Накануне в России отметили День российского предпринимательства. Праздник тех, кто, как неоднократно подчёркивается, является двигателем экономического развития страны и не боится рисков и ответственности.
ForPost решил узнать из первых уст о том, как живётся бизнесменам в Севастополе, легко ли открыть и вести свой бизнес в нашем городе и с каким трудностями предстоит столкнуться тем, кто отважился на самостоятельное плавание.
Своими наблюдениями и опытом по теме поделились предприниматели, работающие, как представляется, в наиболее востребованных бизнес-сферах нашего региона — бьюти-индустрии, ресторанном деле и туризме.
Подводных камней, отметим, во всех областях оказалось немало. Но и без позитива не обошлось.
«Плюшки» от государства
Анастасия Беляй шагнула в сферу бизнес-индустрии в 2015 году — и прошла путь от работы на дому до открытия собственного центра по уходу за телом.
В 2020 году девушка зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Вести дела в открытую, признаётся она, мотивировала господдержка.
«Когда ты в сообществе малых предпринимателей, тебе открываются какие-то дорожки в виде поддержки от государства. В частности, раз в год центр „Мой бизнес” предлагает какие-то интересные „плюшки”. Например, в позапрошлом году мою рекламу размещали на двух огромных баннерах по городу», — рассказывает девушка.
Правда, добавляет предприниматель, несмотря на то что реклама провисела два месяца, её никто не увидел — скорее всего из-за неудачного размещения баннера, совсем не в том районе, где, собственно, рекламируемые услуги предоставляются, а это важно, подчёркивает Анастасия Беляй.
«На самом деле, была проделана большая и дорогостоящая работа, а эффективности, к сожалению, ноль. Но это был мой первый опыт, я поняла, что и как нужно делать», — отмечает она.
Потом ещё была бесплатная реклама на умных остановках и местных радиостанциях. Правда, клиентов это тоже почти не принесло, но, как говорит собеседница, нужно, чтобы было семь точек соприкосновения компании с потенциальным клиентом, чтобы последний воспользовался услугой.
«Я считаю, что этот опыт был как раз одной из точек соприкосновения. Бесплатно и здорово, попробовали такой формат. Я училась на ошибках и не на своих деньгах, что тоже, можно сказать, плюс», — отметила Анастасия Беляй.
Следующим шагом поддержки от государства стала бесплатная разработка сайта. Что из этого выйдет, девушка ещё не знает, но надеется на лучшее.
Хотите рожать — закрывайте бизнес
Как ни странно, но со сложностями предпринимательства Анастасия столкнулась на пороге декрета. Оказалось, что выплаты по уходу за ребёнком до 1,5 года она может получить лишь в том случае, если на время прикроет свой бизнес. В итоге выходить на работу Анастасии пришлось с двухнедельным малышом на руках.
«Никаких поблажек в декрете нет. Мне сказали, что ежемесячное пособие смогут мне выплачивать, только если я на время прикрою свой бизнес, возьму типа каникул. А как они это себе представляют? Кто будет аренду платить за помещение? Или мне нужно было все вещи вывезти? А как потом я буду воскрешать свой бизнес?» — резонно интересуется представитель бьюти-сферы.
Конечно, признаётся собеседница, начинать своё дело в нише бьюти-индустрии сегодня сложнее, чем лет десять назад. Для старта хорошо бы иметь тысяч двести рублей. А ещё нужно уметь управлять процессом и делегировать задачи, потому что быть одновременно и мастером, и администратором, и бухгалтером, и СММ-специалистом, и уборщицей — задача непосильная.
«На сегодняшнем этапе я научилась ребёнка отдавать няне, у меня есть бухгалтер, который ведёт всю документальную работу, и администратор, который обеспечивает необходимый сервис. Клиенты сейчас балованные, нужно удивлять, клиентские дни проводить и контакт с ними держать после процедуры. Это не просто стаканчик водички предложить, как было лет 10 назад», — делится опытом предприниматель.
Правда, севастопольским представителям малого бизнеса повезло — у них есть возможность получить на старте 300 тысяч на развитие бизнеса — это очень хорошее подспорье, считает Анастасия Беляй.
