Последние пустыри Симферополя исчезают под застройкой. Однако впереди рабочих идут учёные. Так сейчас и происходит в микрорайоне ГРЭС, где уже подходят к концу археологические раскопки курганов бронзового века. Какие тайны скрывает крымская земля, узнавал ForPost.
Богатые соседи
Работы ведутся на северной оконечности куэстообразной возвышенности Внешней гряды Крымских гор.
«Здесь встречаются степи и горы, поэтому эти места любили кочевники: они предпочитали просторы, а дальше в горы не шли. Поэтому здесь на плато и на противоположном берегу Салгира мы видим целые курганные «поля», если так можно выразиться», — описала местность руководитель раскопок, старший научный сотрудник Отдела античной археологии ФГБУН Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова.
Оставшиеся после древних «холмики» высотой от одного до нескольких метров привлекли внимание исследователей ещё в XIX веке. Как уточнила собеседница ForPost, в 1891 году член Императорской археологической комиссии, профессор Санкт-Петербургского университета Николай Веселовский был одним из первых, кто заинтересовался симферопольскими курганами.

Тогда, более ста лет назад, эти земли входили в состав имения помещицы М.Д. Талаевой, которая, как пишут в публикациях, «любезно согласилась», чтобы археологи произвели на её участке «раскопку».
«Таким образом на Талаевской земле было исследовано около десяти курганов. Вон тот возле леса сейчас является одним из самых известных и значимых в Северном Причерноморье как образец скифской культуры, потому что он оказался очень богатым», — показывая вдаль рукой, пояснила Анастасия Стоянова.
В Талаевском кургане учёные обнаружили захоронение, сделанное кочевым племенем скифов между IV-V в. н.э. По данным собеседницы, основное погребение находилось в земляной яме, внутри которой был сооружён ящик из каменных плит.
В нём находился костяк мужчины, на ступени в углу могилы — в качестве так называемой напутственной пищи в мир духов — остатки туши быка с ножом. По углам историки нашли три амфоры. Покойный был вооружён, по определению археолога, «уникальным» топориком с золотыми накладками на ручке и колчаном со стрелами, а также украшенным растительным орнаментом ритоном (сосуд для питья) из рога благородного оленя. Среди костей была обнаружена золотая гривна с окончаниями в виде голов львов. Сейчас все «симферопольские» артефакты находятся среди экспонатов Эрмитажа.

На соседнем мысу, продолжила Анастасия Стоянова, расположен курганный могильник Дорт-Оба. Одно из четырёх погребений этой группы, которую также исследовал петербургский археолог, оказалось не менее богатым.
Тайны прошлого
В XXI веке эти земли, по данным собеседницы, распаёваны и отданы под застройку. При этом Талаевский курган, являясь памятником культурного наследия, охраняется государством, так что уничтожение под ковшом экскаватора ему не грозит.

Два кургана, которыми сейчас занимаются археологи, несмотря на скромные размеры, в 2023 году были выявлены и поставлены на государственный учёт Институтом археологии РАН Крыма, подчеркнула Анастасия Стоянова. Это стало обременением для владельца земельного участка, который решил год спустя возвести на пустыре коттеджный посёлок.
«Когда памятник находится на частных землях, и их хозяин хочет здесь что-то строить, он обязан провести археологические изыскания. Именно для этого нас и пригласили», — пояснила историк.

Таким образом, 20 марта экспедиция, выехав на местность, приступила к исследованию. Первым делом бульдозер аккуратно тонкими пластами снял верхний слой почвы, поделилась методикой собеседница ForPost. Как только специалисты заметили кладку камней или пятно грунта другого цвета, технику остановили. Дальше в ход пошли лопаты, ножи и кисточки.
«Таким образом дошли до материка — плотной стерильной земли, здесь такой известковый суглинок со скалой, — описала Анастасия Стоянова. — Кочевые племена, как правило, именно в таком материке выкапывали яму, клали туда покойного и сверху насыпали курган. Насыпь, как и сейчас, была хорошо видна издалека, поэтому более поздние племена либо соплеменники через год или даже столетие туда «впускали» тела своих умерших: то есть они не делали новый курган, а, грубо говоря, рыли яму в готовом холме. Нередко при этом попадали в первоначальную могилу и нарушали её».

Так произошло и в этом случае. Как установили археологи, заполнение прямоугольной ямы основного погребения одного из курганов было «переворошено с костями». Сверху лежал небольшой железный нож и бронзовая подвеска в виде бубенчика.
«Подвеска явно половецкая, да и железный нож не мог быть изготовлен в эпоху бронзы, к которой относится основное захоронение. Скорее всего, половца в одиннадцатом веке похоронили в уже существующем кургане. В придачу в советские годы оба костяка перемололо плугом при распашке земли», — высказала предположение историк.
Археологи датировали находки бронзовым веком по позе найденных останков: покойники были погребены лёжа на боку с подогнутыми ногами и руками, кисти сложены вокруг лица. Причём во втором тысячелетии до нашей эры одного из них «впустили» к двум существующим ранее — по этим признакам основные захоронения можно отнести ко II тыс. до н.э. или даже к более раннему времени — к эпохе ранней бронзы.
Представители какого народа здесь хоронили своих усопших, утверждать сложно. Учёные пока не нашли никакого погребального инвентаря, который бы им помог определить его владельцев.

Тем временем в Севастополе при постройке частного дома в Балаклаве строители наткнулись на артефакты. Как установили вызванные на месте археологи, найдено четыре хозяйственных ямы и одно погребение с человеческими костями. Это позволило определить, что перед учёными — остатки поселения VIII-X вв. Выявленный объект археологического наследия получил название «Поселение Кадыковское северо-западное».
Пелагея Попова
Фото автора