Новости мира

Какой язык считал своим Тарас Шевченко?

Какой язык считал своим Тарас Шевченко?

В последнее время в наших учреждениях культуры можно увидеть такие плакаты. С полотна сурово и испытующе смотрит Тарас Григорьевич Шевченко. Ниже надпись: «А чи навчив ти сина говорити на моїй мовi?». Невольно вспоминается знаменитый плакат времен гражданской войны: «А ты записался добровольцем в Красную Армию?». Вероятно, подразумевается, что вошедший, на каком бы языке он до этого не разговаривал, должен просто сгореть от стыда, если тут же не перейдет на украинский язык.

Между тем ответ на вопрос, какой язык считал своим Т.Г.Шевченко, отнюдь не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Тарас Григорьевич писал одинаково много как на украинском, так и на русском языке. Скажем, «Кобзарь» написан на украинском. А вот вся художественная проза – на русском. Даже знаменитая пьеса из истории запорожского казачества «Назар Стодоля» первоначально была написана на русском языке и лишь потом переведена на украинский. Письма он тоже писал на обоих языках – в зависимости от адресата. Как же определить, какой язык Кобзарь считал своим?

Составитель толкового словаря живого великорусского языка датчанин по происхождению В.Даль как-то сказал: «Ни призвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежащим к той или иной народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я – думаю по-русски.». На каком же языке думал Т.Г.Шевченко? Ответить на этот вопрос не представляет ни малейшего труда. Заглянем в те его записи, которые не предназначались для посторонних глаз, которые он вел для себя, – в его дневники. И станет ясно – Шевченко думал по-русски.

Дело в том, что в те времена украинский язык был не столько языком народности, сколько языком сословия. На этом языке разговаривало простонародье. А языком образованных слоев общества был русский язык. Вот, например, что пишет по этому поводу известный украинский историк и первый президент независимой Украины М.Грушевский: «Уже с половины XVIII века начало складываться желание свежеиспеченного шляхетства придать себе благородный лоск, подчеркнуть свое отличие от серой казацкой массы… А так как из чужих культур у украинской интеллегенции было более всего разных связей с культурою великорусскою, то в конце концов она подпадает весьма сильному влиянию этой последней и постепенно русеет…» Теперь «на народный язык смотрят несерьезно, он представляется просвещенным украинцам провинциализмом, не имеющим никакой будущности».

Киевский митрополит Гавриил Кременецкий характеризует украинский язык как «простонародное, старинное, здешнее, с польским и славянским смешанное наречие». Автор первой грамматики украинского языка Павловский уже в 1918 году «мотивировал свой труд чисто антикварными мотивами, называя украинский язык «ни живым, ни мертвым, исчезающим наречием».

Вот и выходит, что «сочинение возмутительных стихов на малороссийском языке», как записано в циркуляре на отправку Шевченко в Орскую крепость, было фактом не столько художественным, сколько политическим. Таким же политическим фактом можно считать и возникновение литературы на украинском языке на территории Галиции, бывшей в то время под властью Австро-Венгрии. Валуевское ограничение 1863 года на издание книг на украинском языке вызвало противоположную реакцию. Здесь возникло так называемое народовское движение, с которым начинают сотрудничать многие киевские писатели (Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Михаил Старицкий и другие). Поэтому можно с уверенностью сказать, что «Кобзарь» является прежде всего сословным протестом против политики властей.

Иное дело чисто художественные произведения. Здесь следовало использовать тот язык, который давал больше возможностей для решения именно художественных задач. И таким языком для большинства украинских писателей был русский. На русском языке писали Гоголь, Гребенка, Погорельский, соратник Шевченко по Кирилло-Мефодиевскому братству Н.Костомаров. На русском языке была написана «История запорожского казачества» Д.Яворницкого. И даже непримиримый М.Грушевский писал на русском языке, когда находил это целесообразным. Почему? Да потому, что, как сказал однажды Николай Васильевич Гоголь, «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Впрочем, никто и не утверждает, что язык сословия не может стать литературным языком. Таких примеров в истории предостаточно. Это и итальянский язык, который оставался простонародным до создания Данте «Божественной комедии», это и русский допушкинский язык. Но чтобы стать литературным, язык должен созреть сам. А это процесс естественный и управлению не подлежит. Сейчас, наконец, для развития украинского языка создаются самые благоприятные условия. Но значит ли это, что необходимым условием для развития украинского языка является отказ от языка русского, а с ним – и от русской культуры? Возвысит ли это украинский народ, поднимет ли из нищеты и убожества, добавит ли образованности и мудрости? Думается, что как раз наоборот.

