Крым

Крымский писатель Григорий Алексанян: у молодёжи нет желания становиться писателями

Фантаст с деловой жилкой — о проблемах писательства, воспитании молодёжи и сохранении ценностей.

В 37 лет Григория Алексаняна коллеги по цеху называют молодым писателем.
Фото:
архив Григория Алексаняна
В 37 лет Григория Алексаняна коллеги по цеху называют молодым писателем.

О современной литературе идёт много горячих и разнообразных споров, о современных писателях спорят ещё горячее. Но кто он, современный писатель в России и тем более в Крыму? Где искать новых классиков, и нужны ли нам новые Толстые и Достоевские?  Есть ли будущее у книги и как прививать молодёжи любовь к чтению? Может ли писательство снова стать профессией? Обо всех этих насущных вопросах ForPost поговорил с представителем крымских литературных кругов, писателем и предпринимателем Григорием Алексаняном.

- Вы по всем параметрам человек, максимально далёкий от писательства: юрист, предприниматель, практик. Как начали писать?

- Любовь к литературе у меня с детства. Когда не было планшетов и компьютеров, у нас было не так много развлечений: либо ты гуляешь по району и пинаешь мяч с друзьями, либо учишься и читаешь. Я успевал и то, и другое. Читал я много: у меня был большой книжный шкаф, многие книги семья привезла ещё из Узбекистана. Я читал абсолютно разную литературу: и классику, и детективы, и исторические книги, и энциклопедии, и даже женские романы. В разные годы были разные предпочтения. Я взрослел, но любовь к чтению никуда не девалась. Я и сейчас много читаю: и новое открываю, и что-то из старого перечитываю.

Со временем появились свои идеи, мысли, свой жизненный опыт. Очень часто я задумывался о чём-то перед сном – и потом эти мысли находили продолжение во снах. Чтобы не забывать их, я начал записывать всё в заметки, параллельно додумывая какие-то детали.

В итоге количество заметок росло, в голове уже был целый сериал. Я показал заметки жене — и она меня поддержала! После этого я записался на писательские курсы, во время которых и написал свою первую книгу «Пока горит свеча». Это был 2017 год. Книга о дружбе и любви, достаточно эмоциональная для меня, потому что там есть много моментов из личной жизни. Эту книгу я издал под псевдонимом. С одной стороны, было немного стыдно и неловко перед друзьями и родными: скажут ещё, мол, чего он тут воображает, писателем себя возомнил! С другой стороны, это была своего рода проба пера, роман, стилизованный под зарубежную прозу с романтическим уклоном, в духе книг, которые любят иногда читать жена и мама.

- Но вторая ваша книга уже совсем о другом.

- Дело в том, что ко мне часто обращались друзья за разными советами, как быть в той или иной ситуации. В какой-то момент я подумал: почему мои советы должны помогать только тем, кто знает меня лично? Я хочу поделиться с другими. Тогда я написал книгу «Паркуйся правильно и ещё 32 принципа яркой жизни». Это советы начинающим предпринимателям и просто молодым людям, которые только вступают во взрослую жизнь. 

Для издания этой книги я заключил контракт с крупным российским издательством. Они выкупили у меня права за рубль, я честно заплатил налог в 13 копеек — и полностью отпустил ситуацию. Эта книга тоже вышла под псевдонимом: такое условие поставили в издательстве, потому что у меня к тому времени уже был свой круг читателей.

Григорий Алексанян успешно совмещает писательство с бизнесом.

- Почему отдали права на книгу?

- Потому что понял, что сам не смогу её так раскрутить. В России ситуация с писательством достаточно сложная, книжный бизнес выстроен иначе, нежели в Европе или в Америке. У нас писателям, особенно молодым,  тяжело: они ещё никого не знают и ничего из себя не представляют. А быть просто талантливым недостаточно. Это раньше была серьёзная поддержка от государства, помощь в издании, в распространении. А сегодня многие таланты зачастую пишут в стол без шанса на то, что книга увидит свет. Кто-то, конечно, идёт на электронные площадки, но там тоже не всё так просто: ты платишь комиссию — как правило, это 70-80% от книги. Ещё и сам занимаешься продвижением, никто тебе не помогает.

Я взвесил всё это и решил, что так для книги будет лучше. В итоге, она продавалась по всей стране и даже за рубежом – в Армении, Белоруссии, Казахстане. Даже был доступ к «заморской» аудитории. Сам я бы такого точно не смог достичь.

После этого я написал продолжение первой книги, в том же жанре. Это была история двух друзей и их взаимоотношений. Многие люди, читая две части подряд, отмечали, что видят мой рост как писателя. Я и сам его чувствовал. В голове уже есть сюжет третьей книги: я хочу, чтобы это была трилогия. Но в этом году я написал и издал другую книгу — историческое фэнтези «Принц Аревмута».

