а многие – вообще закончились безрезультативно.



Я бы не обратил на поднятую прессой «муть» никакого внимания, если бы не звонки в редакцию «Флага Родины» от севастопольцев и настойчивые просьбы ветеранов Черноморского флота прокомментировать заявление Уго Д, Эспозито, сделанное итальянскому изданию «4 Арт» 21 августа сего года. А судя по отдельным публикациям, председатель совета ветеранов линкора «Новороссийск» Виктор Салтыков даже намерен обратиться к президентам России и Украины с просьбой инициировать проведение международного расследования по факту гибели корабля на основании признания Уго Д, Эспозито.



Хочу особо подчеркнуть, что попытки отыскать в трагедии линкора «Новороссийск» «итальянский» след предпринимались не раз. Его искали компетентные специалисты из государственной комиссии, возглавляемой Малышевым, «раскапывали» писатели, историки и исследователи на протяжении нескольких десятков лет. Если отмести опусы дилетантов - всё неудачно. Нет у трагедии линкора «итальянского» следа, нет ни одного факта, хоть как-то указывающего на людей Боргезе. Создана красивая легенда, да и только, которая время от времени муссируется в прессе.



Сегодня можно с уверенностью сказать, что линкор «Новороссийск» подорвался на германской донной магнитной мине типа «РМН», сброшенной с БДБ на предполагаемые стоянки наших кораблей в мае 1944 года. Доказательства отнимут много газетной площади, поэтому я их не привожу, а возвращаюсь к заявлению итальянского диверсанта.



Комментировать высказывания Уго Д, Эспозито можно лишь одним словом - бред. Ну, хватил ветеран лишнюю порцию мартини, взыграла в нем мания величия, вот и брякнул спьяну неимоверную чушь. Я понимаю волнения наших ветеранов, но не следует эту чепуху брать близко к сердцу. Ни «Гамма», ни Уго Д, Эспозито, ни его коллеги - подводные бандиты к «делу» линкора «Новороссийск» отношения не имеют. Почему? Потому что с военной точки зрения это невозможно.



Не забывайте, что 10-я флотилия МАС была сильна лишь в период войны. После оккупации Италии войсками союзников итальянский флот со всей его техникой был поделен между странами - победительницами, а военные организации расформированы. Многие участники боевых действий итальянских ВМС до 1955 года находились под следствием международного трибунала, а многие жили под пристальным вниманием соответствующих служб союзников. Спланировать и провести диверсионную операцию относительно «Новороссийска» итальянцы не могли физически. Все диверсионные средства прибрали к рукам англичане и американцы. А для доставки в Севастополь требовалось как минимум три человекоуправляемые торпеды «Майяле», а с учетом технических отказов - в полтора-два раза больше, большое судно- транспортер или две-три подводные лодки–носителя. Только тогда, в случае большой удачи и крайне благоприятных факторов три торпеды «Майяле» могли подвести под линкор боеголовки суммарной мощностью около 1000-1100 кг ВВ. А средства предварительной разведки, а суда обеспечения? Слишком большие силы требовались для выполнения операции - их то у подводных патриотов Италии после 1944 года не было и близко, а «частный» вариант операции подобного масштаба абсолютно нереален.



Да и почему был выбран в качестве объекта нападения именно «Новороссийск»? Он был, в те времена уже устаревшим кораблём и потому - никому не нужным. В Италии о нем к тому времени забыли. Англичанам отошли более современные линкоры, и злость побеждённых должна была иметь другую направленность. Тем более что итальянцы на море воевали только с англичанами, терпели от них тяжелые потери и унижения, и их нелюбовь после окончания войны больше распространялась на последних. СССР был где-то далеко и к Италии особых претензий не имел.



Ещё одно доказательство. Ссылаюсь на большую работу действительного члена Русского Географического Общества, кандидата технических наук капитана 1 ранга запаса Александра Норченко. Ещё в 1995 году во время пребывания в Генуе ему удалось разыскать среди ветеранов живых диверсантов, служивших во время второй мировой войны в 10-й флотилии «МАС» у князя Юнио Валерио Боргезе.



«Ветераны мне попались не простые, а заслуженные, - вспоминал Александр Норченко, - все трое были кавалерами Большой золотой медали «За воинскую доблесть», то есть – национальными героями Италии, обласканные всеми почестями и привилегиями. Таковых героев оставалось на всю страну - 54 человека. Они оказались действительно специалистами в области подводных диверсий, образованными и авторитетными. Луиджи Ферраро был знаменитым боевым пловцом из отряда «Гамма». Эмилио Леньяни служил на катерах «скуадрона» штурмовых катеров 10-й флотилии МАС. Эвелино Марколини слыл опытнейшим оператором и водителем управляемых торпед «Майяле». В длительных и обстоятельных беседах с ними я, в основном, касался темы линкора «Новороссийск». Для них же корабль по-прежнему оставался «Джулио Чезаре».



