В настоящее время онлайн-образование — одно из самых стремительно развивающихся направлений. У предпринимателей есть свои причины обращать внимание на рынок онлайн-обучения: он всё ещё развивается, а значит, есть возможность сравнительно легко построить бизнес. Онлайн-школы быстро окупаются, приносят своим создателям большую выгоду и удобны в создании и эксплуатации. Звучит сложно, но на самом деле создать с нуля онлайн-школу может каждый.
Преимущества
Такая школа имеет множество преимуществ перед обычной:
— можно собрать маленькую команду и работать удалённо, а не арендовать офис;
— в стадии развития рынка онлайн-образования конкуренция на нём пока что сравнительно небольшая;
— аудитория увеличивается в разы: вашими услугами могут воспользоваться клиенты из любой точки мира;
— прибыль бизнеса очень большая при сравнительно малых затратах: стартовать можно даже без привлечения инвестиций, а полная окупаемость достигается быстро (в большинстве случаев — меньше года);
— один и тот же продукт можно продать бесчисленное количество раз — он информационный;
— лицензия не обязательна.
Онлайн-образование прямо сейчас — золотая жила для предпринимателей, но с каждым днём рынок пополняется новыми и новыми онлайн-школами. Поэтому, если вы решились на её создание, медлить нельзя. Что же дальше?
Определение формата
С чего следует начать, так это решить — чем именно вы хотите заниматься? Не имеет значения, сами вы будете преподавать в онлайн-школе или пригласите в проект эксперта: главное — выбрать направление. Конечно, выбирать стоит ту тему, которую ещё не затрагивали другие. Сейчас на рынке онлайн-образования полным-полно школ на любую тему: нужно найти нишу, которая заинтересует именно вас и не будет производить вторичный контент. Именно выбор правильной ниши может гарантировать высокий и стабильный доход. Адаптировать под формат онлайн-обучения можно практически всё что угодно: это могут быть фотография, кулинария, йога, астрология, маркетинг в социальных сетях, копирайтинг. После выбора темы и подбора эксперта выбирается формат: это могут быть видеоролики, подкасты, статьи.
Также в понятие формата включается и юридическая сторона вопроса. Можно оформить онлайн-школу как ИП, не оформляя права на образовательную деятельность и просто предоставляя свои услуги — этого вам никто запретить не может. Можно поднапрячься и оформить бизнес как ООО — придётся получить лицензию на образование. А ещё можно приобрести патент на репетиторство: он обойдётся вам примерно в 30 тысяч рублей.
Сотрудничество
Выбрав формат и продукт проекта, можно приступать к выбору стратегии создания контента. Вы можете быть как создателем школы, так и экспертом в ней. А можете разделить обязанности и пригласить кого-то в качестве эксперта — сотрудничать с вами на постоянной основе или один раз создать продукт, а уже потом самостоятельно его продвигать.
Искать партнёров можно в собственном окружении или на специальных платформах для поиска бизнес-партнёров. Самое главное — доверять своему партнёру и быть уверенным, что он производит качественный бизнес-контент, который не стыдно представить в качестве продукта в онлайн-школе.
Целевая успеха
Основа успеха — правильное определение целевой аудитории. От него зависит, будет ли ваш продукт пользоваться спросом: если попасть точно в цель, то при продвижении онлайн-школы ей заинтересуются именно те, на кого вы рассчитывали, а значит, ваш продукт будут покупать.
При определении целевой аудитории следует ориентироваться на:
— пол и возраст;
— семейное положение, профессию, уровень дохода;
— жизненные ценности (это могут быть карьера, семья, дети, личностный рост);
— религиозные воззрения;
— ту проблему, которую покупатель может решить, приобретая ваш инфопродукт (здесь может быть всё что угодно — от проблем со сном до диет; необходимо определить, кому именно ваш продукт пригодится);
— на что потенциальный клиент может обратить внимание (пригодится для определения формата: что клиенту удобней — видеоролик или статья?).
Целевая аудитория — именно те люди, которые увидят ценность в вашей онлайн-школе. Поэтому так важно «откалибровать» её и найти тех, кто ваш инфопродукт купит.
Команда
Без слаженной команды не обойтись. Она может быть маленькой, а её участники — разбросаны по всему свету, но это не главное. Для успешного развития понадобятся несколько человек: SMM-менеджер — чтобы разобраться в тонкостях продвижения школы, дизайнер-верстальщик — для создания привлекательного и качественного визуала (сайт, блог и т.д.), а также менеджер по продажам и таргетолог. Если в качестве формата курсов вы выбрали видеоблог, то будет необходим и монтажёр: видеоролики будут являться лицом вашей школы, и выполнить их нужно будет качественно. Даже маленькая, но слаженная и трудолюбивая команда может добиться в бизнесе огромных успехов.
Финансовая модель
В тонкостях бизнес-плана онлайн-школы необходимо разбираться с менеджером по продажам, но самое главное — создать финансовую модель для трёх вариантов развития школы: оптимистичного, пессимистичного и реалистичного. Это поможет просчитать все риски и более трезво взглянуть на свои силы. Проведите аудит своих активов и пассивов: подумайте, какие ресурсы помогут вам достичь оптимистичного результата, а чего вам для этого пока не хватает — и как это можно исправить.
Образ продукта
Для того чтобы инфопродукт точно достиг своей целевой аудитории, необходимо выстроить образ товара: это базовые функциональные потребности или эмоциональные?
Сформируйте список того, что клиент получит, если приобретёт ваш продукт. Какой результат его ждёт на выходе? Какие эксперты будут представлять онлайн-школу? Из скольких уроков и модулей состоит курс? Составьте такой список вопросов, ответы на которые вы сами бы хотели получить, проходя онлайн-курс.
Также необходимо описать, что есть уникального в вашем инфопродукте. Найдите в нём что-то такое, что ещё не встречалось у конкурентов. Опишите продукт так, чтобы стало ясно: ваше предложение очень выгодное.
Чтобы соблюдать эти два условия, включите в своё продвижение следующие качества инфопродукта:
— полезность — клиент должен видеть, какую практическую пользу несёт ваш курс;
— экстренность — укажите точный срок, когда клиент получит обещанный результат;
— точность — будьте специфичны: что именно клиент получит; не гнушайтесь статистикой!
— уникальность — клиент должен быть уверен, что подобных знаний он не получит больше нигде.
Создать онлайн-школу с нуля — дело, безусловно, сложное, но стоящее свеч. Рынок онлайн-образования сравнительно юн, но просуществовал уже достаточно, чтобы позволить новым предпринимателям учиться на ошибках прежних. Главное — не уходить с намеченного курса и привносить во всё энтузиазм и креатив. И тогда всё получится!
Дарья Макридина
Обсуждение (3)
М-да, этих онлайн-школ сейчас как мух развелось, что не зайдешь в инстаграм или вк, то каждый третий - эксперт по психологии, фитнесу, инвестициям и прочему. Особенно забавно наблюдать как эти эксперты в определенный момент начинают запускать "марафоны", где за деньги ты должен выполнять хотелки наставника по скопипащенному тексту) Такими темпами у нас некого будет учить)
и что это-образвание ?
Как правило такие обучения не обладают какой-то достаточной ценностью. Их условно можно разделить на мотивационные и технологические. Преобладают первые, где всякая лабуда. Вторая группа меньше, но и там тоже лабуда, чаще связанная с интернетом и знания там дающиеся очень быстро устаревают и перестают быть ценными. Научить чему-то реальному дистанционно сложно.