Россия

Как сохранить живую память о несдавшемся Ленинграде

Чтобы человек мог сопереживать трагедии и страданиям, он должен знать о них, подчеркнула эксперт.

Фото:
gov.spb.ru
Пискарёвское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге, на котором похоронены жители и защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

В России 27 января отмечают День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она продлилась 872 дня. За это время от ран, болезней и голода умерли сотни тысяч жителей города на Неве.

С тех пор прошло более 80 лет. Живых свидетелей страшной трагедии каждый год становится меньше. Современные способы подачи информации, к сожалению, чаще всего избегают глубокого погружения в тему. Как же сохранить память о тех днях, как выразить сопереживание блокаде Ленинграда, сочувствие его жителям?

Сохранение исторической памяти — важнейшая составляющая воспитания гражданина и патриота, отметила кандидат политических наук, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселёва:

«К этой аксиоме нет никаких вопросов. Вопросы возникают к способам сохранения этой памяти».

Объёмы информации, которые обрушились сейчас на людей, возросли до тех масштабов, которые без ущерба для психики усвоить невозможно, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.

Такие потоки данных вызывают состояние стресса у человека, если он не имеет специальной подготовки, добавил собеседник ForPost.

В такой обстановке, конечно, важны сохранение исторической памяти и проявление, поддержание эмпатии, то есть возможности человека прочувствовать то, что переживали люди когда-то давно в экстремальных условиях, создающих угрозу для их жизней, существования страны и народа, отметил политолог:

«Безусловно, важно сохранять память о Великой Отечественной войне в целом и отдельных трагических, драматических страницах той большой войны».

«Сводить всё к плакатам нельзя»

В РФ сегодня, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, проводят различные мероприятия в память о событиях, жертвах и героях тех дней.

Например, состоится всероссийская акция «Блокадный хлеб». Во время неё в Краснодаре местные активисты раздадут «кусочки чёрного хлеба весом 125 граммов — именно такой была норма для ленинградцев в самую страшную, голодную зиму 1941–1942 годов», анонсировали власти города.

Но может ли ломоть сегодняшнего хлеба, не сравнимого с горьким блокадным, передать трагедию погибших и выживших в те чёрные дни? Способен ли он вызвать сопереживание у современного человека, живущего в сытости и тепле?

А ведь есть Пискарёвское кладбище в Санкт-Петербурге — первое, что приходит на ум при упоминании блокады Ленинграда, — огромный мемориал, который позволяет хотя бы чуточку увидеть масштабы той трагедии. Но сколько нынешней молодёжи было там и вживую узнало о событиях в городе в 1941–1944 годах?

Есть дневник Тани Савичевой — очень короткий, всего девять строк, памятник жертвам блокады через призму одной семьи. Но сколько теперешних школьников читали его, вникая в то, что осталось за словами девочки?

Название акции «Блокадный хлеб» символично, а вот её проведение не должно сводиться только к раздаче 125-граммовых кусочков хлеба, полагает политолог Наталья Киселёва:

«Чтобы человек мог сопереживать трагедии и страданиям, он должен знать о них. Причём эти знания не должны ограничиваться единичными мероприятиями и просто раздачей хлеба».

Если речь идёт об учащихся, то такие мероприятия должны сопровождаться уроками памяти, отметила она:

«К сожалению, на них не будет времени посмотреть и обсудить какой-нибудь из художественных фильмов, посвящённых блокаде Ленинграда. А у нас есть достойные фильмы. Но сводить всё к плакатам нельзя. Здесь нужен трогающий сердца детей рассказ, качественный короткий фильм и искренний разговор. В Ленинграде школьники могут принять и принимают участие в траурном митинге на Пискарёвском кладбище. В других регионах надо находить другие способы».

Подальше от абсурда

Для сохранения исторической памяти совершенно не обязательно использовать приём с излишней экзальтацией, считает политолог Вадим Сипров:

«Я имею в виду технологии так называемого иммерсивного погружения — одного из методов событийного менеджмента, когда человек вводится максимально в искусственно реконструированную среду либо исторических событий, либо какую-то другую игровую ситуацию, но с элементами реконструируемой реальности. В связи с этим массовая раздача хлеба под видом «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам» представляется избыточной экзальтацией».

