В предгорье Крыма расположена крупная ферма, где на продажу выращивают ценную породу скота — корову абердино-ангусской породы, из мяса которой производят мраморную говядину. С какими трудностями столкнулись фермеры, занимающиеся таким новаторским для полуострова направлением, и насколько регион в принципе обеспечен собственным мясом, узнавал ForPost.
Не опуская рук
Уроженцы Крыма Татьяна и Александр Цветковы жили в Харькове и все дальнейшие планы на жизнь связывали с этим городом. Однако в 2014 году крымчане, почувствовав себя некомфортно на Украине, приняли решение вернуться на родину. Поменяв привычный уклад, супруги пошли ещё дальше: они, городские жители, обосновались в одном из сёл Белогорского района.
«У нас дети были совсем маленькие, и мы хотели заниматься экологически чистыми продуктами, в первую очередь, для них. Наша цель была — своя корова и огород», — поделилась воспоминаниями Татьяна.
Однако со временем свежеиспечённые селяне вошли во вкус и стали расширять хозяйство. Так, по госпрограмме Цветковы получили в Белогорском районе первые сорок гектаров земли. Размышляя о том, чем заняться, чета фермеров сделала выбор в пользу мясного животноводства. На первый взгляд процесс производства мяса вчерашним горожанам показался легче, чем содержание молочного стада: пугала необходимость ежедневного доения и трудности с реализацией и переработкой готового продукта. Так, что в 2017 году они купили на материке 30 тёлок и двух бычков мясной породы.
Коровы абердин-ангусской породы.
Постепенно учась на своих ошибках, Цветковы осознали, что и за мясными коровами нужен постоянный и не менее затратный уход. Чтобы наладить своё фермерское хозяйства, супруги разделили между собой обязанности. Татьяна как экономист по образованию занялась экономической составляющей и взаимодействием с чиновниками, ветеринарами и бизнес-партнёрами, Александру досталась работа, связанная с уходом за животными.
За пять лет стадо Цветковых разрослось до двух сотен голов, хотя дела не всегда шли гладко, были и взлёты, и падения.
«Второй раз мы завезли в 2020 году взрослых животных, и сразу почувствовали большую разницу: ведь сначала привезли телят, которые здесь адаптировались и выросли на наших глазах. В этот раз коровы страдали, тем более в разгаре была засуха и невыносимая жара, — поделилась воспоминаниями собеседница ForPost. — Ну, какая разница, сегодня есть результат и большой опыт».
Белогорские фермеры разводят шотландских абердин-ангусских коров, из мяса которых производят мраморную говядину. По словам Александра Цветкова, из быка весом 800 кг на выходе можно ожидать 500 кг ценного мяса. Однако переработкой туш супруги пока не занимаются: выращенных до определённого возраста коров они продают. Клиенты находятся как в Крыму, так и на материковой части России, уточняет Татьяна.
Из 32 голов стадо Цветковых выросло до 200.
Начальник управления животноводства Министерства сельского хозяйства Республики Крым Алексей Каменцев заметил, что мраморная говядина хоть и привлекательный для продажи продукт, однако не каждый фермер решается на то, чтобы заняться её производством, так как это очень хлопотно.
«Для того, чтобы получилась мраморная говядина, необходима особая порода коровы и подготовка мяса», — пояснил собеседник ForPost.
Так, бычки мясной породы, достигнув 8-10 месяцев, переходят с материнского молока на специальное питание зерном или травой. По словам Алексея Каменцева, откорм на мясо выгоден только там, где есть возможность произвести качественный забой, есть цех по разделке туш и термокамеры для созревания мяса, в которых при температуре 0…+3 градуса продукция ферментируется в течение двух недель.
Животноводство развивается
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) Цветковых — первое в Крыму, которое получило государственные гранты на приобретение поголовья скота, рассказал Алексей Каменцев. По их следам пошли многие крымские аграрии.
«Сегодня маточное поголовье в Крыму составляет 626 голов, а в целом — около тысячи голов «мясников» у нас есть. Коров абердино-ангусской породы выращивают практически в каждом районе республики, но наиболее крупные хозяйства на 200 голов сосредоточены в Белогорском и Джанкойском районах», — уточнил чиновник.
С каждым годом к животноводству обращается всё больше крымских фермеров, хотя по сравнению с растениеводством показатели пока скромные. По данным Алексея Каменцева, это связано с дефицитом пастбищ: в Крыму земли чаще берут под посевы, поскольку это требует меньше труда и средств.
На ферме Цветковых.
Сейчас на прилавках крымских магазинов и рынков не часто можно встретить говядину местного производства. Ретейл в основном закупает мясо на материке, а не на полуострове.
«Крым сегодня в полном объёме обеспечен мясом, но собственного производства хотелось бы, конечно, больше. Сейчас только 30-35 процентов приходится на наше местное производство мяса в целом», — отметил собеседник ForPost, не уточнив, какая доля приходится на курятину, свинину и говядину по отдельности.
Кстати, Белогорский район Крыма славится не только животноводством, но и пчеловодством. Как писал ForPost, женщина-пасечник Гульзара Мусаева переехала сюда из Севастополя, променяв работу в офисе на агробизнес и чистый воздух.
Пелагея Попова
Фото автора