История свидетельствует, что развитие национальных культур может происходить только при условии их тесного взаимодействия с другими культурами, из которых они черпают, как из источника. Вспомним эпоху Возрождения, полностью вызревшую на фундаменте античной культуры. Вспомним ту же русскую литературу, расцвет которой вряд ли стал бы возможным без увлечения русского общества XVIII века французским языком и французской культурой.

Есть немало примеров создания целых литератур на негосударственных языках. Никому не придет в голову назвать ирландца Джойса английским писателем только потому, что он написал своего «Улисса» на английском, а не на ирландском национальном языке. Житель Вены Стефан Цвейг и пражский еврей Франц Кафка писали на немецком. А в Бельгии, где подавляющее большинство населения разговаривает на фламандском языке, Шарль де Костер, Верхарн и Метерлинк создали на французском языке произведения, которые составили славу бельгийской литературы. Словом, для здравомыслящих людей характерно отношение к чужой культуре, как к сокровищу, которое может только обогатить владеющего им человека. Почитайте дневники Шевченко – и вы увидите, с какой любовью относился Кобзарь к русской культуре, с каким почтением говорил о русских гениях.

Для здравомыслящей части украинского общества здесь все предельно ясно. Кто же тогда будоражит людей, отвлекая их от реальных проблем сегодняшнего дня – безработицы, бесправия, нищеты? Ответ известен. Это манипулирующие национальной идеей политики и попавшая под их влияние часть наших сограждан. Самые простые и самые понятные истины, которые никогда и ни у кого не вызывали сомнений, в их интерпретации вдруг искажаются до неузнаваемости и, как в кривом зеркале, приобретают совершенно не свойственные им очертания. Так язык – явление сугубо культурное – превращается в инструмент для сведения политических счетов, а общество раскалывается на «своих» и «чужих».

Около века назад, предвидя появление таких политиков, Ф.Достоевский писал: «Не будет у России и никогда не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится принять их освобожденными. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себя и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись. Они будут заискивать перед европейскими государствами, будут говорить, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс, гонитель и ненавистник европейской цивилизации» («Дневник писателя»).

Давайте все же задумаемся. Надо ли нам оглядываться на политиков? Надо ли отказываться от русского языка, от великой русской культуры? В конце концов, политики приходят и уходят, а культура – вечна. Может, лучше научимся выбирать себе политиков?

Юрий Соловьев

5778
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (7)

Profile picture for user Ольга
245
Ольга

Замечательная статья!! Большое спасибо!!!

Profile picture for user хазар
8709
хазар

как сочинитель кобзарь был посредственный. тарасика природа талантами наградила щедро, но то, что он оставил после себя невозможно читать от корки до корки. кто-нибудь читал его "кобзарь" всерьез? уверен - не много таких. стих хорош только местами. не видно целого за словесной мишурой. вечно в мыслях путался..

а еще тарасик страдал разными комплексами, с женщинами не ладил. но главный свой комплекс - комплекс выбора языка общения и творчества оставил потомкам в наследство. за это ему все безмерно благодарны.

русские, казахи, украинцы и др. нечитающие кобзарь потомки наставили ему, мятежной душе, памятников. где-то он напоминает чуду-юду в папахе на пьедестале. где-то сверкает ботексной фактурой лица. где-то, как на гривневой купюре, только из надписи видно, что изображен т.г.шевченко, "народный гений", днепровский акын.