«Это очень крутая фишка — можно купить материалов для работы, оборудование, арендовать помещение. Но я не успела на неё попасть, так как есть условие — бизнесу не должно быть больше трёх лет, а у меня ему уже четыре года», — отметила она.
В целом, по мнению собеседницы, начать свой бизнес не так сложно, как кажется. Главное — стараться выделиться из толпы, найти свою уникальность и рассказывать миру о себе, например, через соцсети и сарафанное радио.
Идите в другую сферу
В ресторанном бизнесе, как выяснил ForPost, ситуация сложнее — тут и задачи масштабнее, и затраты побольше. Поэтому формат и уровень будущего заведения зависит от наличия и размера стартового капитала.
«Сложность номер один — это деньги, инвестиции на открытие проекта. Если у вас уже есть деньги, то 50% сложностей отпадает», — говорит предприниматель Фёдор Старовойтов.
При этом стартап приличного ресторана или ночного клуба может обойтись в 10–15 миллионов рублей.
«Есть проекты в Севастополе, которые стоят 30–50 миллионов рублей. Всё зависит от того, какие у вас есть инвестиции», — отметил собеседник.
Допустим, финансовый вопрос решён, предприниматель нашёл источник денег и открыл заведение, но на этом трудности не заканчиваются. Вторая проблема, с которой столкнётся местный ресторатор, — это отсутствие кадров для профессиональной команды.
«У нас в Севастополе и Крыму абсолютно нет кадров. К сожалению, это правда, все коллеги плачут, просят и не могут найти толковых людей. Я, например, не могу найти повара уже полтора месяца, его просто нет», — поделился бизнесмен.
В большинстве случаев растить профессионалов приходится самим предпринимателям, но кадры вырастают и уезжают, а проблема остаётся.
Мало располагает к старту бизнеса на полуострове и нынешняя военно-политическая ситуация в стране. Закрытый аэропорт и периодические «прилёты» ракет и БПЛА противников угнетают развитие индустрии в целом.
«Если сегодня вы захотите открывать ресторан, подумайте 300 раз, где вам его лучше открывать — здесь или в Москве. Инвестиции и затраты времени те же, а результат, который ожидает увидеть предприниматель, здесь, скорее всего, не получится в нынешних реалиях», — предупреждает Фёдор Старовойтов.
Ждать особо ощутимой поддержки от государства, добавил бизнесмен, не стоит: «Вы открываете частный бизнес, какое отношение государство в этому имеет?»
Те же триста тысяч рублей, которые очень помогли бы открыться предпринимателю бьюти-индустрии, для ресторанного бизнеса — капля в море.
«Что такое сегодня 300 тысяч? Это ни о чём. В лучшем случае вы на эти деньги зарегистрируете ООО», — считает ресторатор.
Что касается системы госкредитования, предлагаемой начинающим бизнесменам, то тут тоже есть нюансы.
Во-первых, это залоговые деньги, а значит, они требуют подтверждения, что вы когда-нибудь вернёте долг государству. Чаще всего для этого приходится отдавать в залог квартиру или автомобиль.
«Вам тогда надо иметь в собственности либо автомобиль, либо квартиру. Но, например, старые „Жигули” не покроют залог по кредиту в пять миллионов. Иначе вам не дадут кредит, потому что вам нечем будет гарантировать их возврат. И это очередная сложность», — говорит Фёдор Старовойтов.
Не стоит рассчитывать на кредит, добавил он, и в том случае, если ваше предприятие только создано, у него нет ещё истории и показателей оборотов.
«Ни в центре „Мой бизнес”, ни в банке вам кредит не дадут, нужно сначала поработать. Там должны видеть, что это реально работающее предприятие», — уточнил предприниматель.
Да и в коммерческих банках предложения для начинающих бизнесменов вряд ли можно назвать лояльными: при кредите под 17% годовых работать придётся только на погашение этих кредитных обязательств.
В целом сфера общепита — одна из самых сложных для бизнеса, подчёркивает Фёдор Старовойтов. Если предприниматель не вовлечён с головой в проект и не контролирует его на каждом этапе, то он может стать огромной площадкой для махинаций персонала.