- Почему ушли в жанр фэнтези?

- Я с детства любил фантастику и фэнтези, зачитывался Говардом, Толкином, потом Джорджем Мартином. Я удивлялся и вдохновлялся новыми мирами, мне нравилось путешествовать по книгам. И в какой-то момент захотелось попробовать создать собственный мир. Те, кто читал книгу, говорят, что у меня получилось.

Моя книга — это рассказ о становлении человека, о том, как подросток становится мужчиной. Главный герой — принц, второй сын в королевской семье, который понимает, что ему не достанется престол, но он тем не менее всем пытается доказать, что тоже на что-то способен. Знаете, авторы часто делают своих героев, особенно в вымышленных мирах, эдакими суперменами. Но мой не такой: он преодолевает различные испытания и часто совершает ошибки, как простой человек. И далеко не всегда выходит из той или иной ситуации победителем. Я не даю ему однозначной оценки, хороший он или плохой: это читатель в конце определяет для себя сам.

Кроме этого я постарался затронуть разные проблемы: отношения отцов и детей, справедливость, вопросы добра и зла. В жизни люди сейчас часто стремятся чётко разделить всё на чёрное и белое. Но многое ведь зависит от того, под каким углом смотреть: иной поступок, хороший для одного, может стать бедой для другого. В моей книге много таких ситуаций, где читатель сам должен определить для себя, правильный это поступок или нет.

- Для какого читателя эта книга?

Книга получилась достаточно разноплановая. Она в первую очередь для тех, кто любит историческое фэнтези, для любителей приключений. Но в ней нет возрастных ограничений: я думаю, и молодой читатель, и читатель в возрасте найдут в ней что-то для себя. Но самое главное — это книга для тех, кто хочет преодолеть свой страх совершить ошибку.

- Что вдохновляло в работе? Откуда брали идеи?

- В первую очередь я вдохновлялся собственным опытом. Вообще книги, на мой взгляд – это отражение внутренних переживаний автора и его опыта. Я многое черпал из разных исторических книг, а какие-то истории проживал и сам. Например, в книге есть целый блок о путешествии друзей через горы. Его я писал после поездки в Чечню и Ингушетию. Описания быта, природы, архитектуры — очень многое я почерпнул из своего собственного путешествия.

- А у главного героя есть прототип в реальной жизни?

- Я дал ему черты моего отца и моего сына. Именно им я и посвятил эту книгу. Мой отец всегда был находчивым и трудолюбивым, всегда знал, что хорошо, а что плохо. Ему были присущи упорство и трудолюбие, умение нестандартно решить какую-то задачу. Эти черты я вижу и в своём сыне, которого назвал в честь отца. Так же зовут и главного героя — Дорик.

Вообще силы для создания книги я во многом черпал в семье, которая давала мне огромную поддержку. Я писал по ночам — и когда родные видели, что я сажусь за книгу, то старались меня не беспокоить, лечь пораньше, устраивали мне «режим тишины». Это только один пример. И я им очень благодарен за поддержку, для меня это было важно.

Без поддержки большой и дружной семьи, признаёт Григорий, многого не получилось бы.

- Вы не так давно презентовали свою книгу на крымском фестивале фантастики «Крымкон». Как вас приняли коллеги по цеху?

- Всё прошло хорошо, приём был радушный. Мне очень понравилась обратная связь от председателя Клуба фантастов «Фанданго» Юлианы Орловой, она отметила интересный и непредсказуемый сюжет, детальные описания. Мне очень приятно, когда такой влиятельный клуб положительно оценивает мою работу. При этом все подчеркнули, что для писателя у меня молодой возраст: мне «всего» 37 лет.

- Удалось познакомиться с другими молодыми писателями, вашего возраста или младше?

- Я уже давно пытался познакомиться с кем-то из коллег по цеху. Но за всё время встретил, может быть, одного или двух молодых писателей. Я говорю сейчас о тех, книги которых продаются. Возможно, есть другие молодые талантливые люди, которые пишут хорошо — но пишут в стол. И это, на самом деле, большая проблема, как минимум в Крыму. 

К сожалению, в крымском писательском круге не происходит, скажем так, омоложения состава. В основном у нас писатели — это те, кому уже за 50, а то и больше. И они сами это понимают и признают, что молодёжи в литературных кругах мало, что нет смены поколений.

Я согласен, это, действительно, серьёзная проблема. Сейчас молодёжь поголовно увлекается гаджетами, соцсетями, блогами — и у них нет времени ни читать, ни тем более писать. И нет желания становиться писателями…

Привлечь молодёжь к книгам, чтению и тем более писательству сегодня невероятно сложно.

