Бывает, что посылка теряется на неделю, а служба поддержки не может дать внятных объяснений: у них «технический сбой». Оказывается, иногда под этими словами скрывается не лень курьера, а настоящая проблема. Где-то в логистической системе неизвестные просто стёрли часть данных. В итоге посылки на маршрутах «зависают», получатели нервничают, а транспортные компании несут убытки и потери.
Почему это происходит и как можно обезопасить от хакеров и перевозки, и клиентов, в эфире радио «Спутник в Крыму» рассказал глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым Анатолий Цуркин.
Кто и зачем срывает доставку посылок?
Именно с такой проблемой на прошлой неделе столкнулась одна из российских транспортных компаний, которая работает в том числе и в Крыму. Как пояснил Анатолий Цуркин, у крупных «транспортников», которые занимаются сборными грузами, все процессы контролируются и обрабатываются специальной программой. Когда мошенники пробираются внутрь системы, они могут повредить архитектуру этих программ — банально удалить часть данных.
«Когда архитектура нарушается, большая масса грузов, которые едут по стране в данную минуту, оказывается в подвешенном состоянии. Непонятно, какой груз куда должен прибыть, потому что это всё управляется прежде всего программой», — пояснил Анатолий Цуркин.
Похожая ситуация, напомним, в прошлом году была у одной из крупнейших в России транспортных компаний СДЭК. Как писал ForPost, в конце мая пользователи в течение нескольких дней не могли получить или отправить свои посылки. Технический сбой оказался таким обширным, что компании пришлось объявить о приостановке работы пунктов выдачи.
«Конечно, это огромные убытки: помимо расходов на восстановление данных это, естественно, переток клиентов, потому что многие ждут свои посылки точно в срок», — отметил специалист.

Неизвестными злоумышленниками обычно выступают хакеры. По словам крымского специалиста, это могут быть как вражеские группировки на Украине, которые пытаются всеми возможными способами навредить российской инфраструктуре, так и международные хакерские группировки. В таких случаях преступники, как правило, пытаются шантажировать пострадавшие компании, требуя деньги за восстановление данных.
Антивирус и человеческий фактор: как защититься от кибератак
Несмотря на то, что хакерские атаки приносят массу ущерба, речи об остановке всей логистики в России нет, уверяет Анатолий Цуркин. В стране работает достаточно много мелкокалиберных перевозчиков, некоторые из них до сих пор предпочитают вести дела на бумаге. А большие компании-наниматели часто пользуются услугами параллельно нескольких фирм, поддерживая таким образом конкуренцию среди контрагентов и защищая себя от полного коллапса.
А вот у крупных перевозчиков, которые работают с большими объёмами грузов на унифицированном программном обеспечении, рисков намного больше. Одним из факторов риска, как ни парадоксально, становятся сотрудники таких компаний, которые пользуются рабочими компьютерами не по назначению.
«Сегодня все пытаются защититься, запретив к своим сетям доступ с иных IP-адресов, ограничив доступ к рабочим компьютерам флэшек и несанкционированные выходы в интернет. Потому что чаще всего сотрудники на рабочих местах открывают какие-то сайты, случайно нажимают какие-то ссылки – и «затягивают» на рабочий компьютер вредоносное ПО», — объяснил глава Ассоциации грузоперевозчиков Крыма.

К сожалению, даже антивирусы или другое защитное ПО не всегда способны распознать угрозу. Если кибермошенники получили доступ к внутренней системе, то они под видом администраторов могут начать удаление данных. Антивирусу будет очень сложно определить, какое из удалений законное, а какое нет.
В таких случаях заметить неладное может только человек.
«Мы у себя в компании однажды такое наблюдали: у нас в онлайне началась большая регистрация личных кабинетов. Если в норме это 50-60 кабинетов в день, то у нас было 100-120. Вроде бы ничего подозрительного, но мы начали это отслеживать и добавили к верификации, кроме телефона, ещё и электронную почту», — подчеркнул Анатолий Цуркин.
Риск в том, что позже с этой массы личных кабинетов одномоментно поступит огромное количество заявок на доставку или на получение груза. Это и есть атака, во время которой система компании банально перегружается и начинает путаться в том, какая заявка настоящая, а какая – нет.
Защита данных и проверка контрагентов
Похожих мошеннических схем сегодня довольно много. При этом угроза существует не только для грузоперевозчиков, которые рано или поздно вернут управление в свои руки, но и для обычных пользователей – вполне реальных людей, которые даже не догадываются, что такую «самодеятельность» устраивает их собственная техника.
«Когда мы отслеживали регистрации, мы начали обзванивать этих людей. И многие нам сказали, что они в этот момент нигде не регистрировались. Мы пришли к выводу, что это было стороннее хакерское ПО, которое человек может закачать под видом безобидного приложения, но которое в это же время перехватывает коды верификации из смс, а хозяин телефона это даже не замечает», — рассказал нюанс Анатолий Цуркин.
Именно поэтому глава крымской Ассоциации грузоперевозчиков в очередной раз призвал пользователей очень внимательно относиться к любым скачиваниям из интернета или подозрительным предложениям в Сети.
«Если, например, вы знаете, что приложение платное, а вам предлагают на каком-то форуме бесплатную версию, надо всегда задуматься. Возможно, в этом приложении уже изменили код. Что туда добавили, сложно сказать», — предупредил он.

Самим транспортным компаниям специалист рекомендует проверять не только подозрительную активность в корпоративных системах, но и живых людей или компании-партнёры, которые могут доставить не меньше хлопот.
«Мы неоднократно говорили о том, как используют перевозчиков. Так это было на Крымском мосту, когда водитель даже не знал, что он везёт. Так было и в Сибири. В обоих случаях перевозчики не были осведомлены, потому что неправильно выбирали своих контрагентов. С вверяемым грузом может произойти всё, что угодно, как со стороны заказчика перевозки, так и исполнителя. И оба должны быть максимально открыты – а сервисов для проверки сейчас достаточно, — обратил внимание Анатолий Цуркин. – Можно просто на сайте ФНС скачать справку и увидеть, как давно зарегистрирована фирма, кто её директор, какие обороты. Многие перевозчики используют неофициальные контракты и расчёт наличными – и от этого страдают».
Напомним, недавно к уже имеющимся грузоперевозкам в Крым добавилось ещё одно динамично развивающееся направление – Китай. Как обнаружили аналитики сервиса «Авито Услуги», в августе 2025 года объёмы доставки грузов в Поднебесную из Крыма выросли примерно на 52% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Наталия Мешкова
Фото: Татьяна Никитина|ForPost, Александр Амельянчик|ForPost, Арина Розанова|ForPost|нейросеть FreepikAI