Какой смысл раздавать людям «блокадный хлеб», если достаточно просто рассказать, как голодало население города-миллионника, оказавшегося в кольце блокады, сказал наш собеседник:

«О том, сколько людей умирало, особенно в зиму с 1941 года на 1942 год, с 1942-го на 1943-й. Как люди экономили на продуктах питания. Рассказать о несправедливо, неправильно забытых примерах человеческого поведения: как ленинградцы, оказавшись в страшнейших условиях, не потеряли человеческое достоинство. То есть можно освежить, подать с помощью современных технологий советский опыт передачи информации о том, как люди жили в блокаде».

Поэтому акция раздачи «блокадного хлеба» представляется Вадиму Сипрову, по его словам, избыточной — она находится на очень тонкой грани с абсурдом: «если это продолжить, то, например, чтобы вспомнить о жертвах Холокоста, могут предложить людям прокатиться в газенвагене — недалеко, ненадолго, недостаточно для того, чтобы они получили тяжёлые отравления выхлопными газами».

Нужны неравнодушные

Главное, чтобы памятные мероприятия проводились неравнодушными людьми, не для галочки и отчётности, продолжила Наталья Киселёва:

«Меня, например, покоробило название методических рекомендаций в сценарии мемориального мероприятия «Гексы "Блокада Ленинграда" с краткой информацией для стенда». Ну, конечно, как же нам, россиянам, рассказать детям о блокадных граммах «с огнём и кровью пополам» без технологии шестиугольного обучения, придуманной в одной из частных школ Британии?! Мне трудно представить, что человек, составивший эти «гексы», сможет донести до школьников весь ужас пережитого блокадниками».

Собеседница ForPost привела «ещё один пример симуляции» — анонс сегодняшней акции в одном из региональных СМИ: «Хлеб жители смогут попробовать на 22 площадках. Для дегустации сделают более 10,5 тыс. кусочков хлеба».

Употребить слово «дегустация» к пусть даже условно «блокадному хлебу» может только автор, которому патриотизм прививали гексами, считает руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества:

«Разве такое может вызвать сопереживание и понимание трагедии 872-дневной блокады Ленинграда? А если такие чувства не появляются, тогда теряется смысл памятных мероприятий».

Не допустить искажения

Для сохранения, поддержания исторической памяти достаточно традиционных методов, уверен политолог, гендиректор «Института коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.

По его словам, есть ещё одно очень важное и серьёзное направление — недопущение искажения исторической правды, вещей, которые раньше, в советские времена, называли идеологическими диверсиями. Как пример — скандал с открытием мемориальной доски в честь Карла Густава Маннергейма.

Он сделал достаточно много для Российской империи в период службы в русской армии, но его руководство финской армией в войне против СССР, в том числе обеспечение блокады Ленинграда, полностью перечеркнуло все его прежние заслуги перед нашей страной, пояснил собеседник ForPost:

«И таким людям ни в коем случае нельзя открывать памятники, вывешивать мемориальные доски и воздавать какие-то почести за их прежние заслуги».

Другой пример — прозвучавшие несколько лет назад скандальные заявления о том, что Ленинград следовало бы сдать врагу во время Великой Отечественной войны, напомнил Вадим Сипров:

«Людям нужно объяснить хотя бы военную логику — по каким причинам Ленинград не был сдан. Этот город, в том числе и его мирные жители, оттягивал на себя огромную массу гитлеровских войск и не давал возможности Германии перебросить их на другие участки фронта».

На подобных примерах было бы правильно определить потенциальные болевые точки, конфликтные или спорные моменты в истории, в частности блокады Ленинграда, и сработать на упреждение таких случаев, подчеркнул политолог:

«Естественно, очень важным направлением является борьба с фейками. Один из них — то, что [первый] секретарь партийной организации [ВКП (б)] Ленинграда Жданов в то время, когда ленинградцы голодали, ел пирожное. Конечно, это явный фейк, потому что Жданов страдал диабетом и никаких пирожных есть не мог просто по медицинским показаниям. Авторов таких фейков — привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, желательно выяснять, зачем они это делают».