Я всё пытался свести беседы к главной теме - так кто же подорвал советский линкор? Категорический вердикт всех троих был таковым - кто угодно, но только не итальянцы. Их четкая аргументация, касающаяся практической невыполнимости подобной диверсионной акции в «итальянском» варианте, доводы морально-этического характера окончательно убедили меня в том, что «итальянская» версия - это блеф, подсунутый для отвода глаз и ещё для большего затруднения поисков действительных фактов и улик в наиболее реальных направлениях».



Лично мне подобных свидетельств достаточно. Блеф вылез ещё раз и принадлежность к «Гамме» очередного смутьяна пусть не смущает ветеранов Черноморского флота.



Андрей ЛУБЯНОВ, «Флаг Родины»

6421
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (23)

Profile picture for user Зураб Коромыслов
33

Очень сложно спорить об этом вопросе, особенно спустя более полувека. Свечечку никто из официальных лиц не держал, фото, видео не снимал. Окончательной версии не было, нет и не будет ещё дооолго.

Profile picture for user ворон
923

У мамы моей любимый там погиб, часто рассказывала...

Profile picture for user Авиатор
2042

Полностью согласен с автором. Основной аргумент - в побеждённой Италии тогда просто некому было подготовить и исполнить такую операцию, а без государственной поддержки операция невозможна, что бы по этому поводу не говорили итальянские пьяницы преклонного возраста.

Profile picture for user maryanna
973

как так? значит не итальянцы???
значит я зря мстю устроила???
тогда - КТО???
хотя -это мы (наверное) никогда не узнаем...

Profile picture for user Comandor.
758

Согласен с Андреем. У меня есть друг - бывший "морской котик" ВМФ СССР ( до распада). После поднятия "Железного занавеса" ему приходилось в Италии встречаться с ветеранами 10-й флотилии МАС. За дружеской беседой с возлиянием им был задан вопрос о "Джулио Чезаре"-"Новороссийске". На что они ответили, что гордились бы такой операцией и не скрывали бы её, но к данному взрыву они отношения не имеют.
Возможно, итальянский дедушка захотел внимания...
Но хочется спросить: а что же произошло с "Новороссийском"? Ведь кто-то знает правду! Сегодня за давностью мог (могли) бы и признаться...

Profile picture for user Северный
2880

Так и Перл-Харбор спецслужбы СССР спланировали и отработали через японцев. Да и 11 сентября 2-х близнецов завалило ФСБ России. О чём вопрос?

Profile picture for user WATSON
1316

Вечная память морякам.
Хотел написать больше. Передумал.

Profile picture for user vasill
986

Может все-таки на не найденной донной мине?

Profile picture for user Банщик
24690

линкор «Новороссийск» подорвался на германской донной магнитной мине типа «РМН»Не было такого случая, чтобы донная мина пробила все палубы корабля навылет.Взрыв был направленный,кумулятивный.
Ещё больший бред что к взрыву причастен Хрущёв.Этот ссыкун никогда бы не отдал такой приказ.

Profile picture for user Кук
1202

to Банщик линкор «Новороссийск» подорвался на германской донной магнитной мине типа «РМН»Не было такого случая, чтобы донная мина пробила все палубы корабля навылет.Взрыв был направленный,кумулятивный. Ещё больший бред что к взрыву причастен Хрущёв.Этот ссыкун никогда бы не отдал такой приказ.
В училище у нас ТУЖК (теория, устр. и живучесть корабля) преподавал бывший командир какой-то группы БЧ-5, который пригнал Цезаря из Италии. Так вот, он таки считал, что была диверсия. Даже убежден был.
И, говорят, что дело о подрыве "Новороссийска" макаронниками раскрыла разведка Египта. Тогда Н.С.Хрущев дал за это Героя Гамалю Абдель Насеру.
Но дело засекретили, дабы с итальянцами не ссорится....

Статью я почитал, но... Варианты диверсии могли быть и иными... Все могло быть сделано и с берега... Нужны были только грамотные в этом деле люди: взрывчатки хватало.

Profile picture for user Банщик
24690

to Кук (Севастополь) Но дело засекретили, дабы с итальянцами не ссорится....Я в этом уверен.И рассекретят когда будет выгодно.

Profile picture for user Danil
512

Дед который на соседнем корабле служил и принимал участие в спасательной операции, говорил что взрывчатку заложили итальянцы во время ремонта, а пружину взрывчатки поместили в кислоту.
Но не меньший ужас в организации спасения корабля и команды.

Profile picture for user jltrjkjy
71

Автору бы не во Флажке писать, а клубнику на грядках сажать, поскольку в минном деле он ни бум-бум. Ну хотя бы посмотрел, любопытства ради, типы немецких мин, мин РМН - не было, а были RMH. При взрыве линкора был виден столб ПЛАМЕНИ до 30 метров, очевидцы говорят, что даже выше мачты. При любом подводном взрыве, а тем более донном, пламени быть не может! Прежде чем писать, надо внимательно изучить разные источники и исследования вопроса.

Profile picture for user Савилов В.Н.
603

АВТОРУ

Коль Вы "курили интернет" где обсуждалась "новость", то видели ссылку на оригинал выступления итальянца.

