Новости Севастополя

Как трагедия обесценивается через экран смартфона

Служба новостей ForPost

Это не очередной текст про теракт в «Крокусе», это текст про нас.

Как трагедия обесценивается через экран смартфона

Шокирующие событиями выходные позади. Но отголоски трагедии в «Крокусе» ещё долго будут гулко отзываться мыслью в сознании, что так не должно было быть.

Наверное, каждый, кто следил, как стремительно разворачивались события в концертном зале, где, как позже выяснилось, погиб и севастополец, буквально кожей ощущал себя непосредственным участником этого кошмара.

Такой своеобразный 5D-эффект достигался благодаря сотням фотографий и видео, которые практически ежесекундно разлетались по сети.

Полные жестокости кадры от очевидцев, участников, исполнителей, спасателей, правоохранителей… Они приковывали нас к экранам и беспощадно погружали в пучину событий. Распространяли боль, ужас, отчаяние, страх и злость.

С точки зрения СМИ, в такой скорости и объеме распространяемой информации есть свои плюсы. Это дает возможность каждый момент быть в курсе и оперативно реагировать на события.

Но есть и другая сторона медали – менее очевидная, но… имеющая право на существование.

Мы не умеем помогать…

История «Крокуса» в очередной раз показала, как меняется поведение людей в экстренных ситуациях с приходом высоких технологий.

При виде того, кто нуждается в помощи, окружающие не всегда стремятся как можно скорее эту помощь ему оказать – хотя она, возможно, спасла бы кому-то жизнь.

Сначала включается камера смартфона.

«Мы наступаем на те же самые грабли. Лежат раненые люди, которые ещё вполне перспективные "трехсотые", а между ними ходят люди с мобильными телефонами и снимают все это на камеру. Вместо того чтобы хотя бы наложить жгут и остановить кровотечение», – поделился наблюдениями специалист по спасению людей в экстренных ситуациях.

кропус сити мчс спасатели

Чтобы спасти человека, иногда достаточно элементарных действий, которым учат ещё в школе, – повернуть его на бок, чтобы он не захлебнулся собственной рвотой, удержать от западания язык или остановить сильное кровотечение подручными средствами.

«Для этого ведь ничего не нужно, но люди элементарному учиться не хотят. Везде мы видим стандартную ситуацию. Например, в том же Донецке после прилета на рынок: лежит женщина в крови, кричит, просит помощи, а вокруг куча народа ходят с телефонами и снимают», – искренне возмутился собеседник.

За свою многолетнюю практику он не раз сталкивался с такой отстраненностью очевидцев. Одним из примеров собеседник вспомнил случай из практики.

На Фиоленте мужчина сорвался с небольшой высоты, но повредил обе ноги и не мог подняться.

Вместо того, чтобы помочь человеку, около десятка зевак снимали пострадавшего на камеры.

«В принципе к нему спуститься можно было, посмотреть, что с человеком, – там есть откос, тропа. Но никому даже в голову не пришло это сделать», – поделился печальным опытом спасатель.

Проблема современного общества, считает профессионал, в том, что два года идут военные действия, а люди в большинстве своем не имеют понятия, как действовать в экстренных ситуациях: навык оказания первой помощи отсутствует напрочь.

…и разучились сострадать

Если долго смотреть в бездну, бездна посмотрит в тебя, в связи с трагедией в «Крокусе» напоминает севастопольский писатель Платон Беседин. Опасность восприятия мира через камеру ещё и в том, что можно потерять способность сострадать.

«Современный человек всё воспринимает через экран, через камеру – любую трагедию. И так привыкает к ней. И так лишается эмпатии, возможности сострадать», – написал он.

С такого ракурса новости о происшествии уже воспринимаются не как оперативная информация. Это больше похоже на животную жажду крови, когда одно зло порождает ещё большее зло. Хоть и вызванное праведным гневом.