«Мы — народ-победитель»

Если же кому-то хочется иммерсивного погружения в прошлое, то пожалуйста — есть много военно-исторических клубов: либо профессиональные историки, либо любители, но очень глубоко владеющие темой, занимаются реконструкциями исторических событий, в том числе боевых действий периода Великой Отечественной войны, продолжил политолог Вадим Сипров:

«Я, например, знаю, что такие клубы работают и в Санкт-Петербурге, и в Калининграде, и так далее — и регулярно к памятным датам проводят реконструкции боёв, причём на конкретных местах [реальных] сражений. В Севастополе такие же активисты есть. Это даёт возможность людям увидеть, как всё могло быть на самом деле, погрузиться в ту атмосферу, почувствовать себя участником событий. Это важно с точки зрения патриотического воспитания и дополнительной возможности почувствовать себя потомком тех людей, которые пережили те события, победили в той страшной и очень тяжёлой войне».

В конце концов, по его мнению, важно устранить одну из тенденций, возникших с начала 2000-х годов: «нам вместо ощущения себя народом-победителем пытаются навязать комплекс жертвы».

Безусловно, наш народ понёс огромные потери в Великой Отечественной, но смог победить «тогдашний коллективный Запад, тогдашнюю объединённую Европу», продемонстрировал очень высокий уровень и полководческого искусства, и производства самых современных образцов военной техники, показал, что наша страна способна справиться с самой сильной армией в мире, резюмировал собеседник ForPost:

«Такой посыл должен стать ключевым посланием во всех мероприятиях в память о Великой Победе, во всех торжествах по случаю той или иной памятной даты, во всех мероприятиях, касающихся сохранения исторической памяти. Надо помнить в первую очередь о том, что мы — народ-победитель, а не народ-жертва. Именно поэтому раздача «ленинградских» кусочков хлебушка представляется мне ещё и неправильным позиционированием всех тех событий, которые связаны с блокадой Ленинграда, с героизмом и ленинградцев, и наших военных. Всё-таки мы и победили, и блокаду Ленинграда сняли».

Алексей Лохвицкий

548
Оцените статью:
4
В среднем: 4 (4 голосов)

Обсуждение (4)

Profile picture for user Serggio
24954
Serggio

Насчёт "Блокадного хлеба" тоже для себя отметил - было лишним. Явственно отдаёт шоу.  Особенно когда его раздают молодые румяные девушки в псевдоватниках. Это всё равно что учебники  истории заменить комиксами и раскрасками. Они и так сейчас не очень исторические, а будет совсем...  

Profile picture for user Serggio
24954
Serggio

Авторов таких фейков — привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, желательно выяснять, зачем они это делают».

В рамках декоммунизации: "Советская власть плохая, а народ вопреки ей - хороший".   

Profile picture for user d dd
7931
d dd

живую память никак не сохранить, уходят носители её, следующие поколения уже опосредственно имеют связь и понимание того,что пережили люди.

Кроме того, не очень то и распространялись в свое время о пережитом.

Profile picture for user Правда победит
1148
Правда победит

И что? Организаторы хотя бы публично извинились перед ленинградцами? (

 

(Как пример — скандал с открытием мемориальной доски в честь Карла Густава Маннергейма.)

Главное за день

Взрыв в жилом доме Севастополя оказался терактом СБУ

Завербованная террористка «Надечка» уже даёт признательные показания.
20:00
32
10953

Суд оправдал экс-директора департамента капитального строительства Севастополя

Уголовное дело против Иллариона Гапицонова касалось его раннего бизнеса в городе Керчи.
11:07
13
2693

Россиянам объяснили, как скорректировать пенсионный стаж

Пенсионерам сообщили о возможности исправить данные через «Госуслуги».
10:30
8
1324

За кого сыграет Овечкин в матче сборных США и России?

Матчи планируют провести в Санкт-Петербурге и Вашингтоне.
18:29
4
955

Что стоит за взрывом в Сумах: обвинения Киеву и ответ Минобороны

«Киевский режим продолжает использовать украинское население в качестве живого щита».
17:29
4
4032