Ссылка на первичный источник, итальянский сайт 4arts:

ТЫЦ

И сразу станет понятно, что туфта это, а не подтверждение:

Oggi arriva la testimonianza diretta dell’ex incursore di marina del gruppo Gamma della Xa MAS Ugo D’Esposito che in quegli anni era sicuramente in contatto diretto con gli ex commilitoni della Xa MAS e che dunque con ogni probabilit? qualche informazione in merito potrebbe averla avuta. In ogni caso la sua testimonianza, comunque la si voglia considerare, merita attenzione.

Т.е. Уго Д'Эспозито никакого отношения к предполагаемой операции не имел, а просто сохранял контакты с бывшими товарищами по Ха MAS, которые чего-то там ему могли наболтать. Таких "доказательств" хоть про полёт нацистов на Луну, хоть про личный контакт Сталина с марсианами можно насобирать вагон и пару тележек.

С уважением, Владимир

Profile picture for user topol
2073

Версия о закладке взрывчатки при ремонте более правдоподобна. Прошляпили. Неловко признавать было. Двинули для публики версию донной мины. Но воронки на грунте две было. Они могли остаться и от взрывов в корабле. Спецы принимавшие корабль лоханулись. Бывает.

Profile picture for user topol
2073

Донная мина могла сдетонировать и от взрыва на корабле. Потом. как говорят, подключилась к беде.
Если подключилась.

Profile picture for user володя
6498

Взорвали, взорвался: этого мы наверно никогда и не узнаем! Автор утверждает, что столько тротила надо было откуда то переправлять, даже сейчас в окрестностях Севастополя можно требуемый эквивалент можно найти. не говоря о тех временах. Но люди в основном погибли (вечная им память) из за нерасторопности и (не умения, не желания) принимать решения командующим составом. Много об этом написано, много загадок, но почему то бутерброд всегда вниз падает маслом.

Profile picture for user Мещанин
3887

...."все беды из Англии"_....плакал пьяный Левша

Profile picture for user bon1535
89

История мутная, но то, что при приемке корабля был обнаружен заваренный отсек, где могло храниться все, что угодно - это факт. То, что взрыв был двойным - тоже факт, очевидцы подтверждают. (магнитная мина сдетонировала заряд, заложенный в заваренном отсеке). То, что вскоре после взрыва несколько офицеров "десятки" получили государственные награды непонятно за что - тоже факт. Что Боргезе грозил, что никогда "Джулио Чезаре" не будет советским - факт общеизвестный. Ну и так далее. Так что вывод напрашивается сам собой. А то, что никто не хочет обращать внимание на никудышнюю охрану водного района, не закрытые боны, что позволило пловцам провести операцию успешно и на организацию спасения экипажа, которая привела к такому количеству жертв у самого берега - это тоже факт. Жаль молодых пацанов, которых никто никогда не ценил в нашей стране.

Profile picture for user Соломон
338

А вот в этом источнике подробно описано, почему линкор опрокинулся и затонул, а не остался на плаву.
Также опубликован протокол комиссии Малышева

Тайны истории

Profile picture for user Воин Света
17671

Линкор уничтожен БП 10 флотилии МАС. Я с тобой не согласен Андрей. С уважением, Сергей Гонтарь

Profile picture for user Мещанин
3887

to bon1535 (Sevastopol) to Воин Света (Севастополь)

Я -вашего мнения.....

Profile picture for user irakliya
3508

Я помню этот кошмар! Папа чудом там не оказался-сошёл с "Новороссийска" вечером, потому что мама сказала, чтобы ночевал дома и пошёл на него утром, т.е. фактически спасла отцу жизнь. А наш сосед по площадке контр-адмирал Зубков Ал. Илларионович был там, его выбросило за борт и он кричал, кто он и чтобы спасали его в первую очередь. По-моему напугался навсегда. Но остался жив и невредим. Командующего Пархоменко, которого никто из военных не уважал, был немедленно снят с должности и в общем затерялся в истории, больше мы о нём никогда не слышали.

Главное за день

«Центр Севастополя уже давно стал антипамятником нашей уступчивости» — Екатерина Бубнова об уплотнительной застройке

Депутат недоумевает, почему на любое, даже незаконное, входящее предложение от инвесторов у нас звучит "чего изволите?"
16:10
92
2291

Строительство гостиницы у ЦКБ «Черноморец» в Севастополе нарушает федеральный закон

Так на исторический центр города не покушались даже предыдущие губернаторы, считает Вячеслав Горелов.
20:10
62
3713

Строитель гостиницы в центре Севастополя уже владеет объектами возле здания ЦКБ «Черноморец»

Сегодня на месте планируемого здания располагаются гаражи и деревья.
16:00
40
2776

Севастопольцы требуют оставить в покое Яшмовый пляж

Призыв оставить пляж в первозданном виде подписали почти 4000 человек.
14:08
37
4934

Гендиректора севастопольского РК «Аквамарин» усадят на скамью подсудимых

Главу рыбоконсервного комбината обвиняют в невыплате зарплат и сокрытии миллионов рублей от налоговой.
12:06
7
2714

В севастопольском ОКН — здании ЦКБ «Черноморец» уже зарегистрировался застройщик

Девелопер с материковым генезисом начинает работу не с лучших репутационных позиций.
11:04
48
3064