- Ваше мнение как писателя и как человека делового – как можно привлечь молодёжь в эту сферу?

- Самое ключевое, как бы банально ни звучало — работа с детьми со школьной скамьи. Нужно постоянно проводить мероприятия, литературные вечера, встречи с писателями. Детям же будет очень интересно, если к ним придёт живой писатель и поговорит с ними по душам. 

Кроме того, школьникам нужно устраивать литературные выезды. В Крыму много интересных мест, связанных с литературой и писателями, у нас масса музеев — Дом Чехова, Дом Волошина, музеи Цветаевой, Грина и других. Надо проводить работу с молодым поколением, отвлекать их от игр, гаджетов, соцсетей, от этих трёхсекундных роликов, которые забивают мозг ненужной ерундой. Нужно делать молодёжные фестивали, литературные конкурсы.

Я искренне считаю, что необходима смена поколений, причём через наставничество тех писателей, кто жив и творит до сих пор. Нужно подводить молодых людей к тому, чтобы они писали. И нужно рассказывать о том, что такое творчество.

На презентации книги "Принц Аревмута".

- Но согласитесь, нынешнее молодое поколение уже с той самой школьной скамьи начинает интересоваться, где можно хорошо заработать. А писательство нынче – далеко не самая прибыльная профессия…

- Да, на книгах сейчас много не заработаешь, это не те деньги, на которые можно прожить. Мало того, что нужно написать книгу, так продвижением тоже надо заниматься самому. Наверное, нужна какая-то поддержка для тех, кто пишет книги. Пока не знаю, как это можно было бы сделать. Сейчас это работает так: обращаешься в издательство, а у тебя спрашивают: «Почему вас будут читать, например, в Барнауле? Или в Москве? Зачем нам печатать вашу книгу?» И всё. На этом и молодой писатель, и писатель, которому 60 лет, скорее всего сложит свой черновик в стол, и его книга, которая, может быть, очень талантливо написана, никогда не увидит мир. Это современные реалии, увы.

Знаете, когда я искал, как издать свою первую книгу, и общался с одним издательством, у меня в первую очередь спросили не про текст. Первый вопрос был: а сколько у вас подписчиков в соцсетях? И если у вас недостаточно подписчиков, то даже до передачи рукописи дело не дойдёт. Обосновывается это легко и просто: коммерческая выгода. Издательству легче выпустить книгу какого-нибудь известного блогера или тик-токера с миллионом подписчиков, которому достаточно выложить пост про свою книгу. Даже если всего 2% его подписчиков её купят, это уже будет бестселлер. Но это же не про литературу! И в этом сегодня большая проблема!

Сегодня на полках магазинов легче встретить измышления тик-токеров, чем по-настоящему талантливые книги неизвестных писателей.

 

- А как её решить? На ваш взгляд, в этом деле, да и в самом процессе обновления писательского ремесла должна быть какая-то господдержка?

- Безусловно, нужна. Да, она есть и сейчас в виде различных грантов на издание. К сожалению, эти издания, зачастую в виде сборников, выходят малым тиражом и расходятся по друзьям-знакомым и, может, ещё в библиотеки. А что делать дальше, никто не знает. Но если человек по гранту распечатал в Симферополе 100 книжек, это не значит, что о его творчестве узнали жители других регионов России или крупные издательства в Москве или Петербурге. То есть, нужен другой подход.

Но дело не только в господдержке, но и в других моментах. Например: у нас только в Крыму есть как минимум пять различных Союзов писателей. Да, они иногда где-то пересекаются, но зачастую если человек вступил в один из союзов, то в других на него уже будут смотреть косо. То есть, проблема в разобщённости, в том, что нет цехового братства. Каждый живёт в своём маленьком мирке, где нет каких-то глобальных задач. А я убеждён и очень хочу, чтобы книги меняли мир, делали нас духовно богаче, лучше. Сейчас очень тяжёлое время, когда идёт не только физическая борьба, но и серьёзнейшая битва за души людей. И литература — это один из способов победить в этой битве!

У меня есть идея, я очень хочу её реализовать: хочу объединить крымские союзы писателей, чтобы все, кто имеет отношение к литературе в Крыму, работали на пользу дела и помогали друг другу. Молодому поколению, молодым писателям очень нужна эта связь, нужны наставничество и обмен опытом. Мне председатель моего союза Валерий Шумилов, действительно, очень помогал: он выступил редактором моей книги и именно благодаря его работе текст стал намного лучше. А я многому у него научился. 