«Сегодня я видел именно это – как плодили зло, как несли ад. Продолжали расстреливать людей, горела крыша, а телеграм-каналы один за другим несли новости о трагедии. Они не просто сообщали – погибло 13, 15, 20, они с каким-то сатанинским упоением постили и репостили видео. Зверские видео – вроде "террористы расстреливают людей, оказавшихся в углу". Пользователи смотрели это и оставляли свои идиотические комментарии. Сострадали ли они? Или всё воспринималось точно как картинка?» – интересуется Платон Беседин.

Получается, что участниками этого процесса становится каждый, у кого есть смартфон и доступ в интернет.

видео трагедия съемка

По мнению Беседина, в этой оголтелой гонке за просмотрами и репостами изменилась и сама журналистика.  Теперь ее задача – напугать и ошарашить, потому что «страх, отвращение, смерть продаются лучше всего», констатирует он.

Добавим: и просматривается такой контент аудиторией, увы, тоже лучше всего.

«Смерть стала товаром, и это одна из причин, почему человеческая жизнь ничего не стоит. Вы можете обвинить меня в пустом философствовании, но я на сто процентов уверен в том, что одна из причин происходящего ада – то, что мы смотрим на мир через камеру, в том, что мы перестали видеть человека в другом человеке, в том, что обесценили человеческую жизнь», – уверен писатель.

Можно по-разному относиться к описанным выше мнениям и явлениям, соглашаться или спорить, приводить доводы разной степени убедительности, неизменно одно: мы все продолжаем смотреть на мир через камеру.

Полина Ласькова

Фото пресс-службы МЧС РФ и сгенерированные нейросетью fusionbrain.ai/

5097
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Обсуждение (19)
Николай Орлов
3386
Николай Орлов

Дело не в камере, а в том, что, берясь оказывать первую помощь пострадавшему, иногда можно только ухудшить его состояние. Даже врачи, не имея рентгеновских снимков, не могут быть уверены, можно ли переворачивать пострадавшего, ведь у него может быть перелом позвоночника, или внутреннее кровотечение.

Дети Рыбы
225
Дети Рыбы

Абсолютно согласен с автором! Любая трагедия становится источником хайпа для снимающих(( Противно было смотреть видео с вещающими из Крокуса блогерами! Вот я стою, вот я бегу, вон стреляют....А помочь людям не пробовали?? Когда то и вас так кто-то снимет, а вам так будет нужна просто помощь!!! Бумеранг вернется!

ЛаскаВластах
794
ЛаскаВластах

 

Дело не в камере, а в том, что, берясь оказывать первую помощь пострадавшему, иногда можно только ухудшить его состояние. Даже врачи, не имея рентгеновских снимков, не могут быть уверены, можно ли переворачивать пострадавшего, ведь у него может быть перелом позвоночника, или внутреннее кровотечение.

 

to Николай Орлов:  

;А когда явные повреждения от огнестрела например ранение в руку,или ногу и просто наложить жгут или помочь вывести пострадавшего из зоны более серьезной опасности тоже ничего не делать?Не надо оправдывать бездействие этих..как бы так чтобы не матом назвать "операторов".

olga-smirnova2006
3398
olga-smirnova2006

to ЛаскаВластах:  Согласна, особенно когда речь не просто о "бездействии", а о стремлении снять жертв и поскорее выложить видео в интернет. Самым смакующим, честное слово, поневоле хочется пожелать, чтобы и их мучения и смерть когда-то кто-т о запечатлел. Как у Высоцкого: "В другой (жизни) тебе дарован будет верный зоркий глаз". 

vikas
102
vikas

А может быть, дело не в камере? Может быть, мы стали равнодушны к смерти вообще, в принципе? Эти видео... И я даже не о "Крокусе".  Может быть, увидев кадр, когда в Белгороде беспилотник убивает женщину с двумя собачками, у кого-то в конце концов зайдётся сердце? Может, это "сатанинское упоение" телеграм-каналов даст совсем другие плоды и любое убийство станет для смотрящих тем самым смертным грехом, которому нет оправдания?..

Николай Орлов
3386
Николай Орлов

to ЛаскаВластах:  

Я про это: 

 Чтобы спасти человека, иногда достаточно элементарных действий, которым учат ещё в школе, – повернуть его на бок, чтобы он не захл...бнулся собственной рвотой, удержать от западания язык или остановить сильное кровотечение подручными средствами.