в бывшем союзе шевченко - второй, после ленина, по количеству памятников и "памятных мест"! ни один русский поэт такой чести не удостоился, а шевченко - пожалуйста, гипса не жалели. а как же! "народный гений" - это так по-большевистски ..

в запорожье есть своя "тарасова груша". свидомиты ее свято чтят как культурную реликвию, призванную вызывать у потомков национально-свидомый пиитет. декламировал григорич под ней свою поэму "катерина" или нет, подтверждений не имеется. а вот местный культовый объект свидомитов появился - старая, корявая груша, огороженная кованным заборчиком. что за плоды та груша дает, и можно ли их есть - неведомо.

у местного, недостаточно свидомого населения возникает вопрос, на который укроботаники не спешат дать вразумительный ответ: сколько лет может расти обыкновенное дерево груша, как оно могло сохраниться?

Profile picture for user A.gerbrandt@mail
4887
A.gerbrandt@mail

[IMG">http://s16.radikal.ru/i190/0908/16/3a11ce139b7d.jpg[/IMG">[/URL">"> А вербу Тараса я ещё застал живой.

Profile picture for user хазар
8709
хазар

to Soul crew

если таким как ты, нравится шевченко, значит тарасу снова не повезло. не мечтал он о том, чтоб его именем ополяченные и отпиндошенные свидомиты зомбировали весь честной народ.

Profile picture for user Alex2008ander
2486
Alex2008ander

to хазар (Запорожье) Если ты действительно из Запорожья,то ты позор Украины и лучше бы ты умер при рождении,чем ходишь по земле политой кровью запорожских казаков и при этом пишешь такую хрень про Шевченко и патриотов Украины!!!

Profile picture for user хазар
8709
хазар

to Alex2008ander (Севастополь)

лучше бы ты умер при рождении..

проверь, убогий, списки голодоморных жертв. говорят, некоторых борзых укрослужаки уже отпели сдуру. вот и ты какой-то .. неадекват, что ли?

от вивисекции косишь?

ничего, наши придут и в лучших традициях казаков-запорожцев подлечим головушку убогую.

Profile picture for user bouzia
1
bouzia

http://holsto-mer.ru/?page_id=2987

Гений, талант ли Тарас – это одно дело. Другое – его отношение к России, к русским. Вот тут Тарас проявил себя как «щирый» русофоб. Большевики тщательно маскировали этот факт, а сейчас становится очевидным – ох, не любил кобзарь «москалей». Думаю, что «москали» вправе отвечать ему тем же.

Главное за день

Зачем в Крыму решили осветить «Тавриду»?

Новые условия могут сделать трассу более скоростной.
16:24
5
1234

Графики подачи воды не помогли крымским фермерам

Они по-прежнему рискуют остаться без урожая.
15:28
0
665

Реальность многополярного мира: что решает Владимир Путин с мировыми лидерами в Китае

На саммите ШОС фиксируют, что изменения в мире приобрели позитивную динамику, считает эксперт.
15:15
2
253

Почему в Крыму выбрасывают в море собранный пляжниками урожай водорослей

Людям неприятно купаться в морских «зарослях», поэтому берут уборку в свои руки.
13:24
3
1556

В Севастополе Херсонесу добавят заборов и турникетов

Всё для спокойствия монахов из расположенного на территории музея монастыря.
11:05
48
2816

Туризм

Почему в Крыму выбрасывают в море собранный пляжниками урожай водорослей

Людям неприятно купаться в морских «зарослях», поэтому берут уборку в свои руки.
13:24
3
1556

Японские туристы требовали, чтобы тайваньцы признали себя китайцами

После этого один из них быстро ретировался, а второй был депортирован.
09:45
0
218

Как редактор ForPost покорила высшую точку Европы

В таких красивых уголках природы, как Приэльбрусье, можно провести не меньше недели.
13:35
0
2282

Осенью на Большой Севастопольской тропе наведут «марафет»

Навигационных стендов теперь станет ещё больше, а старые — обновят.
13:04
4
766