И я вижу, что пожилые крымские писатели готовы быть такими наставниками, им приятно, когда к ним обращается молодёжь. А молодёжь в свою очередь может быть полезна тем, что намного больше ветеранов пера понимает в современных технологиях и в продвижении. Возможно, именно молодые писатели могли бы организовать в рамках союзов писателей какие-то обучающие курсы по продвижению литературы. Ведь их старшим коллегам бывает сложно освоить весь спектр существующих сегодня медиатехнологий.

Молодые писатели могли бы помочь старшим коллегам осваивать новые технологии.

- Но здесь мы опять упираемся в то, что молодёжь надо сначала привлечь. Как вы объясните им, что писательство это круто, если сейчас даже чтобы поделиться собственным опытом, достаточно написать пост в личном блоге?

- Работая с молодёжью, со школьниками, нужно системно объяснять, что такое творчество, насколько это круто! Когда я написал первую книгу, мне было стыдно и неловко. А сейчас я совершенно по-другому на это смотрю. Во-первых, написанная книга — это крутой артефакт. Во-вторых, это — большое достижение, вызов, который, если ты пройдёшь его до конца, даст тебе незаменимый опыт. 

В-третьих, и это, на мой взгляд, самое важное — это наследие. Ты можешь говорить с людьми, делиться с ними своим опытом через 30, 50 и даже 100 лет! Может, когда-нибудь мой правнук возьмёт мою книгу, прочитает и поймёт мои мысли, почувствует связь со мной через десятки лет. Это же замечательно, что моя книга может дать мне возможность общаться с моими потомками, показать им, каким я был и какой была жизнь вокруг меня.

А прочитав пост в соцсети, человек никогда не сможет вжиться в ситуацию. Он не сможет пережить с героем его жизненный путь, не поймёт его суть, не ухватит его мысли, чувства, опыт. Именно поэтому книга — важнейшая вещь: она позволяет прикоснуться к опыту других людей. Благодаря книге ты можешь пережить то, что прожил другой человек, можешь усвоить его уроки и, возможно, совершить меньше ошибок в своей жизни, не потратить на них силы и время. Это если говорить с позиции читателя. А с позиции писателя это огромный опыт, статус, это саморазвитие и возможность помочь другим людям, поделившись с ними своим опытом.

- Какие три главных совета вы бы дали молодым писателям, кто хочет, но не знает, с чего начать?

- Первое — не останавливайтесь и пишите, несмотря ни на что. Есть такой «синдром белого листа», когда ты хочешь, но не знаешь, с чего начать. Лучше начать хоть с чего-то! Один из приёмов — тренироваться описывать что-то: события дня, какое-то происшествие, которые вызвало в тебе сильные ощущения… Да хоть вазу, которая стоит перед тобой на столе! Так уходит страх и вырабатывается привычка.

Второе — всегда верьте в себя. Вспомните историю Джоан Роулинг: она отправила роман о Гарри Поттере в 20 издательств — и ей все отказали! Только через год ей удалось добиться внимания к рукописи… Но в конечном итоге она стала мировой звездой.

И третье. Изучайте все возможности и способы продвижения. Не бойтесь современных технологий и смелых экспериментов. Можно же написать 100 блогерам «Привет. Я вышлю тебе свою книгу — можешь дать свой отзыв?». Да, из 100 половина скажет «нет», большая часть из оставшихся напишет, сколько это будет стоить. Но вполне возможно, что найдутся два или три человека, которые тебя поддержат — может, потому что совсем недавно они тоже были начинающими блогерами с сотней подписчиков. Так и начинается взаимодействие. И отсюда, наверное, ещё один совет: ищите соратников и единомышленников. Тех, кто будет готов помочь вам, потому что так же, как и вы, любит литературу.

Беседовала Наталия Назарук

Фото: личный архив Григория Алексаняна, Татьяна Воробьёва|ForPost, Ирина Горобец|ForPost

99
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Какие загадки и опасности поджидают туристов в Чёрном море

Случайность может приукрасить отдых, а может и испортить.
18:16
0
80

Как «подарок Гитлера» стал первым телескопом Крымской обсерватории

Исследовать космос на территории полуострова начали сто лет назад, но всерьёз за астрономию взялись после Великой Отечественной войны
19:16
4
1005

Туристам в Крыму предложили экскурсии на необычный объект

Прошлое полуострова становится ближе, чем когда-либо.
16:18
0
5526

Ин витро: как в Крыму импортозамещают виноград с помощью пробирок

Уникальный маточник вступит в лозоношение уже в следующем году.
18:18
1
698

Погибающую от жары рыбу в западном Крыму спасают кислородом

Но пока одни спасают живую природу, другие её загрязняют.
17:16
0
968

В аномальную жару в столице Крыма пилят главный парк

Жители беспокоятся за судьбу деревьев.
18:18
4
1829