Serggio
27488
Serggio

По мнению Беседина, в этой оголтелой гонке за просмотрами и репостами изменилась и сама журналистика.  Теперь ее задача – напугать и ошарашить, потому что «страх, отвращение, смерть продаются лучше всего», констатирует он.

Ну и чему тогда удивляться? Сами создали этот мир, сами сделали его таким, сами расставили новые приоритеты (не забыв при этом высмеять и оболгать старые), сделали такой подход модой и способом заработка больших денег - и что ожидали получить?

ЛаскаВластах
794
ЛаскаВластах

to olga-smirnova2006:  

to ЛаскаВластах:  Согласна, особенно когда речь не просто о "бездействии", а о стремлении снять жертв и поскорее выложить видео в интернет. Самым смакующим, честное слово, поневоле хочется пожелать, чтобы и их мучения и смерть когда-то кто-т о запечатлел. Как у Высоцкого: "В другой (жизни) тебе дарован будет верный зоркий глаз". 

 Вот хоть убей я не понимаю,для меня это дико...они своих близких тоже бы снимали вместо того чтобы помочь чтоли.

ЛаскаВластах
794
ЛаскаВластах

to Николай Орлов:  я вас понял,извините если что не так сказал.

Galaxe
9500
Galaxe

Давно все уже придумано - крепится экшн-камера на лоб, или видеорегистратор на грудь. При этом люди работают, бойцы воюют, медики оказывают помощь, а не стоят и только тупо снимают.

Белокаменный город
369
Белокаменный город

Одно дело, когда люди снимают радостные события: праздничный концерт, свадьбу, день рождения и т.д. И совсем не понятно зачем снимать трагедию, горе, смерть, а потом еще и впечатляться этим. Зачем?

Catman
528
Catman

Нет желания оправдывать блогеров. Но в некоторых ситуациях такое вот бездушное видео может случайно помочь в поимке преступнков или стать доказательством в суде.

Остряки
7696
Остряки

to Николай Орлов:  

Даже врачи, не имея рентгеновских снимков, не могут быть уверены, можно ли переворачивать пострадавшего, ведь у него может быть перелом позвоночника, или внутреннее кровотечение.

И что нужно снимать его на камеру и оставить в коридоре задыхаться в дыму или под ногами убегающих в ужасе людей или лежать одного в камнях в ожидании рентгена? Нужно хотя бы спросить что болит, чтобы сообщить в скорую не теряя драгоценное время.

to ЛаскаВластах:  

 я вас понял,извините если что не так сказал.

Всё Вы правильно сказали. Чтобы вызвать скорую или МЧС нужно хотя бы спросить о состоянии и вместо того чтобы звонить в аварийную службы люди занимаются съёмками теряя драгоценные минуты. 

 

Petr K.
153
Petr K.

Что-то аффтор стенает не в ту сторону. Есть, конечно, сторона тупости и равнодушия, и ступора в экстренных ситуациях. Тут примеры приведены. Но что все так плохо, это зачем? Да? Есть и совсем наоборот примеры. А монетизация трагедий - это с другой стороны. Например, не вызвала (удивления) реклама в сообщениях? У этой лютой монетизации есть имя . А сколько стоит отсутствие пожарной сигнализации  и дымоудаления? - тоже есть имя. А у монетизации завоза иностранных специалистов тоже есть имя. Вот где. Жуть.

ОлегПеретятко
4505
ОлегПеретятко

Вряд ли кто будет брать с собой на концерт экшн-камеру. Все же привыкли, что теперь и телефон и камера и браузер помещаются в кармане. Избалован нынче народ, это наверно потому, что плёночную кинокамеру в руках не держали. В годы моей юности видосы можно было снимать только так. Так что регистраторы и экшн-камеры - это скорее для тех, кому положено по долгу службы, а также для экстремалов. Хотя сейчас такое время, что даже посещение концерта либо любого места массового скопления людей уже можно считать экстремальным развлечением, где до полного комплекта не хватает каски, бронежилета, изолирующего противогаза, а также верёвки со снаряжением для спуска.

