В Крыму растёт спрос на доставку грузов в Китай, а также из Китая на полуостров. Чем привлекает эта страна местных предпринимателей и какие особенности есть на этом направлении, ForPost рассказал глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым, бывший министр транспорта региона Анатолий Цуркин.
Мороженое и куриные лапки
Динамику спроса на международные грузоперевозки из Крыма за август 2025 года проанализировали эксперты «Авито Услуги». И пришли к выводу, что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в целом по региону интерес к доставке грузов в Китай вырос на 52%, а по Симферополю — на 57%. По данным специалистов сервиса, среди других международных направлений Китай показал наибольший рост спроса.
Увеличение спроса на доставку грузов в эту страну подтвердил в комментарии ForPost Анатолий Цуркин. По его словам, в настоящее время не только крымчане, но и жители других регионов РФ хотят что-то продать или купить в Китае.
«Большое количество россиян и граждан СНГ находятся в Китае, они взаимодействуют с китайскими товаропроизводителями и ищут ниши, какой товар можно сюда поставлять, что нужно Китаю», — рассказал собеседник издания.

Во время своего путешествия по Поднебесной Анатолий Цуркин увидел, что на полках китайских магазинов много российских товаров, которые пользуются спросом у потребителей.
«Китайцы любят российское мороженое. Также там продаётся большое количество мёда, для них это такой российский деликатес», — поделился своими наблюдениями собеседник издания.
А из Крыма в Поднебесную, как рассказывал ForPost, везут соки, вино, эфирные масла и косметику. Например, из крымского кориандрового масла китайцы производят пепси-колу. Помимо этого, Китай заинтересован в поставках из Крыма куриных лапок, которые в стране считаются деликатесом. А первую партию крымского мороженого отправили туда ещё в 2019 году.

Китайско-российские нюансы
В Китае огромное количество фабрик и заводов, поэтому стране нужны новые рынки сбыта. И она готова бороться за клиентов: Поднебесная предлагает товар разного качества и в разных ценовых категориях, поэтому российским предпринимателям интересен этот рынок.
К тому же введение безвизового режима для россиян с сентября 2025 года упростило пребывание в Китае, отметил Анатолий Цуркин.
«В части грузовых перевозок у России прямая граница с Китаем на Дальнем Востоке. И это способствует развитию экономических отношений двух стран. В Китае проживает более миллиарда человек. Это огромный рынок, он в десятки раз больше российского», — подчеркнул эксперт.
Вместе с тем, у российско-китайских грузоперевозок есть ряд нюансов. Например, китайские перевозчики создают конкуренцию российским из-за более низких цен. Поэтому часто российские предприниматели пользуются услугами иностранцев.
«В Китае топливо и ремонты (фур — Прим.) дешевле, чем в России. Естественно, китайские перевозчики более конкурентоспособные, чем наши российские», — посетовал Анатолий Цуркин.

К тому же в Поднебесной защищают интересы своих грузоперевозчиков, запрещая конкурентам из других стран свободно передвигаться по стране.
«Китайцы свой рынок защищают в части перевозок: они не пускают наши фуры дальше, чем на 50 километров от границы. То есть российский перевозчик пересёк границу с Китаем, в определённом месте выгрузил товар и дальше не едет: товар по самому Китаю развозят местные перевозчики. А в России китайские перевозчики могут свободно передвигаться по всей стране», — отметил собеседник издания.
Как ранее рассказывал ForPost, Крым играет большую роль в обеспечении товарами исторических территорий. Например, полуостров служит своеобразным мостом для поставок белорусских товаров в Запорожье и Херсон.
Юлия Суконкина
Фото: Наталия Назарук|ForPost, Елена Фокина|ForPost, Алексей Лохвицкий|ForPost