15 декабря 79 лет назад в Севастополе заработали подземные школы. От бомбардировок и артиллерийских обстрелов ученики и учителя прятались в бомбоубежищах, передает НТС.
В осажденном городе продолжали работать учебные заведения. Всего на территории Севастополя было организовано девять подземных школ. Проникнуться атмосферой боевого прошлого можно в музее береговой батареи № 11. Здесь каждый год 15 декабря вспоминают о мужестве учителей, которые продолжали нести доброе и вечное, несмотря на боевые действия, и детей, готовых сделать всё ради общей Победы.
«Из гильзы делалась лампа. Наливалось вещество горючее и зажигалась она вот таким образом».
При тусклом свете такой «коптилки» почти 2,5 тысячи севастопольских детей учились писать, считать и читать. Во время обстрелов и бомбёжек в годы Второй Героической обороны города школы «ушли» в бомбоубежища. Вместе занимались ребята с первого по четвёртый класс и с пятого по десятый.
В одном из помещений 11-й береговой батареи, где находился командный пункт Береговой обороны и штаб Приморской армии, воссоздали атмосферу катакомбного класса. Здесь регулярно проводят уроки мужества. Не могли обойти стороной и день, когда в 1941 году в Севастополе заработали подземные школы. Фронтовые письма перьевыми ручками написали ребята из 17-й школы.
«Когда я себе это представляю, это очень страшно, потому что идёт война, а тебе ещё надо учиться. Тут нет света, такой воздух, что дышать тяжело. Тем более сейчас у нас было открыто это здание, но всё равно дышать тяжело. Там такие парты деревянные, всё измазано в чернилах. Это прям атмосферно», – рассказала Евангелина Глазычева, ученица 5 класса школы № 17.
«Я бы не смог в таких условиях учиться, потому что я не понимаю, как дети много лет назад так могли учиться. По атмосфере, как по мне, учиться было сложно, потому что ещё сверху стреляли, ещё вдобавок жарко», – поделился Иван Вень, ученик 5 класса школы № 17.
Подземные классы не были приспособлены к учебному процессу, поэтому в помещении меньше стандартного школьного кабинета могли заниматься около 60 человек. В таких тесных условиях дети учили математику, русский и даже немецкий язык.
«Предметы были, конечно же, те же самые и ещё были уроки труда. На уроках труда девочки, например, вязали тёплые вещи для наших бойцов, мальчики делали такие предметы: чайники, коптилки – такие лампы из гильз снарядов, делали котелки из крышек пороховых снарядов. И всё это шло на фронт. Нигде никогда ни в одном городе Советского Союза во время полной блокады учебного процесса не было, кроме Севастополя», – поделился Владимир Семёнов, директор музейной экспозиции «11-я береговая батарея».
Помогают в работе музея представители Школы волонтёров, созданной на базе Ресурсного центра поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Несколько раз в год добровольцы проводят субботники на территории батареи, сажают растения и содействуют наполнению экспозиции.
«Мы помогали Владимиру Александровичу собрать аутентичные ручки, чернильницы, сами чернила. Тех лет, конечно, это не 40-е годы, это 50-е – 60-е годы, но мы натаскивали всяких активов, которые есть практически в каждой семье. И мы призывали всех людей делиться этими раритетами с народным музеем «11 береговая батарея», – добавила Людмила Панова, директор Ресурсного центра поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Народный музей – это пример взаимодействия неравнодушных людей, которые сохраняют память о героических защитниках Севастополя и передают её следующим поколениям.
Обсуждение (7)
Замечательный музей, великолепно воссоздаёт атмосферу осаждённого Севастополя. Каждый школьник Севастополя должен побывать в этом музее (правда, сейчас ковид не позволит, но когда-нибудь он пройдёт!), чем раньше (имею ввиду начальные классы), тем ярче останутся впечатления, а в более старшем возрасте самим захочется прийти.
Помним.
Почему бы не назвать имена учителей этих школ? Ведь их не так много.
to айлант:
Не мешало бы и Шмеркель туда сводить: фюрер евросоюза должна помнить, что творили их отцы и деды в Крыму. По сравнению с их преступлениями санкции против крымчан выглядят мелким хулиганством.
Да водили туда детей классом , но когда пятиклассник взял в в руки факел и сказал Алах Акбар один день живем прозрел сам от нашего патриотизма
Знать и пропагандировать историю своего города - это очень достойно. Но хорошо бы при этом и историю своей страны не забывать.
Это я про "ни в одном городе... во время полной блокады..." ...
К минусам, как таковым я равнодушен. Но стало любопытно: это сюда лично Семёнов заглянул или у нас тут имеется еще один "альтернативный историк"?