Давно все уже придумано - крепится экшн-камера на лоб, или видеорегистратор на грудь. При этом люди работают, бойцы воюют, медики оказывают помощь, а не стоят и только тупо снимают.

 Что же касается любителей поснимать, то здесь возможны разные мотивы. Как описанные выше, так и просто желание довести до друзей и родственников весь трагизм ситуации, чтобы они активнее пинали аварийные службы. К тому же, как совершенно справедливо было описано выше, эти кадры могут быть ценными для правоохранительных органов. Но я бы конечно в первую очередь наверно оказал бы помощь, а затем только снимал.

карапупс
681
карапупс

 

 Вот хоть убей я не понимаю,для меня это дико...они своих близких тоже бы снимали вместо того чтобы помочь чтоли.

 Да, а вдруг это последние минуты жизни. Их же очень важно снять на память. (САРКАЗМ)

Galaxe
9500
Galaxe

to Белокаменный город:  

Одно дело, когда люди снимают радостные события: праздничный концерт, свадьбу, день рождения и т.д. И совсем не понятно зачем снимать трагедию, горе, смерть, а потом еще и впечатляться этим. Зачем?

 Есть такое понятие, как фото-видеофиксация происшествия. Только это уже не о блогерах.

Алексашка 2.0
246
Алексашка 2.0

А вот, что делать с теми сотнями, кто на видео с "проклятых телефонов" пытается как можно быстрее ретироваться, а не бросается спасать раненых, которые со слов "спасателя" попадают в поле зрения камеры? Или это другое? Вот представляю себе этого смельчака, который под грохот очередей, бежит оказывать помощь раненых людей. А насчет "видеть человека в другом человеке" - так это со времен  Диогена. При чем тут камера телефона, Платон? Не ты первый печалуешься. Далеко не первый! Почти к конце    

Главное за день

Блеск стали, чеканный шаг и историческая форма: как прошёл День матросского бульвара в Севастополе

Историческая форма русских солдат XIX века смотрится стильно и величественно.
26/05/2026 13:02
895

Запасы топлива для Севастополя закуплены, но пока остаются на материке

Ограничения на заправках сохранятся до стабилизации поставок.
25/05/2026 16:14
2345

Война на истощение. Кто закончится раньше? – Лев Вершинин в «Бегущем по лезвию» ForPost

Логика и суть войны никогда не про мнение общества.
24/05/2026 18:00
2292

Что делать, если после атаки БПЛА невозможно уснуть: советы специалистов и горожан

Почему во время тревоги нельзя сидеть в телефоне до утра.
24/05/2026 16:01
3208

В каких условиях пережидают тревогу в подвалах детских садов

В одном подвале может находиться более сотни детей, жалуются родители.
24/05/2026 12:00
3756

Железнодорожная станция на севере Крыма остаётся закрытой

А из-за ночных ограничений на Крымском мосту снова опаздывают поезда.
24/05/2026 09:38
8128
Туризм

Пострадавшие от мазута пляжи Кубани официально открывают купальный сезон

Жители Анапы оказались обеспокоены новостями об открытии купального сезона.
26/05/2026 16:18
117

Из Ростова-на-Дону стало легче попасть на Южный берег Крыма

Маршрут автобуса проходит через исторические регионы России.
26/05/2026 15:30
390

Какие пляжи откроются к началу купального сезона в Севастополе

До начала купального сезона осталось три недели.
25/05/2026 17:13
1939

Пляжи Севастополя на 95% готовы к сезону: что уже сделали и где будут обновлять

До открытия сезона операторам осталось получить заключения Роспотребнадзора.
25/05/2026 11:00
1150

Монаха лишили сана за ром и желание подраться с полицией

Священнослужитель пытался попасть в бар, ругался с окружающими и вызывал полицейских «один на один».
24/05/2026 15:47
558

Бювет, ротонда и динозавры: чем удивляет гостей Сакский курортный парк в Крыму

Полностью завершить ремонт зелёного пространства планируют к концу 2026 года.
24/05/2026 12:30
2202