«Я как ресторатор сразу могу сказать вам: если вы хотите заниматься бизнесом и у вас есть деньги, рассмотрите какую-то другую сферу. Здесь очень много подводных камней. Рентабельность сегодня ресторанного бизнеса в среднем по Севастополю — 10–15%. Это уже считается, что ты очень успешный предприниматель», — пояснил опытный бизнесмен.
Открыть — не вопрос
В отличие от ресторанного бизнеса, открыть турфирму в Севастополе и Крыму — гораздо легче, а вот вести бизнес и удержать его на плаву уже значительно сложнее.
Трудности обусловлены несколькими факторами, пояснила гендиректор туроператора «АриаднА-Крым» и доцент кафедры туризма, сервиса и гостиничного бизнеса СевГУ Елена Одарюк.
С одной стороны — это недобросовестная конкуренция в нише, где все выживают как могут.
«В связи с трудностями выживания кто-то в тень уходит, кто-то демпингует. А это почти одно и то же, потому что человек может демпинговать за счёт того, что он где-то недоплачивает налогов, например», — пояснила она.
С другой стороны, отбивает желание ехать на отдых в Крым у туристов и неспокойная обстановка на полуострове — в частности, периодические атаки со стороны Украины.
«У меня было три группы туристов, которые хотели приехать в Крым, но после очередной атаки и те развалились. Такая же ситуация и у крымских коллег, после последних событий начали массово отменять брони», — отмечает собеседница.
Единственное направление туризма, на котором ещё хоть как-то выживают местные предприниматели, — путешествия жителей полуострова по России. Но и здесь смельчаков остаётся все меньше.
Сначала отсеялись те, кто боится пересекать Крымский мост из соображений собственной безопасности: говорят, когда всё закончится, придём. Теперь же оставшихся начинает одолевать страх потерять имущество, пока они беззаботно катаются по стране.
«После каждой шумихи, которая поднимается в прессе <из-за атаки ВСУ> и каждой очередной пробки у Крымского моста люди отказываются от туров под предлогом „уедем — а куда возвращаться будем?”» — рассказывает Елена Одарюк.
О зарубежных турах, добавила она, вообще говорить не приходится: помимо трудностей с логистикой, добавляют сложностей периодические скандалы с недопуском российских туристов на авиарейсы.
«У нас остался ограниченный выбор направлений для путешествий за границу. Плюс любой отпуск увеличился на четыре дня в связи с закрытым аэропортом, а билеты на поезд в Москву или Санкт-Петербург заканчиваются через 15 минут после старта продаж», — перечислила логистические нюансы предприниматель.
При этом вопрос не в том, открывать ли свою турфирму, — а в том, как развивать бизнес в нынешней турбулентности.
«Открыть — не вопрос, тем более сейчас можно даже никуда не ходить, зашёл на госуслуги — и получил документы. Дальше только вопрос, сколько вы готовы вложить в своё дело», — отметила Елена Одарюк.
А учитывая, что среди человеческих потребностей туризм и путешествия стоят далеко не на первом месте, рассчитывать на прибыльность дела особо не приходится, добавила собеседница. Деньги на туры обычно тратятся по остаточному принципу и только теми, у кого есть деньги на все базовые статьи расходов.
Полина Ласькова
Обсуждение (3)
Родственнику депутата, разумеется
Малый бизнес — это не канна или орхидея с регламентом по уходу, а колючий и неудобный сорняк, отрастающий после каждого "мероприятия" по зачистке. Денег в казну он, конечно, не приносит, но вполне успешно решает вопрос занятости населения. Поэтому на мой взгляд вся эта кампанейщина по раздаче вертолетных денег микропредприятиям — хрень пустая, потому что денег мало, а отчетности много! Лучше работают программы кредитования через тот же Сбербанк, а государству в этой сфере делать особо нечего.
Вот еще кому
https://sevastopol.su/news/vladeniya-zheny-ukrainskogo-nacionalista-v-centre-sevastopolya-okazalis-shire
вот умная женщина, её слова бы местным властям в уши, хвост и гриву.